Презентация инновационного проекта
«Исследовательская
работа
младших школьников
как способ реализации
деятельностного подхода
в образовании»
«Выстраивая стратегию инновационного развития, мы исходим из того, что образование не может оставаться только услугой, удовлетворяющей текущие запросы, и даже не может пассивно откликаться на запросы будущего. Оно обязано быть инициатором изменений в общественном сознании. При этом только тесное сотрудничество с лидерами науки и бизнеса позволяет формировать компетенции, требуемые для модернизации в приоритетных отраслях, и тем самым ответить на вопрос, чему учить.»
Д. А. Медведев
Учиться – это значит осознавать личную ответственность
за результаты обучения и владеть умениями самообучения.
Одной из приоритетных целей начальной школы является
формирование готовности к самообразованию, определенного
уровня познавательной культуры и познавательных интересов
учащихся.Чтобы получить такой уровень развития школьника
необходим исследовательский метод обучения.
Задачи исследовательской деятельности
Образовательные :
-активизация и актуализация знаний ;
- систематизация знаний ;
- знакомство с комплексом знаний, выходящих
за пределы школьной программы ;
Развивающие :
- умение размышлять, анализировать,
сравнивать, делать собственные выводы;
Воспитательные:
- создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими;
-публично представлять результаты исследования;
Исследовательская работа в 1 классе
В 1 классе используются специальные игры и задания, позволяющие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Первый этап – тренировочный. Учимся задавать вопросы себе, взрослым, искать информацию в книгах, наблюдать, проводить эксперименты.
- Сколько детей у льва?
- Какие фигуры одинаковые?
- Кто прячется в траве?
- Кто спрятался на картинке?
Урок – конференция «Что я узнал о животных?»
Первый этап – подготовительный. Ведётся подбор литературы, анализ художественных источников.
Второй этап – выступление и обсуждение работ.
Третий этап – заключительный. Подведение итога и выставка лучших работ.
Ярмарка творческих идей « На что похожа цифра?»
Предлагается задание:
« Посмотрите на цифры глазами художника»
Результат – безграничная фантазия и творчество детей.
Исследовательская работа во 2 классе
В этой таинственной грамоте – список предметов, необходимых школьнику.
Расшифруй старинную рукопись.
Из каких трёх фигур можно сложить квадрат?
Найди ошибки художника.
Сотрудничество с логопедом и психологом
« Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорили древние греки. Гипотезы возникают как возможные варианты исследования. Для проверки гипотез нужно привлекать экспертов.Например, по теме «Почему дети любят компьютерные игры» в качестве экспертов привлекаются логопед и психолог.
Исследовательская работа в 3 и 4 классе
Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как настоящее исследование , надо защитить публично.
Проектное задание « Какая она – школа будущего?»
- Тема проекта должна заинтересовать и увлечь. Она должна быть оригинальна, но выполнима. Темы можно разбить на три группы:
- - фантастические( ориентированые на разработку необычных, фантастических объектов и явлений)
- - теоретические ( ориентираванные на изучение фактов и материалов различных источников)
- - эмпирические( проведение собственных экспериментов)
Проектное задание « Чудеса с других планет»
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей. Точнее, мы получаем два результата. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками – макет, рисунок, проект. Второй Самый важный – опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, т.е. спектр новообразований, отличающего творца от простого исполнителя.
Результатом работы по внедрению исследовательской деятельности является участие детей в школьных предметных олимпиадах, публикации творческих работ в районной газете. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие у них потребности узнавать новое, запускать механизм саморазвития.
Кромы – родина моя.
Люблю посёлок Кромы
Здесь родина моя.
Люблю посёлок Кромы
Ведь здесь моя семья.
Люблю посёлок Кромы
За свет и доброту.
Люблю посёлок Кромы
За всю его красу.
И сколько в мире много
Посёлков, городков
Я лишь посёлок Кромы
Всю жизнь любить готова. Гольцова А.