СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам литературы в 5 классе "Поэты Серебряного века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрывается понятие "Серебряный век русской литературы", перечисляются поэты этого периода, представлены портреты писателей, изучаемые стихотворения, иллюстрациик ним, задания на восприятие произведений (по программе Т.Ф. Курдюмовой).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам литературы в 5 классе "Поэты Серебряного века"»

Поэзия 20 века ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Поэзия 20 века

ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Определимся с понятиями… Время, когда творил А.С. Пушкин, получило название золотого века русской поэзии . Как вы думаете, почему возникло такое название? Золото – один из самых ценных и дорогих металлов, и когда мы говорим «золотое время», мы имеем в виду приятное, незабываемое, радостное. Пушкин самый известный и талантливый русский поэт, а значит, время, когда он творил, - это важный период в истории литературы, золотой век.

Определимся с понятиями…

Время, когда творил А.С. Пушкин, получило

название золотого века русской поэзии .

Как вы думаете, почему возникло такое название?

Золото – один из самых ценных и дорогих

металлов, и когда мы говорим «золотое время»,

мы имеем в виду приятное, незабываемое,

радостное. Пушкин самый известный и

талантливый русский поэт, а значит, время, когда

он творил, - это важный период в истории

литературы, золотой век.

Определимся с понятиями… Но была в истории русской литературы другая эпоха, когда вновь ярким светом вспыхнуло поэтическое творчество, когда всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название «серебряный век» русской поэзии.

Определимся с понятиями…

  • Но была в истории русской литературы другая эпоха, когда вновь ярким светом вспыхнуло поэтическое творчество, когда всего лишь за два десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название «серебряный век» русской поэзии.
Самые известные поэты Серебряного века Игорь Северянин Анна Ахматова Марина Цветаева Сергей Есенин Владимир Маяковский Константин Бальмонт Александр Блок Осип Мандельштам Саша Черный Иван Бунин Николай Гумилев Валерий Брюсов

Самые известные поэты Серебряного века

  • Игорь Северянин
  • Анна Ахматова
  • Марина Цветаева
  • Сергей Есенин
  • Владимир Маяковский
  • Константин Бальмонт
  • Александр Блок
  • Осип Мандельштам
  • Саша Черный
  • Иван Бунин
  • Николай Гумилев
  • Валерий Брюсов
Иван Бунин В 1917 году наступила социальная драма писателя, который, не приняв Октябрьской революции, в 1920 году навсегда покинул Россию. Начался эмиграционный период жизни и творчества Бунина. Его драматические настроения выразились в стихотворении «У птицы есть гнездо…» (1922). Бунин прожил долгую жизнь, увидел победу русского народа над фашизмом, был счастлив за свое отечество. Умер писатель в Париже в 1953 году. 1870-1953

Иван Бунин

В 1917 году наступила социальная драма писателя, который, не приняв Октябрьской революции, в 1920 году навсегда покинул Россию. Начался эмиграционный период жизни и творчества Бунина. Его драматические настроения выразились в стихотворении «У птицы есть гнездо…» (1922). Бунин прожил долгую жизнь, увидел победу русского народа над фашизмом, был счастлив за свое отечество. Умер писатель в Париже в 1953 году.

1870-1953

Канарейка На родине она зеленая....  Брэм  Канарейку из-за моря  Привезли, и вот она  Золотая стала с горя, Тесной клеткой пленена.  Птицей вольной, изумрудной  Уж не будешь,- как ни пой Про далекий остров чудный  Над трактирную толпой!

Канарейка

На родине она зеленая....

Брэм

Канарейку из-за моря

Привезли, и вот она

Золотая стала с горя,

Тесной клеткой пленена.

Птицей вольной, изумрудной

Уж не будешь,- как ни пой

Про далекий остров чудный

Над трактирную толпой!

