СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам "Тела вращения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены: общее понятие тел вращения, цилиндр, конус, шар. По каждой теме есть краткое описание тела, изображения тел, вывод формул, устные задачи и задачи с практическим содержанием. Можно использовать слайды презентации как фрагменты уроков при изучение тем: "Цилиндр", "Конус", "Сфера", "Шар".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам "Тела вращения"»

Геометрия 11 класс © Аникина Лидия Анатольевна учитель математики МАОУ СОШ № 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска

Геометрия 11 класс

© Аникина Лидия Анатольевна

учитель математики МАОУ СОШ № 15 им. Г.Е. Николаевой г. Томска

Содержание  Шар и сфера Конус     Тела вращения   Цилиндр Левый клик по названию раздела

Содержание

Шар и сфера

Конус

Тела вращения

Цилиндр

Левый клик по названию раздела

Определение тела вращения  Содержание Тело вращение – это пространственная фигура полученная вращением плоской ограниченной области вместе со своей границей вокруг оси, лежащей в той же плоскости.

Определение тела вращения

Содержание

Тело вращение – это пространственная фигура полученная вращением плоской ограниченной области вместе со своей границей вокруг оси, лежащей в той же плоскости.

Задание   Содержание 1) Приведите примеры из окружающего мира тел, похожих на тело полученное вращением треугольника вокруг оси, содержащей его сторону:

Задание

Содержание

1) Приведите примеры из окружающего мира тел, похожих на тело полученное вращением треугольника вокруг оси, содержащей его сторону:

Задание     Содержание Из каких геометрических тел состоит тело, полученное вращением трапеции вокруг оси, содержащей большее основание трапеции.  Конусы Цилиндр

Задание

Содержание

Из каких геометрических тел состоит тело, полученное вращением трапеции вокруг оси, содержащей большее основание трапеции.

Конусы

Цилиндр

Задание  Содержание Нарисуйте тело, полученное вращением изображенных на рисунках плоских фигур. Проверка

Задание

Содержание

Нарисуйте тело, полученное вращением изображенных на рисунках плоских фигур.

Проверка

Задание Содержание  Нарисуйте тело, полученное вращением изображенных на рисунках плоских фигур.

Задание

Содержание

Нарисуйте тело, полученное вращением изображенных на рисунках плоских фигур.

Задание  Содержание Нарисуйте плоскую фигуру, вращая которую можно получить изображенное тело. В) А) Б) Г) Д)

Задание

Содержание

Нарисуйте плоскую фигуру, вращая которую можно получить изображенное тело.

В)

А)

Б)

Г)

Д)

Цилиндр  Содержание Зададим две параллельные плоскости α и  . В плоскости α расположим окружность некоторого радиуса. Если из каждой точки окружности провести взаимно параллельные прямые пресекающие плоскость  , то в плоскости  получится окружность такого же радиуса. Отрезки прямых, заключенных между параллельными плоскостями образуют в этом случае цилиндрическую поверхность .     Цилиндр – это тело, заключенное между двумя кругами расположенными в параллельных плоскостях и цилиндрической поверхностью.  α

Цилиндр

Содержание

Зададим две параллельные плоскости α и  . В плоскости α расположим окружность некоторого радиуса. Если из каждой точки окружности провести взаимно параллельные прямые пресекающие плоскость  , то в плоскости  получится окружность такого же радиуса. Отрезки прямых, заключенных между параллельными плоскостями образуют в этом случае цилиндрическую поверхность .

Цилиндр – это тело, заключенное между двумя кругами расположенными в параллельных плоскостях и цилиндрической поверхностью.

α

Цилиндр   Содержание Цилиндр – это тело, которое описывает прямоугольник при вращении около оси, содержащей его сторону.  Верхний и нижний круги – это основания цилиндра. Прямая проходящая через центры кругов – это ось цилиндра. Отрезок параллельный оси цилиндра, концы которого лежат на окружностях основания – это образующая цилиндра.  Радиус основания - это радиус цилиндра. Высота цилиндра - это перпендикуляр между основаниями цилиндра.

Цилиндр

Содержание

Цилиндр – это тело, которое описывает прямоугольник при вращении около оси, содержащей его сторону.

Верхний и нижний круги – это основания цилиндра.

Прямая проходящая через центры кругов – это ось цилиндра.

Отрезок параллельный оси цилиндра, концы которого лежат на окружностях основания – это образующая цилиндра.

Радиус основания - это радиус цилиндра.

Высота цилиндра - это перпендикуляр между основаниями цилиндра.

