СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам повторения "Решение текстовых задач при подготовке к ОГЭ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Одним из важных вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач. В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Задачи являются эффективным и незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам повторения "Решение текстовых задач при подготовке к ОГЭ"»

Кусей Л.А. учитель математики МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»  2016 г.

Кусей Л.А.

учитель математики

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»

2016 г.

«Умение решать задачи – практически искусство, подобно плаванию, или катанию на коньках, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»      Д. Пойа

«Умение решать задачи – практически искусство, подобно плаванию, или катанию на коньках, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»

Д. Пойа

Одним из важных вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач. В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Задачи являются эффективным и незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики. Правильная методика обучения решению математических задач играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков учащихся. С задачи учащиеся знакомятся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, для решения вопросов, которые возникают в жизни человека.
  • Одним из важных вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач. В процессе обучения математике задачи выполняют разнообразные функции. Задачи являются эффективным и незаменимым средством усвоения учащимися понятий и методов школьного курса математики.
  • Правильная методика обучения решению математических задач играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков учащихся. С задачи учащиеся знакомятся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, для решения вопросов, которые возникают в жизни человека.
Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности учащихся. Наблюдается активизация их мыслительной работы, формируется умение проводить исследование. При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач и закрепление на практике приобретённых умений и навыков. Текстовые задачи входят в ОГЭ и ЕГЭ, поэтому, данная тема имеет важнейшее значение в обучении математике.
  • Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности учащихся. Наблюдается активизация их мыслительной работы, формируется умение проводить исследование. При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач и закрепление на практике приобретённых умений и навыков.
  • Текстовые задачи входят в ОГЭ и ЕГЭ, поэтому, данная тема имеет важнейшее значение в обучении математике.
 Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения – в этом вся их сложность. Тем не менее существуют типовые задачи, которые вполне решаются стандартно.  В обучении составлению уравнений оказывается весьма полезным такие упражнения:  Записать в виде математического выражения: х на 5 больше у; х в 5 раз больше у; z на 8 меньше, чем х; частное от деления а на в в 1,5 раза больше в; п меньше х в 3,5 раза; квадрат суммы х и у равен 7; х составляет 60% от у; м больше п на 15%. х на 5 больше у; х в 5 раз больше у; z на 8 меньше, чем х; частное от деления а на в в 1,5 раза больше в; п меньше х в 3,5 раза; квадрат суммы х и у равен 7; х составляет 60% от у; м больше п на 15%.

Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения – в этом вся их сложность. Тем не менее существуют типовые задачи, которые вполне решаются стандартно.

В обучении составлению уравнений оказывается весьма полезным такие упражнения:

Записать в виде математического выражения:

  • х на 5 больше у; х в 5 раз больше у; z на 8 меньше, чем х; частное от деления а на в в 1,5 раза больше в; п меньше х в 3,5 раза; квадрат суммы х и у равен 7; х составляет 60% от у; м больше п на 15%.
  • х на 5 больше у;
  • х в 5 раз больше у;
  • z на 8 меньше, чем х;
  • частное от деления а на в в 1,5 раза больше в;
  • п меньше х в 3,5 раза;
  • квадрат суммы х и у равен 7;
  • х составляет 60% от у;
  • м больше п на 15%.
Классификация текстовых задач  Задачи на движение.  Задачи на работу.  Задачи на смеси и сплавы.  Задачи на проценты.  Задачи на прогрессии.

Классификация текстовых задач

  • Задачи на движение.
  • Задачи на работу.
  • Задачи на смеси и сплавы.
  • Задачи на проценты.
  • Задачи на прогрессии.
Подходы к решению текстовых задач  Наиболее распространенный, довольно эффективный способ использования таблиц. В зависимости от типа решаемой задачи столбики в таблице будут иметь разные названия.

Подходы к решению текстовых задач

Наиболее распространенный, довольно эффективный способ использования таблиц. В зависимости от типа решаемой задачи столбики в таблице будут иметь разные названия.

Задачи на движение  Все задачи решаются по формуле S =Vt .  В качестве переменной x удобно выбрать скорость, тогда задача точно решится.  Уравнения составляются по одновременным событиям. Замечания: если время события задано, то удобнее составлять уравнение на путь; если уравнений меньше, чем неизвестных, то нужно ввести в систему искомую величину.

Задачи на движение

Все задачи решаются по формуле S =Vt .

В качестве переменной x удобно выбрать скорость,

тогда задача точно решится.

Уравнения составляются по одновременным событиям.

Замечания:

  • если время события задано, то удобнее составлять уравнение на путь;
  • если уравнений меньше, чем неизвестных, то нужно ввести в систему искомую величину.
Задача Из А в В выехали одновременно два автомобиля. Первый проехал весь путь с постоянной скоростью. Второй проехал первую половину пути со скоростью, меньшей скорости первого на 14 км/ч, а вторую половину пути – со скоростью 105 км/ч. Прибыли в В одновременно. Скорость первого - ? Если известно, что она больше 50 км/ч. Ответ в км/ч.

