Просмотр содержимого документа
«Презентация к теме "Методы музыкотерапии в образовательном процессе"»
Музыкотерапия в образовательном процессе
Музыкотерапия в реабилитации – технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности ребенка, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активации социально-адаптивных способностей.
Возможность коррекционного воздействия музыкотерапии на ребенка
- Снимает психоэмоциональное напряжение
- Способствует фокусировке внимания
- Активизирует зрительное восприятие
- Оказывает воздействие на минутный объем крови, частоту пульса
- Регулирует кровяное давление и уровень сахара в крови
- Повышает и понижает мышечный тонус
- Стимулирует появление эмоций
- Улучшает кратковременную память
- Повышает показатели вербального и невербального интеллекта
Музыкотерапия и её виды
Пассивная музыкотерапия :
- Музыкопсихотерапия – нормализация психоэмоционального состояния пациента
- Музыкосоматотерапия – контактное лечебное воздействие на тело человека
- Фоновая музыкотерапия – музыкальное сопровождение какой - либо деятельности.
- Перцептивная музыкотерапия – перцепция
( восприятие) музыкального произведения с целью коррекционного воздействия музыкой на внутреннее состояние человека (на развитие ВПФ, эмоционально-волевую сферу, подвижность нервных процессов).
Вокалотерапия
- это лечение «правильным пением» , а так же умение чувствовать в различных частях тела «резонанс» , или отражение собственного голоса.
Голос – индикатор здоровья человека.
Терапия в музыкально – пластической деятельности
- Ритмотерапия – это древнейший способ
выражения чувств и переживаний через музыкально-ритмические упражнения.
- Кинезиотерапия (лечение движением)
Кинесиология («гимнастика мозга») в сочетании с музыкой это метод, содействующий преодолению межполушарной асимметрии мозга, позволяющее расширить компенсаторные возможности ребенка.
Фольклорная арт-терапия
- это метод, позволяющий гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, который опирается на восприятие традиционного русского песенного фольклора. Как технология реабилитации используется при нарушениях индентификации личности ребенка.
Логоритмика
- это система музыкально –двигательных, рече -двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. На уроках общеобразовательного цикла, особенно, уроках начальной школы, логоритмику можно использовать вместо физминутки с коррекционной целью или в начале урока для активизации межполушарного взаимодействия.
Музыкальная коррекция в системе внеклассной деятельности
Фронтально на всех занятиях дополнительного образования :
- Минуты отдыха
- Валеопаузы
- Физкульт-минутки
Технология проведения релаксации
Педагог включает музыку, ученики сидят в удобных положениях и расслабляются.
Формулировка расслабления:
- Сядьте глубоко на стул, согните ноги под прямым углом, поставьте ступни ног параллельно друг другу;
- Положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх;
- Опустите голову немного вперед, расслабьте мышцы лица, разомкните зубы при закрытых губах, закройте глаза;
- Опустите плечи, выпустите воздух, еще больше...
- Дыхание спокойное, поверхностное.
Время проведения музыкотерапии
- Музыкотерапия с релаксацией (перцептивная)
на уроках - 3 мин.
- В экстренном случае возможно проведение музыкотерапии с релаксацией до 10-15 мин .
- Фоновая музыкотерапия используется на уроках в течении одного вида деятельности учащихся
8-10 мин.
- Вокалотерапия, ритмотерапия, кинезиотерапия, логоритмика используются на уроках как одна их физминуток – 3 мин.
Осторожно, громкая музыка!
- Самые тихие звуки, которые способно уловить здоровое ухо, это звуки силой 10-15 дБ
- Шепот оценивается уже в 20 Дб
- Обычный разговор – в 30-35 Дб
- Крик с уровнем звукового давления в 60 Дб
- Опасны для слуха звуки силой от 90дБ
Человеческий организм очень хрупок, и его надо беречь.
Во всем должны быть мера и гармония…
А как поется в одной известной песне,
« в музыке только гармония есть…
слушай музыку…».