Виды цилиндров Содержание  Прямой круговой Наклонный круговой  Прямой некруговой  парабола Замечание: В школьном курсе геометрии по умолчанию рассматривается прямой круговой цилиндр

Виды цилиндров

Содержание

Прямой круговой

Наклонный круговой

Прямой некруговой

парабола

Замечание: В школьном курсе геометрии по умолчанию рассматривается прямой круговой цилиндр

Сечения цилиндра  Содержание Осевое сечение: Плоскость сечения содержит ось цилиндра и перпендикулярна основаниям. В сечении – прямоугольник. Сечение плоскостью параллельной оси цилиндра  Плоскость сечения параллельна оси цилиндра и перпендикулярна основаниям. В сечении –  прямоугольник. Сечение плоскостью параллельной основанию цилиндра  Плоскость сечения параллельна основаниям цилиндра и перпендикулярна оси. В сечении – круг. Замечание: Секущая плоскость может располагаться по-разному, рассмотрим некоторые виды сечений

Сечения цилиндра

Содержание

Осевое сечение: Плоскость сечения содержит ось цилиндра и перпендикулярна основаниям. В сечении –

прямоугольник.

Сечение плоскостью параллельной оси цилиндра Плоскость сечения параллельна оси цилиндра и перпендикулярна основаниям. В сечении –

прямоугольник.

Сечение плоскостью параллельной основанию цилиндра Плоскость сечения параллельна основаниям цилиндра и перпендикулярна оси. В сечении –

круг.

Замечание: Секущая плоскость может располагаться по-разному, рассмотрим некоторые виды сечений

Площадь поверхности цилиндра  Содержание Для вывода формулы площади полной поверхности цилиндра потребуется развертка цилиндра. Полная поверхность состоит из 2 оснований и боковой поверхности.  Площадь основания находим как площадь круга  S =  R 2 R – радиус основания цилиндра h Боковая поверхность цилиндра есть … 2  R R прямоугольник.  R  Одна сторона прямоугольника – это высота цилиндра ( h ), другая – длина окружности основания ( 2  R ). Площадь боковой поверхности цилиндра равна произведению сторон прямоугольника. Получаем, S полн = S бок + 2S осн =  2  Rh + 2  R 2  S полн  =  2  R(R + h)

Площадь поверхности цилиндра

Содержание

Для вывода формулы площади полной поверхности цилиндра потребуется развертка цилиндра.

Полная поверхность состоит из 2 оснований и боковой поверхности.

Площадь основания находим как площадь круга

S = R 2

R – радиус основания цилиндра

h

Боковая поверхность цилиндра есть …

2 R

R

прямоугольник.

R

Одна сторона прямоугольника – это высота цилиндра ( h ), другая – длина окружности основания ( 2 R ). Площадь боковой поверхности цилиндра равна произведению сторон прямоугольника.

Получаем, S полн = S бок + 2S осн = 2 Rh + 2 R 2

S полн = 2  R(R + h)

Решение устных задач с цилиндром Содержание  1)Во сколько раз увеличится боковая поверхность цилиндра, если его высота увеличится в 5 раз, а радиус основания останется прежним?  R Ответ: площадь боковой поверхности увеличится в 5 раз. 5h R h Sбок = 2  R5h = 10  Rh Sбок = 2  Rh 2) Как изменится площадь боковой поверхности цилиндра, если радиус основания увеличится в 2 раза, а высота останется прежней?   R 2R Ответ: площадь боковой поверхности увеличится в 2 раза. h h Sбок = 2  Rh Sбок = 2  2Rh = 4  Rh

Решение устных задач с цилиндром

Содержание

1)Во сколько раз увеличится боковая поверхность цилиндра, если его высота увеличится в 5 раз, а радиус основания останется прежним?

R

Ответ: площадь боковой поверхности увеличится в 5 раз.

5h

R

h

Sбок = 2 R5h = 10 Rh

Sбок = 2 Rh

2) Как изменится площадь боковой поверхности цилиндра, если радиус основания увеличится в 2 раза, а высота останется прежней?

R

2R

Ответ: площадь боковой поверхности увеличится в 2 раза.

h

h

Sбок = 2 Rh

Sбок = 2 2Rh = 4 Rh

Решение устных задач с цилиндром  Содержание 3) Осевые сечения двух цилиндров равны. Равны ли высоты этих цилиндров?  h 2R 2R Ответ: нет h Sсеч = h·2R Sсеч = 2R·h 4) Стороны прямоугольника равны 4 см и 5 см. Найдите площадь поверхности тела, полученного при вращении этого прямоугольника вокруг меньшей стороны.  5 см R=5 см, h=4см  4 см Sполн = 2  R(h + R)= 2  · 5 ·(4 + 5) =90   Ответ: площадь полной поверхности равна 90  см 2

Решение устных задач с цилиндром

Содержание

3) Осевые сечения двух цилиндров равны. Равны ли высоты этих цилиндров?

h

2R

2R

Ответ: нет

h

Sсеч = h·2R

Sсеч = 2R·h

4) Стороны прямоугольника равны 4 см и 5 см. Найдите площадь поверхности тела, полученного при вращении этого прямоугольника вокруг меньшей стороны.

