Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам повторения "Решение текстовых задач при подготовке к ОГЭ"»
Кусей Л.А.
учитель математики
МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»
2016 г.
«Умение решать задачи – практически искусство, подобно плаванию, или катанию на коньках, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»
Д. Пойа
- Одним из важных вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач. В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Задачи являются эффективным и незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики.
- Правильная методика обучения решению математических задач играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков учащихся. С задачи учащиеся знакомятся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, для решения вопросов, которые возникают в жизни человека.
- Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности учащихся. Наблюдается активизация их мыслительной работы, формируется умение проводить исследование. При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач и закрепление на практике приобретённых умений и навыков.
- Текстовые задачи входят в ОГЭ и ЕГЭ, поэтому, данная тема имеет важнейшее значение в обучении математике.
Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения – в этом вся их сложность. Тем не менее существуют типовые задачи, которые вполне решаются стандартно.
В обучении составлению уравнений оказывается весьма полезным такие упражнения:
Записать в виде математического выражения:
- х на 5 больше у; х в 5 раз больше у; z на 8 меньше, чем х; частное от деления а на в в 1,5 раза больше в; п меньше х в 3,5 раза; квадрат суммы х и у равен 7; х составляет 60% от у; м больше п на 15%.
- х на 5 больше у;
- х в 5 раз больше у;
- z на 8 меньше, чем х;
- частное от деления а на в в 1,5 раза больше в;
- п меньше х в 3,5 раза;
- квадрат суммы х и у равен 7;
- х составляет 60% от у;
- м больше п на 15%.
Классификация текстовых задач
- Задачи на движение.
- Задачи на работу.
- Задачи на смеси и сплавы.
- Задачи на проценты.
- Задачи на прогрессии.
Подходы к решению текстовых задач
Наиболее распространенный, довольно эффективный способ использования таблиц. В зависимости от типа решаемой задачи столбики в таблице будут иметь разные названия.
Задачи на движение
Все задачи решаются по формуле S =Vt .
В качестве переменной x удобно выбрать скорость,
тогда задача точно решится.
Уравнения составляются по одновременным событиям.
Замечания:
- если время события задано, то удобнее составлять уравнение на путь;
- если уравнений меньше, чем неизвестных, то нужно ввести в систему искомую величину.
Задача
Из А в В выехали одновременно два автомобиля. Первый проехал весь путь с постоянной скоростью. Второй проехал первую половину пути со скоростью, меньшей скорости первого на 14 км/ч, а вторую половину пути – со скоростью 105 км/ч. Прибыли в В одновременно. Скорость первого - ? Если известно, что она больше 50 км/ч. Ответ в км/ч.
Решение
Задачи на работу
А = рt, из этой формулы легко найти р (производительность) или t.
Если объем работы не важен и нет никаких данных, позволяющих его найти – работу принимаем за единицу.
Если трудятся два рабочих (два экскаватора и т.д.) – их производительности складываются.
В качестве переменной удобно взять производительность.
Задача
Заказ на деталей первый рабочий выполняет на час быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если известно, что первый за час делает на деталь больше?
Решение
Задачи на концентрацию
- кол-во вещества
- кол-во смеси
С A =
|
концентр.
P A % = C A 100%
С 1
V 1 - количество смеси из двух веществ
+ - соединение
С 2
V 2
}
C 1
C 1 V 1
V 1
C
CV
C 2
V
C 2 V 2
V 2
C 1 V 1 + C 2 V 2 = CV – основное уравнение
V 1 + V 2 = V – дополнительное уравнение
Задача
При смешивании 10% раствора с 5% раствором получено 5 кг 6% раствора. Сколько каждого раствора было взято?
Решение
}
10%
6%
x
5 кг
5%
(5-х)
10х + 25х – 5х = 30
5х = 5
Х = 1
5 – х = 5 – 1 = 4
Ответ: х = 4
Задача
- Имеется два сплава. Первый сплав содержит никеля 10%, второй 30% — никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий никеля 25%. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
Решение
- Пусть масса первого сплава равна x, а масса второго равна y. В результате получили сплав массой х+у=200.
10% от х
30% от у
25% от 200
+
=
х+у = 200
0,1х + 0,3у = 0.25*200
Ответ: 100
Задачи на проценты
Если величина а изменяется на х%, то ее новое значение
х%
y%
z%
Задача
В понедельник акции компании подорожали на некоторое количество процентов, а во вторник подешевели на то же самое количество процентов. В результате они стали стоить на дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?
Решение
Задачи на прогрессии
Арифметическая прогрессия:
Геометрическая прогрессия:
Бесконечно убывающая:
Задача
Сумма первых трех членов возрастающей геометрической прогрессии равна 13, а их произведение 27. Вычислите сумму первых пяти членов этой прогрессии.
Решение