Задача

Из А в В выехали одновременно два автомобиля. Первый проехал весь путь с постоянной скоростью. Второй проехал первую половину пути со скоростью, меньшей скорости первого на 14 км/ч, а вторую половину пути – со скоростью 105 км/ч. Прибыли в В одновременно. Скорость первого - ? Если известно, что она больше 50 км/ч. Ответ в км/ч.

Решение

Решение

Задачи на работу  А = рt, из этой формулы легко найти р (производительность) или t.  Если объем работы не важен и нет никаких данных, позволяющих его найти – работу принимаем за единицу.  Если трудятся два рабочих (два экскаватора и т.д.) – их производительности складываются.  В качестве переменной удобно взять производительность.

Задачи на работу

А = рt, из этой формулы легко найти р (производительность) или t.

Если объем работы не важен и нет никаких данных, позволяющих его найти – работу принимаем за единицу.

Если трудятся два рабочих (два экскаватора и т.д.) – их производительности складываются.

В качестве переменной удобно взять производительность.

Задача   Заказ на деталей первый рабочий выполняет на час быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если известно, что первый за час делает на деталь больше?

Задача

Заказ на деталей первый рабочий выполняет на час быстрее, чем второй. Сколько деталей в час делает второй рабочий, если известно, что первый за час делает на деталь больше?

Решение

Решение

Задачи на концентрацию  кол-во вещества  кол-во смеси С A = | концентр. P A % = C A 100% С 1 V 1 - количество смеси из двух веществ + - соединение С 2 V 2

Задачи на концентрацию

  • кол-во вещества
  • кол-во смеси

С A =

|

концентр.

P A % = C A 100%

С 1

V 1 - количество смеси из двух веществ

+ - соединение

С 2

V 2

} C 1 C 1 V 1 V 1 C CV C 2 V C 2 V 2 V 2 C 1 V 1 + C 2 V 2 = CV – основное уравнение V 1 + V 2 = V – дополнительное уравнение

}

C 1

C 1 V 1

V 1

C

CV

C 2

V

C 2 V 2

V 2

C 1 V 1 + C 2 V 2 = CV – основное уравнение

V 1 + V 2 = V – дополнительное уравнение

Задача  При смешивании 10% раствора с 5% раствором получено 5 кг 6% раствора. Сколько каждого раствора было взято?

Задача

При смешивании 10% раствора с 5% раствором получено 5 кг 6% раствора. Сколько каждого раствора было взято?

Решение } 10% 6% x 5 кг 5% (5-х) 10х + 25х – 5х = 30 5х = 5 Х = 1 5 – х = 5 – 1 = 4 Ответ: х = 4

Решение

}

10%

6%

x

5 кг

5%

(5-х)

10х + 25х – 5х = 30

5х = 5

Х = 1

5 – х = 5 – 1 = 4

Ответ: х = 4

Задача Имеется два сплава. Первый сплав содержит никеля 10%, второй 30% — никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий никеля 25%. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

Задача

  • Имеется два сплава. Первый сплав содержит никеля 10%, второй 30% — никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий никеля 25%. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
Решение   Пусть масса первого сплава равна x, а масса второго равна y. В результате получили сплав массой х+у=200. 10% от х 30% от у 25% от 200 + = х+у = 200 0,1х + 0,3у = 0.25*200 Ответ: 100

Решение

  • Пусть масса первого сплава равна x, а масса второго равна y. В результате получили сплав массой х+у=200.

10% от х

30% от у

25% от 200

+

=

х+у = 200

0,1х + 0,3у = 0.25*200

Ответ: 100

Задачи на проценты  Если величина а изменяется на х%, то ее новое значение х% y% z%

Задачи на проценты

Если величина а изменяется на х%, то ее новое значение

х%

y%

z%

Задача  В понедельник акции компании подорожали на некоторое количество процентов, а во вторник подешевели на то же самое количество процентов. В результате они стали стоить на дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?

Задача

В понедельник акции компании подорожали на некоторое количество процентов, а во вторник подешевели на то же самое количество процентов. В результате они стали стоить на дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?

Решение

Решение

Задачи на прогрессии Арифметическая прогрессия: Геометрическая прогрессия: Бесконечно убывающая:

Задачи на прогрессии

Арифметическая прогрессия:

Геометрическая прогрессия:

Бесконечно убывающая:

Задача  Сумма первых трех членов возрастающей геометрической прогрессии равна 13, а их произведение 27. Вычислите сумму первых пяти членов этой прогрессии.

Задача

Сумма первых трех членов возрастающей геометрической прогрессии равна 13, а их произведение 27. Вычислите сумму первых пяти членов этой прогрессии.

Решение

Решение