5 см

R=5 см, h=4см

4 см

Sполн = 2 R(h + R)= 2 · 5 ·(4 + 5) =90

Ответ: площадь полной поверхности равна 90 см 2

Решить задачу по готовому чертежу В ∆ АВС равнобедренный. Найти площадь полной поверхности цилиндра 5 см С  S полн = 2  R(R + h) 45° О А Ответ: площадь полной поверхности равна 37,5  см 2 Домашнее задание:  П.59,60, №522, 524, 526

Решить задачу по готовому чертежу

В

∆ АВС равнобедренный.

Найти площадь полной поверхности цилиндра

5 см

С

S полн = 2 R(R + h)

45°

О

А

Ответ: площадь полной поверхности равна 37,5 см 2

Домашнее задание:

П.59,60, №522, 524, 526

Решение задач с практическим содержанием  Содержание 5) Найдите площадь листа жести, если из него изготовлена труба длиной 8 м и диаметром 32 см?  Ответ: 2,56  м 2 Решение  6) Сколько квадратных метров жести израсходовано на изготовление 1 млн. консервных банок диаметром 10 см и высотой 5 см (на швы и отходы добавить 10% материала)?   Решение Ответ: 11000  м 2 7) Цилиндрический паровой котел имеет диаметр 1 м, длина котла равна 3,8 м, давление пара 10 атм. Найдите силу давления пара на поверхность котла.  Ответ: ≈1,4 · 10 Н  Решение 8) Сколько 2-х килограммовых банок краски нужно купить для окрашивания полуцилиндрического свода подвала длиной 6 м и высотой 2,9 м. Расход краски 100 г на 1 м 2.  Ответ: 3 банки Решение

Решение задач с практическим содержанием

Содержание

5) Найдите площадь листа жести, если из него изготовлена труба длиной 8 м и диаметром 32 см?

Ответ: 2,56 м 2

Решение

6) Сколько квадратных метров жести израсходовано на изготовление 1 млн. консервных банок диаметром 10 см и высотой 5 см (на швы и отходы добавить 10% материала)?

Решение

Ответ: 11000 м 2

7) Цилиндрический паровой котел имеет диаметр 1 м, длина котла равна 3,8 м, давление пара 10 атм. Найдите силу давления пара на поверхность котла.

Ответ: ≈1,4 · 10 Н

Решение

8) Сколько 2-х килограммовых банок краски нужно купить для окрашивания полуцилиндрического свода подвала длиной 6 м и высотой 2,9 м. Расход краски 100 г на 1 м 2.

Ответ: 3 банки

Решение

  Решение задачи 5 5) Найдите площадь листа жести, если из него изготовлена труба длиной 8 м и диаметром 32 см?  Дано:  цилиндр,  h = 8 м, d = 32 см. Найти: S бок 8 м S - ? 32 см d = 32 cм = 0,32 м; d = 2R S бок =  dh; S бок =  ·0,32·8 = 2,56  Ответ: 2,56  м 2

Решение задачи 5

5) Найдите площадь листа жести, если из него изготовлена труба длиной 8 м и диаметром 32 см?

Дано: цилиндр, h = 8 м, d = 32 см.

Найти: S бок

8 м

S - ?

32 см

d = 32 cм = 0,32 м; d = 2R

S бок =  dh;

S бок =  ·0,32·8 = 2,56 

Ответ: 2,56 м 2

Решение задачи 6  6) Сколько квадратных метров жести израсходовано на изготовление 1 млн. консервных банок диаметром 10 см и высотой 5 см (на швы и отходы добавить 10% материала)?  Дано:  цилиндр,  h = 5 см, d = 10 см,  n = 1 млн. штук Найти: S материала  S, м 2 - ? 5см 10 см S материала = n· S банки   1) Найдем количество материала на изготовление 1 банки:  d = 2R, R = 0,5d= 5см, S полн = 2  R(R+h);  S полн =  ·2·5 ·(5 + 5) = 100  (см 2 ) 10% = 0,1; S банки = 100  + 0,1·100  = 110  (см 2 )  2) S материала = 1000000 ·110  = 11 ·10 7  (см 2 ), 1м 2 = 10000 см 2 ; S материала = 11000  (м 2 ). Ответ: 11000  м 2 ≈ 34540 м 2

Решение задачи 6

6) Сколько квадратных метров жести израсходовано на изготовление 1 млн. консервных банок диаметром 10 см и высотой 5 см (на швы и отходы добавить 10% материала)?

Дано: цилиндр, h = 5 см, d = 10 см, n = 1 млн. штук

Найти: S материала

S, м 2 - ?