Задания и вопросы 1. Стихотворение имеет эпиграф. Что в нем сообщается? 2. стихотворение состоит из двух строф. Чем отличается содержание и форма повествования в 1 и2 строфе? 3. что чувствует автор, описывая канарейку? Какие слова выражают эти чувства? 4. с чем чувство тоски и печали может быть связано? 5. можно ли понимать это стихотворение как иносказание? 6. Чем похожа судьба писателя и птицы? 7. Чем особенно печальна судьба канарейки? 8. Как вы понимаете выражение «петь над трактирною толпою»?

Задания и вопросы

  • 1. Стихотворение имеет эпиграф. Что в нем сообщается?
  • 2. стихотворение состоит из двух строф. Чем отличается содержание и форма повествования в 1 и2 строфе?
  • 3. что чувствует автор, описывая канарейку? Какие слова выражают эти чувства?
  • 4. с чем чувство тоски и печали может быть связано?
  • 5. можно ли понимать это стихотворение как иносказание?
  • 6. Чем похожа судьба писателя и птицы?
  • 7. Чем особенно печальна судьба канарейки?
  • 8. Как вы понимаете выражение «петь над трактирною толпою»?
Константин Бальмонт

Константин Бальмонт

"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал... надевает пенсне и надменно озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой... И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем...мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти ... сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается ... и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: "Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!"" — таким запечатлел облик поэта Андрей Белый.

1867 - 1942

Снежинка Светло-пушистая,  Снежинка белая,  Какая чистая,  Какая смелая!  Дорогой бурною  Легко проносится,  Не в высь лазурную,  На землю просится.  Лазурь чудесную  Она покинула,  Себя в безвестную  Страну низринула.  В лучах блистающих  Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих  Сохранно-белая.

Снежинка

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Снежинка Под ветром веющим  Дрожит, взметается,  На нем, лелеющем,  Светло качается.  Его качелями  Она утешена,  С его метелями  Крутится бешено.  Но вот кончается  Дорога дальняя,  Земли касается,  Звезда кристальная.  Лежит пушистая,  Снежинка смелая.  Какая чистая,  Какая белая!

Снежинка

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Задания и вопросы 1. Какая картинка возникает перед глазами? 2. Почему снежинка становится героиней стихотворения? 3. Какими качествами наделяет ее автор? В каких словах это выражается? 4. Как автор оценивает путь снежинки с небес на землю? 5. Какими эпитетами и почему наделяет поэт снежинку?

Задания и вопросы

  • 1. Какая картинка возникает перед глазами?
  • 2. Почему снежинка становится героиней стихотворения?
  • 3. Какими качествами наделяет ее автор? В каких словах это выражается?
  • 4. Как автор оценивает путь снежинки с небес на землю?
  • 5. Какими эпитетами и почему наделяет поэт снежинку?
Золотая рыбка В замке был веселый бал,  Музыканты пели.  Ветерок в саду качал  Легкие качели.  В замке, в сладостном бреду,  Пела, пела скрипка.  А в саду была в пруду  Золотая рыбка.  И кружились под луной,  Точно вырезные,  Опьяненные весной,  Бабочки ночные.  Пруд качал в себе звезду,  Гнулись травы гибко,  И мелькала там в пруду  Золотая рыбка.

Золотая рыбка

В замке был веселый бал,

Музыканты пели.

Ветерок в саду качал

Легкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьяненные весной,

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

Золотая рыбка Хоть не видели ее  Музыканты бала,  Но от рыбки, от нее,  Музыка звучала.  Чуть настанет тишина,  Золотая рыбка  Промелькнет, и вновь видна  Меж гостей улыбка.  Снова скрипка зазвучит,  Песня раздается.  И в сердцах любовь журчит,  И весна смеется.  Взор ко взору шепчет: «Жду!»  Так светло и зыбко,  Оттого что там в пруду —  Золотая рыбка.

Золотая рыбка

Хоть не видели ее

Музыканты бала,

Но от рыбки, от нее,

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнет, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,

Песня раздается.

