Разложение многочлена на множители
Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный,
путь подражания - это путь самый легкий
и путь опыта - это путь самый горький.
Конфуций
1.
- Что значит разложить многочлен на множители ?
- Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?
1.
Восстановить порядок выполнения действий
при вынесении общего множителя за скобки
Выбранную переменную указываем
с наименьшим показателем
Находим НОД всех коэффициентов
многочлена
Определяем, какая переменная
содержится во всех членах
многочлена
1.
Проверочная работа
1) 15х + 10y;
2) a 2 – ab;
3) n(7-m)+k(7–m);
4) 8m 2 n – 4mn 3 ;
5) a(b-c)+3(c-b).
- 9n + 6m;
- b² - ab;
- b(a+5) – c(a+5);
- 20x³y²+ 4x²y³;
- 6(m-n)+s(n-m).
1.
ПРОВЕРКА
- 3(3n + 2m);
- b(b – a);
- (a+5)(b-c);
- 4x²y²(5x + y);
- (m-n)(6–s).
- 5(3х +2у);
- a(a-b);
- (7-m)(n+k);
- 4mn(2m-n²);
- (b-c)(a-3).
5 – «5»; 4 – «4»; 3 – «3».
1.
РЕШИТЕ УРАВНЕНИЕ:
2) 6x² – 2x = 0;
3) x 2 + 3x + 6 + 2x = 0.
- Есть ли общий множитель у всех слагаемых?
- Значит способ разложения на множители не подходит .
«Нет другого выхода, ищи третий»
2.
Рассмотрим многочлен
5x +5y +m x +my=
Пристально посмотрим на многочлен… Что-нибудь вы видите?
=( 5x +5y ) +(m x +my)=
Теперь у одночленов в скобках появились общие множители
=5 (x +y) +m (x +y)=
=(x +y)(5 +m)
3.
Способ группировки
Данный способ применяют к многочленам, которые не имеют общего множителя для всех членов многочлена.
Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно:
а) выполнить группировку слагаемых,
имеющих общий множитель;
в) отдельно в каждой группе
найти общий множитель и
вынести его за скобки;
с) в получившемся выражении
найти общий множитель и
вынести его за скобки.
3.
ПРИМЕР
Разложить на множители многочлен:
5x+5y+mx+my
Первый способ группировки:
5x+5y+mx+my =(5x+my)(5y+mx)
Второй способ группировки:
5x+5y+mx+my =(5x+mx)+(5y+my) =
=x(5+m)+y(5+m)=(5+m)(x+y) .
Третий способ группировки:
5x+5y+mx+my =(5x+5y)+(mx+my)=
5(x+y)+m(x+y)=(x+y)(5+m) .
Как видите, не всегда с первого раза группировка оказывается удачной.
Если группировка оказалась неудачной,
откажитесь от нее и ищите иной способ .
« Суета – признак неуверенности »
4.
РАЗЛОЖИТЕ НА МНОЖИТЕЛИ:
- ах + 3х + 4а + 12=
- аb - 8а – bх + 8х=
- x 2 m - x 2 n + y 2 m - y 2 n=
5.
Дифференцированные задания по уровням
А. Задания нормативного уровня.
1) 7а - 7в + аn – bn
2) xy + 2y + 2x + 4
3) y 2 a - y 2 b + x 2 a - x 2 b
Б. Задания компетентного уровня
1) xy + 2y - 2x – 4
2) 2сх – су – 6х + 3у
3) х 2 + xy + xy 2 + y 3
С. Задания творческого уровня
1) x 4 + x 3 y - xy 3 - y 4
2) ху 2 – ву 2 – ах + ав + у 2 – а
3) х 2 – 5х + 6
6.
Итог урока
а) С каким новым способом разложения многочлена на множители вы познакомились сегодня?
б) В чем он заключается?
в) К каким многочленам обычно применяют способ группировки ?
6.
«Что приятнее всего? – достигать желаемого»
(Фалес)
x 2 + 3x + 6 + 2x = 0.
(x 2 + 3x) + (6 + 2x) = 0;
х (x + 3) + 2 (3 + x) = 0;
(х + 3)(х +2) = 0;
7.
Домашняя работа
п.п. 1 – 30, №№ 709, 713
СПАСИБО ЗА УРОК!