5см

10 см

S материала = n· S банки 1) Найдем количество материала на изготовление 1 банки:

d = 2R, R = 0,5d= 5см, S полн = 2  R(R+h); S полн =  ·2·5 ·(5 + 5) = 100  (см 2 )

10% = 0,1; S банки = 100  + 0,1·100  = 110  (см 2 ) 2) S материала = 1000000 ·110  = 11 ·10 7  (см 2 ),

1м 2 = 10000 см 2 ; S материала = 11000  (м 2 ).

Ответ: 11000 м 2 ≈ 34540 м 2

Решение задачи 8   8) Сколько 2-х килограммовых банок краски нужно купить для окрашивания полуцилиндрического свода подвала длиной 6 м и высотой 2,9 м. Расход краски 100 г на 1 м 2.  Дано:  h = 6 м, R = 2,9 м,  m банки = 2 кг, 100 г на 1 м 2 Найти: n – количество банок 6 м 2,9 м 1) Вычислим площадь поверхности, которую нужно покрасить:  S свода = 0,5S бок =0,5 ·2·2,9 ·6  = 17,4  ≈17,4 ·3,14 = 54,636(м 2 ) 2) На 1 м 2 расходуется 100 г = 0,1 кг краски, значит на окраску свода потребуется 54,636 · 0,1 = 5,4636 (кг) краски, т. к. банки по 2 кг, то 5,4636 : 2 ≈ 3 банки краски Ответ: 3 банки краски

Решение задачи 8

8) Сколько 2-х килограммовых банок краски нужно купить для окрашивания полуцилиндрического свода подвала длиной 6 м и высотой 2,9 м. Расход краски 100 г на 1 м 2.

Дано: h = 6 м, R = 2,9 м, m банки = 2 кг, 100 г на 1 м 2

Найти: n – количество банок

6 м

2,9 м

1) Вычислим площадь поверхности, которую нужно покрасить:

S свода = 0,5S бок =0,5 ·2·2,9 ·6  = 17,4  ≈17,4 ·3,14 = 54,636(м 2 )

2) На 1 м 2 расходуется 100 г = 0,1 кг краски, значит на окраску свода потребуется 54,636 · 0,1 = 5,4636 (кг) краски,

т. к. банки по 2 кг, то 5,4636 : 2 ≈ 3 банки краски

Ответ: 3 банки краски

Решение задачи 7  7) Цилиндрический паровой котел имеет диаметр 1 м, длина котла равна 3,8 м, давление пара 10 атм. Найдите силу давления пара на поверхность котла.  3,8 м Дано:  h = 3,8 м, d= 1 м,  P = 10 атм Найти: F 1 м следовательно F= P·S, где F – сила давления пара на стенки котла, P – это давление пара, S – площадь поверхности котла.  1) Вычислим площадь поверхности котла, который имеет цилиндрическую форму:  S полн = 2  R(R+h)=2 · 0,5 ·  ·(0,5 + 3,8) = 4,3  ≈13,502 (м 2 ) 2) P = 10 атм = 1 МПа = 10 6 Па F = 13,502 · 10 6 ≈ 1,4·10 7 Н Ответ: ≈1,4 · 10 7 Н

Решение задачи 7

7) Цилиндрический паровой котел имеет диаметр 1 м, длина котла равна 3,8 м, давление пара 10 атм. Найдите силу давления пара на поверхность котла.

3,8 м

Дано: h = 3,8 м, d= 1 м, P = 10 атм

Найти: F

1 м

следовательно F= P·S, где F – сила давления пара на стенки котла, P – это давление пара, S – площадь поверхности котла.

1) Вычислим площадь поверхности котла, который имеет цилиндрическую форму:

S полн = 2  R(R+h)=2 · 0,5 ·  ·(0,5 + 3,8) = 4,3  ≈13,502 (м 2 )

2) P = 10 атм = 1 МПа = 10 6 Па

F = 13,502 · 10 6 ≈ 1,4·10 7 Н

Ответ: ≈1,4 · 10 7 Н

Решение задач из учебника

Решение задач из учебника

Конус  Содержание Зададим плоскость α и точку С вне этой плоскости. В плоскости α расположим окружность некоторого радиуса. Проведем прямые проходящие через точку С и все точки окружности. Поверхность, образованная отрезками с концами на окружности и в точке С образуют  коническую поверхность .  С Конус – это тело, ограниченное конической поверхностью и кругом, включая окружность.  α

Конус

Содержание

Зададим плоскость α и точку С вне этой плоскости. В плоскости α расположим окружность некоторого радиуса. Проведем прямые проходящие через точку С и все точки окружности. Поверхность, образованная отрезками с концами на окружности и в точке С образуют коническую поверхность .

С

Конус – это тело, ограниченное конической поверхностью и кругом, включая окружность.