И в сердцах любовь журчит,

И весна смеется.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

Оттого что там в пруду —

Золотая рыбка.

Задания и вопросы 1. Почему стихотворение так называется? Золотая рыбка – что это: живое существо или сказочная героиня? 3. Что принесла людям эта золотая рыбка? 4. Что из-за нее произошло и без нее не могло произойти? 5. С каким временем года связывает автор переданное в стихотворении стихотворение? 6. Какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать иллюстрации к стихотворению?

Задания и вопросы

  • 1. Почему стихотворение так называется?
  • Золотая рыбка – что это: живое существо или сказочная героиня?
  • 3. Что принесла людям эта золотая рыбка?
  • 4. Что из-за нее произошло и без нее не могло произойти?
  • 5. С каким временем года связывает автор переданное в стихотворении стихотворение?
  • 6. Какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать иллюстрации к стихотворению?
Игорь Северянин В 1918 году, выступая в Политехническом музее Москвы, избран «королем поэтов» (примечательно, что соперниками выступали В. Маяковский, К. Бальмонт). В этом же году уезжает в Эстонию. Во время эмиграции творчество Игоря Северянина не стоит на месте. Поэт издает 17 книг, однако из-за маленьких тиражей находится в бедственном состоянии. В 1921 году в биографии Игоря Северянина происходит женитьба на Фелиссе Круут. Для Северянина стихотворения того периода значительно отличаются от ранней лирики. Поэт умер в Таллине во время немецкой оккупации от сердечного приступа. 1887 - 1941

Игорь Северянин

В 1918 году, выступая в Политехническом музее Москвы, избран «королем поэтов» (примечательно, что соперниками выступали В. Маяковский, К. Бальмонт). В этом же году уезжает в Эстонию. Во время эмиграции творчество Игоря Северянина не стоит на месте. Поэт издает 17 книг, однако из-за маленьких тиражей находится в бедственном состоянии. В 1921 году в биографии Игоря Северянина происходит женитьба на Фелиссе Круут.

Для Северянина стихотворения того периода значительно отличаются от ранней лирики. Поэт умер в Таллине во время немецкой оккупации от сердечного приступа.

1887 - 1941

В парке плакала девочка… В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, — Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»... И отец призадумался, потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

В парке плакала девочка…

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, —

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»...

И отец призадумался, потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Задания и вопросы Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Над чем заставило задуматься стихотворение Игоря Северянина?»

Задания и вопросы

  • Напишите сочинение-миниатюру на тему:
  • «Над чем заставило задуматься стихотворение Игоря Северянина?»
Что шепчет парк… О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно,  Тоскую я душой смертельно,  И так трагично-больно мне.  Редеет парк, редеет глушь.  Редеют еловые кущи...  Он был когда-то леса гуще,  И в зеркалах осенних луж  Он отражался исполином...  Но вот пришли на двух ногах  Животные - и по долинам  Топор разнес свой гулкий взмах.  Я слышу, как внимая гуду  Убийственного топора,  Парк шепчет:

Что шепчет парк…

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне.

Редеет парк, редеет глушь.

Редеют еловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином...

Но вот пришли на двух ногах

Животные - и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: "Вскоре я не буду...

Но я ведь жил - была пора..."

Что шепчет парк…

Что шепчет парк…

Задания и вопросы 1. Вспомните, что такое олицетворение? Можно ли утверждать, что этот прием использован в названии стихотворения? 2. О чем «тоскует душой» автор? 3. почему люди в стихотворении названы «животными»? 4. Какие эпитеты помогают автору выразить свое отношение к описываемому?

Задания и вопросы

  • 1. Вспомните, что такое олицетворение? Можно ли утверждать, что этот прием использован в названии стихотворения?
  • 2. О чем «тоскует душой» автор?
  • 3. почему люди в стихотворении названы «животными»?
  • 4. Какие эпитеты помогают автору выразить свое отношение к описываемому?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!