α

Конус  Содержание Конус – это тело, которое описывает прямоугольный треугольник при вращении вокруг оси, содержащей его катет.  Круг – это основание конуса.   Точка вне круга с которой соединяются все точки окружности – это вершина конуса.  Прямая проходящая через центр круга и вершину конуса – есть ось конуса.  Отрезок соединяющий вершину с любой точкой окружности основания – это образующая конуса.    Радиус основания - это радиус конуса.  Высота конуса - это перпендикуляр, опущенный из вершины конуса к основанию. Замечание: так как ось перпендикулярна основанию и проходит через вершину, то высота конуса лежит на его оси.

Конус

Содержание

Конус – это тело, которое описывает прямоугольный треугольник при вращении вокруг оси, содержащей его катет.

  • Круг – это основание конуса.

  • Точка вне круга с которой соединяются все точки окружности – это вершина конуса.
  • Прямая проходящая через центр круга и вершину конуса – есть ось конуса.
  • Отрезок соединяющий вершину с любой точкой окружности основания – это образующая конуса.

  • Радиус основания - это радиус конуса.
  • Высота конуса - это перпендикуляр, опущенный из вершины конуса к основанию.

Замечание: так как ось перпендикулярна основанию и проходит через вершину, то высота конуса лежит на его оси.

Конические сечения  Содержание 1) Если плоскость пересекает все образующие конической поверхности, то в сечении получается эллипс . 2)  Если плоскость сечения параллельна одной из образующих, то в сечении получается парабола . 3) Если плоскость сечения пересекает обе полости конической поверхности, то в сечении получается гипербола .

Конические сечения

Содержание

1) Если плоскость пересекает все образующие конической поверхности, то в сечении получается эллипс .

2) Если плоскость сечения параллельна одной из образующих, то в сечении получается парабола .

3) Если плоскость сечения пересекает обе полости конической поверхности, то в сечении получается гипербола .

Сечения конуса Содержание  Осевое сечение. Плоскость сечения содержит ось конуса и перпендикулярна основанию. В сечении – равнобедренный треугольник.   Сечение плоскостью параллельной основанию конуса.  Плоскость сечения параллельна основанию конуса и перпендикулярна оси. В сечении –  круг.

Сечения конуса

Содержание

Осевое сечение. Плоскость сечения содержит ось конуса и перпендикулярна основанию.

В сечении –

равнобедренный треугольник.

Сечение плоскостью параллельной основанию конуса. Плоскость сечения параллельна основанию конуса и перпендикулярна оси.

В сечении –

круг.

Площадь поверхности конуса  Содержание Для вывода формулы площади полной поверхности конуса потребуется его развертка. Полная поверхность состоит из основания и боковой поверхности. Площадь основания находим как площадь круга l l S =  R 2 R – радиус основания цилиндра 2  R  R Боковая поверхность конуса есть … R  сектор. Площадь боковой поверхности вычисляется как площадь сектора радиус которого равен длине образующей конуса ( l ), а дуга равна длине окружности основания ( 2  R ).  Площадь боковой поверхности конуса равна произведению радиуса на образующую и число  . Получаем, S полн = S бок + S осн =   Rl +  R 2  S полн  =   R(l + R) Подробнее о площади сектора

Площадь поверхности конуса

Содержание

Для вывода формулы площади полной поверхности конуса потребуется его развертка.

Полная поверхность состоит из основания и боковой поверхности.

Площадь основания находим как площадь круга

l

l

S = R 2

R – радиус основания цилиндра

2 R

R

Боковая поверхность конуса есть …

R

сектор.

Площадь боковой поверхности вычисляется как площадь сектора радиус которого равен длине образующей конуса ( l ), а дуга равна длине окружности основания ( 2 R ). Площадь боковой поверхности конуса равна произведению радиуса на образующую и число  .

Получаем, S полн = S бок + S осн = Rl + R 2

S полн = R(l + R)

Подробнее о площади сектора

Площадь сектора     r – радиус круга,  α – величина дуги в градусах,  R – радиус основания конуса,  l – длина образующей конуса   r = l   α Вычисляя боковую поверхность конуса вписываем в данную формулу новые обозначения и выражаем α через радиус ( R ) и образующую ( l ) . Длина дуги сектора равна длине окружности основания конуса 2  R , с другой стороны ее можно вычислить по формуле для длины дуги. Получаем равенство: Выразим α и подставим в формулу площади сектора круга. Содержание

Площадь сектора

r – радиус круга, α – величина дуги в градусах, R – радиус основания конуса, l – длина образующей конуса

r = l

α

Вычисляя боковую поверхность конуса вписываем в данную формулу новые обозначения и выражаем α через радиус ( R ) и образующую ( l ) . Длина дуги сектора равна длине окружности основания конуса 2 R , с другой стороны ее можно вычислить по формуле для длины дуги. Получаем равенство:

Выразим α и подставим в формулу площади сектора круга.

Содержание

Решение устных задач с конусом  Содержание 1)Во сколько раз увеличится боковая поверхность конуса, если его образующая увеличится вдвое, а радиус основания одновременно увеличится в 3 раза?  2l l Ответ: площадь боковой поверхности увеличится в 6 раз.  R 3R  Sбок =   3R2l = 6  Rl Sбок =  Rl 2) Вычислите площадь боковой и полной поверхностей конуса, длина образующей которого равна 10 см, а радиус основания 3 см. Sосн =  R 2 =   · 3 2 = 9  (см 2 )  Sбок =   3·10 = 30  (см 2 ) 10 Sполн = 39  (см 2 ) Ответ: 30  см 2 , 39  см 2  3

Решение устных задач с конусом

Содержание

1)Во сколько раз увеличится боковая поверхность конуса, если его образующая увеличится вдвое, а радиус основания одновременно увеличится в 3 раза?

2l

l

Ответ: площадь боковой поверхности увеличится в 6 раз.

R

3R

Sбок = 3R2l = 6 Rl

Sбок = Rl

2) Вычислите площадь боковой и полной поверхностей конуса, длина образующей которого равна 10 см, а радиус основания 3 см.

Sосн = R 2 = · 3 2 = 9 (см 2 )

Sбок = 3·10 = 30 (см 2 )

10

Sполн = 39 (см 2 )

Ответ: 30 см 2 , 39 см 2

3

Решение задач  Содержание 3) Коническая крыша башни имеет диаметр 6 м и высоту 2 м. сколько листов кровельного железа потребуется для этой крыши, если размер листа 0,7 м x 1,4 м, а на швы и обрезки тратится 10% от площади крыши. 1,4 м 0,7 м 2 м 1) Вычислим площадь листа кровельного железа  0,7 · 1,4 = 0,98 м 2 2) вычислим радиус, конуса R = 0,5 d= 0,5 · 6 = 3 (м),  h– высота конуса, h = 2 м.  3) Образующую конуса найдем по теореме Пифагора 2 l  4) Sбок =   Rl =   ·3 · √13 = 3√13  (м 2 )  3 S материала = 3√13  + 0,1 · 3√13   = 3,3√13  (м 2 ) S материала ≈ 37,36 м 2 5) Вычислим количество листов кровельного железа  37, 36 : 0,98 = 38,12 ≈ 39 Ответ: количество листов равно 39 штук.

Решение задач

Содержание

3) Коническая крыша башни имеет диаметр 6 м и высоту 2 м. сколько листов кровельного железа потребуется для этой крыши, если размер листа 0,7 м x 1,4 м, а на швы и обрезки тратится 10% от площади крыши.

1,4 м

0,7 м

2 м

1) Вычислим площадь листа кровельного железа 0,7 · 1,4 = 0,98 м 2

2) вычислим радиус, конуса R = 0,5 d= 0,5 · 6 = 3 (м), h– высота конуса, h = 2 м. 3) Образующую конуса найдем по теореме Пифагора

2

l

4) Sбок = Rl = ·3 · √13 = 3√13 2 )

3

S материала = 3√13 + 0,1 · 3√13 = 3,3√13 2 )

S материала ≈ 37,36 м 2

5) Вычислим количество листов кровельного железа 37, 36 : 0,98 = 38,12 ≈ 39

Ответ: количество листов равно 39 штук.

Решение задач  Содержание 4) Сколько м 2 ткани потребуется для пошива шатра цирка «Шапито», если диаметр шатра составляет 32 м, а высота 22 м, причем высота крыши равна 12 м? Добавить 5% ткани на швы и отходы. Шатер представляет собой конус и цилиндр. Ткань нужна только для боковых поверхностей этих тел. 12м Сделаем предварительные расчеты  1) вычислим радиус, он одинаков для цилиндра и конуса R = 0,5 d= 0,5 · 32 = 16 (м),  2) H – высота конуса, h – высота цилиндра  H = 12 м, h = 10 м.  3) Образующую конуса найдем по теореме Пифагора:  22 -12 = 10 м  l 12 Sбок ц = 2  Rh = 2   · 16·10 = 160  (м 2 ) Sбок к =   Rl =   ·16 · 20 = 320  (м 2 )  16 Sполн = 480  + 0,05 · 480  = 504  (м 2 ) Ответ: 504  м 2 ≈ 1582,56 м 2 ткани

Решение задач

Содержание

4) Сколько м 2 ткани потребуется для пошива шатра цирка «Шапито», если диаметр шатра составляет 32 м, а высота 22 м, причем высота крыши равна 12 м? Добавить 5% ткани на швы и отходы.

Шатер представляет собой конус и цилиндр. Ткань нужна только для боковых поверхностей этих тел.

12м

Сделаем предварительные расчеты 1) вычислим радиус, он одинаков для цилиндра и конуса R = 0,5 d= 0,5 · 32 = 16 (м), 2) H – высота конуса, h – высота цилиндра H = 12 м, h = 10 м. 3) Образующую конуса найдем по теореме Пифагора:

22 -12 = 10 м

l

12

Sбок ц = 2 Rh = 2 · 16·10 = 160 2 )

Sбок к = Rl = ·16 · 20 = 320 2 )

16

Sполн = 480 + 0,05 · 480 = 504 2 )

Ответ: 504 м 2 ≈ 1582,56 м 2 ткани

Определение шара  Содержание Шаром  называется тело, которое состоит из всех точек пространства, находящихся на расстоянии, не большем данного, от заданной точки точки.   Эта точка называется центром шара. Расстояние от центра шара до любой точки поверхности называется – радиусом шара Шар можно получить вращением полукруга вокруг оси, содержащей его диаметр. Сфера – это поверхность все точки которой равноудалены от заданной точки.

Определение шара

Содержание

Шаром называется тело, которое состоит из всех точек пространства, находящихся на расстоянии, не большем данного, от заданной точки точки.

Эта точка называется центром шара.

Расстояние от центра шара до любой точки поверхности называется – радиусом шара

Шар можно получить вращением полукруга вокруг оси, содержащей его диаметр.

Сфера – это поверхность все точки которой равноудалены от заданной точки.

Сечения шара  Содержание Сечение шара, проходящее через его центр. В сечении – круг.   В этом случае в сечении получается круг наибольшего радиуса, его называют большой круг шара .   Сечение плоскостью, не проходящей через центр.  В сечении – круг. Теорема: Площадь поверхности шара равна четыре площади большого круга шара. S = 4  R 2

Сечения шара

Содержание

Сечение шара, проходящее через его центр.

В сечении –

круг.

В этом случае в сечении получается круг наибольшего радиуса, его называют большой круг шара .

Сечение плоскостью, не проходящей через центр.

В сечении –

круг.

Теорема: Площадь поверхности шара равна четыре площади большого круга шара.

S = 4 R 2

Взаимное расположение сферы и плоскости d – расстояние от центра сферы до плоскости, R – радиус сферы z r – радиус сечения сферы  Вычислить радиус сечения можно используя теорему Пифагора.   R  y d   r x d  Плоскость пересекает сферу и называется секущей Содержание

Взаимное расположение сферы и плоскости

d – расстояние от центра сферы до плоскости, R – радиус сферы

z

r – радиус сечения сферы

Вычислить радиус сечения можно используя теорему Пифагора.

R

y

d

r

x

d

Плоскость пересекает сферу и называется секущей

Содержание

Взаимное расположение сферы и плоскости d – расстояние от центра сферы до плоскости, R – радиус сферы z  Теорема: Радиус сферы проведенный в точку касания сферы и плоскости, перпендикулярен к касательной плоскости.     R  y x d = R Плоскость имеет одну общую точку со сферой и называется касательной Содержание

Взаимное расположение сферы и плоскости

d – расстояние от центра сферы до плоскости, R – радиус сферы

z

Теорема: Радиус сферы проведенный в точку касания сферы и плоскости, перпендикулярен к касательной плоскости.

R

y

x

d = R

Плоскость имеет одну общую точку со сферой и называется касательной

Содержание

R Плоскость не имеет общих точек со сферой. y x Содержание " width="640"

Взаимное расположение сферы и плоскости

d – расстояние от центра сферы до плоскости, R – радиус сферы

z

d R

Плоскость не имеет общих точек со сферой.

y

x

Содержание

Решение задач  Содержание 1)Вычислить площадь поверхности шара изображенного на рисунке. S = 4  R 2  R = ОА, Найдем ОА из  АСО. А 6  С 30    О       Ответ: S = 192  ед 2

Решение задач

Содержание

1)Вычислить площадь поверхности шара изображенного на рисунке.

S = 4 R 2

R = ОА,

Найдем ОА из  АСО.

А

6

С

30

О

Ответ: S = 192 ед 2

Решение задач  Содержание 2) Наибольшая высота орбиты корабля «Восток-2», на котором летал космонавт Г.С. Титов, равна 244 км. Найдите угол, под которым космонавт видел Землю в момент наибольшего удаления от нее (радиус Земли примерно равен 6371 км). О - центр Земли, А – точка орбиты в которой находится корабль, В и С – точки касания.   ВАС - искомый угол. Углы В и С прямые, теорема о радиусе проведенном в точку касания.   АВО =  АСО, т.к. АО общая, АВ= АС как отрезки касательных    ВАО =  САО.  ОА = 6371 + 244 = 6615 км, ОВ = 6371 км В  А       ВАО = 74  23`, значит  ВАС = 148  46`≈149  . О  R з С  Ответ: Космонавт видит Землю под углом ≈149 

Решение задач

Содержание

2) Наибольшая высота орбиты корабля «Восток-2», на котором летал космонавт Г.С. Титов, равна 244 км. Найдите угол, под которым космонавт видел Землю в момент наибольшего удаления от нее (радиус Земли примерно равен 6371 км).

О - центр Земли, А – точка орбиты в которой находится корабль, В и С – точки касания.

 ВАС - искомый угол.

Углы В и С прямые, теорема о радиусе проведенном в точку касания.  АВО =  АСО, т.к. АО общая, АВ= АС как отрезки касательных   ВАО =  САО.

ОА = 6371 + 244 = 6615 км, ОВ = 6371 км

В

А

  ВАО = 74  23`,

значит  ВАС = 148  46`≈149  .

О

R з

С

Ответ: Космонавт видит Землю под углом ≈149

Решение задач  Содержание Справка  3) Найдите длину полярного круга Земли (радиус Земли принять за 6400 км) Северный полюс  1)Из справочника имеем длину дуги от экватора до полярного круга 66  . Этой же мере соответствует центральный угол АОВ = 66   С  А  полярный круг  66  2)Дуга от Северного полюса до экватора равна 90  . Значит,   СОВ = 90  . Тогда,  СОА = 90  - 66  = 24  . О  В экватор 3)Используя синус угла СОА в прямоугольном  АСО найдем СА: CA= AO· sin(  COA)= 6400 · sin 24  = 6400 · 0,4067= 2602,88 (км) 4) СА есть радиус окружности полярного круга, найдем длину этой окружности: 2  ·CA =2· 3,14· 2602,88 = 16 346, 0864 км Ответ: длина полярного круга ≈ 16 тыс. км

Решение задач

Содержание

Справка

3) Найдите длину полярного круга Земли (радиус Земли принять за 6400 км)

Северный полюс

1)Из справочника имеем длину дуги от экватора до полярного круга 66 .

Этой же мере соответствует центральный угол АОВ = 66

С

А

полярный круг

66

2)Дуга от Северного полюса до экватора равна 90 . Значит, СОВ = 90 .

Тогда, СОА = 90 - 66 = 24 .

О

В

экватор

3)Используя синус угла СОА в прямоугольном АСО найдем СА:

CA= AO· sin( COA)= 6400 · sin 24 = 6400 · 0,4067= 2602,88 (км)

4) СА есть радиус окружности полярного круга, найдем длину этой окружности:

2 ·CA =2· 3,14· 2602,88 = 16 346, 0864 км

Ответ: длина полярного круга ≈ 16 тыс. км

Географическая справка  Содержание Географические широты могут иметь значение от 0° до 90°. Географическая широта 90° находится у полюсов. Под географической широтой понимают величину дуги от экватора к северу или к югу до заданной точки. Она тоже измеряется в градусах, так как широта точки есть угол между отвесной линией, проходящей через эту точку, и плоскостью экватора. Северный полярный круг  находится в 66°33′44″ (66,5622°) к северу от экватора.

Географическая справка

Содержание

Географические широты могут иметь значение от 0° до 90°. Географическая широта 90° находится у полюсов.

Под географической широтой понимают величину дуги от экватора к северу или к югу до заданной точки. Она тоже измеряется в градусах, так как широта точки есть угол между отвесной линией, проходящей через эту точку, и плоскостью экватора.

Северный полярный круг  находится в 66°33′44″ (66,5622°) к северу от экватора.

Благодарю Ранько Е. А. учителя начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново  за предоставленный шаблон презентации http://pedsovet.su/

Благодарю

  • Ранько Е. А. учителя начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново за предоставленный шаблон презентации http://pedsovet.su/
Литература Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Бевз Г.П. и др. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1994. Глейзер Г.Д. Геометрия: Учеб. пособие для 10-12 кл.веч. (смен.) шк. и самообразования. – М.: Просвещение, 1989. Клопский В.М., Скопец З.А., Ягодовский М.И. Геометрия: Учеб. пособие для 9 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1980.

Литература

  • Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  • Бевз Г.П. и др. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1994.
  • Глейзер Г.Д. Геометрия: Учеб. пособие для 10-12 кл.веч. (смен.) шк. и самообразования. – М.: Просвещение, 1989.
  • Клопский В.М., Скопец З.А., Ягодовский М.И. Геометрия: Учеб. пособие для 9 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1980.
Интернет ресурс О географической широте Географические координаты Изображение сечений моделей цилиндра Изображение тел вращения Юла Волчок Игрушка Изображение тора Колокольчик Песочные часы Картинка для титульного слайда Паровой котел Рассеченный конус Картинка с сечениями Планета Земля Космический корабль

Интернет ресурс

  • О географической широте
  • Географические координаты
  • Изображение сечений моделей цилиндра
  • Изображение тел вращения
  • Юла
  • Волчок
  • Игрушка
  • Изображение тора
  • Колокольчик
  • Песочные часы
  • Картинка для титульного слайда
  • Паровой котел
  • Рассеченный конус
  • Картинка с сечениями
  • Планета Земля
  • Космический корабль


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!