урок русского языка
в 7 классе.
Учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Панино Крючковой Е.В.
Тема урока : образование деепричастий .
“ Для всего, что существует в природе, -воды, воздуха, неба, облаков, солнца,
рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, -
в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий. ”
К. Паустовский
.
К.Г.Паустовский
К.Паустовский
Одно из неизвес(т)ных но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревен(ь)чатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связа(н,нн)о ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми а просто выражает сущность русской природы.
Это место по своей прел … сти и сиянию простых полевых цветов вызывает в душ … состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы цикорий, кашка, (не)забудки и таволга приветливо улыбаются вам людям покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пч … лы.
Как будто какой (то) чудодей собрав здесь красоты Средней России развернул вширь п … нораму, зыбкую от нагретого воздуха.
На первом плане ярко зеленея и безудержу пестрея цветами виден сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.
На втором плане, за рекой, стояли издавна в … ковые ивы и ракиты. Листья мирно висели пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.
I . группа – « Грамотеи »
1. неиз вестных- прилаг., вест, непроизн. согл. пров.слово – весточка
2.бреве нчатого – прилаг., сочетание нч – без – ь
3.не связано - кратк.прич, суф н. в кратк.прич.- одно н
4. прелести – сущ, корень прелест – безуд. гл, пров. удар.- прелестный
5.в душ е – сущ., I скл, ед.ч., Пр.п- поэтому е
6.незабудки – сущ, не - прист. без не употребл.
7. пчелы- сущ, в корне после шипящ. слышим О, пишем Е
8.какой-то – мест, суф.то – через дефис
9.панораму – сущ. непровер.гласн А
10.вековые – прил,пров.гласн. в корне – век
II . группа – « Глаз - алмаз » (пунктуация)
1.зап. перед против союзом но соединяющим однородные члены
2. зап.перед против союзом а , соединяющим однородные члены
3.двоеточие и тире при однород. членах в середине предл.
4.люди- обращение в середине предложения. запятые с обеих сторон.
5. собрав красоты Средней России – зап. С 2-х сторон дееприч. Оборот
6. ярко зеленея и безудержу пестрея - зап. С 2-х сторон дееприч. Оборот
7.после слова реки – зап. причаст.оборот после определяемого слова
8. после слова висели – зап.сложное предложение.
Омут –
Цикорий –
Кашка –
Таволга –
Незабудка –
Чудодей –
Панорама –
Зыбкую –
Суходол –
Пойма –
IV . группа – « Эрудит »
Покачиваясь, собрав, зеленея, пестрея.
К.Паустовский
Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревенчатого дома.
Оно называется Ильинский омут. Оно не связано ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми, а просто выражает сущность русской природы.
Это место по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывает в душе состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы: цикорий, кашка, незабудки и таволга – приветливо улыбаются вам, людям, покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пчелы.
Как будто какой-то чудодей, собрав здесь красоты Средней России, развернул вширь панораму, зыбкую от нагретого воздуха.
На первом плане ярко зеленея и безудержу пестрея цветами, виден сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки, вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.
На втором плане, за рекой, стояли издавна вековые ивы и ракиты.
Листья мирно висели, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.
Образование деепричастий
Совершенный вид
Несовершенный вид
- Образуются от основ инфинитива
- От основ глаголов настоящего времени
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Береза!
Белоствольная, милая.
Радует, успокаивает, украшает.
Красивый символ России.
Родина!
Цветы!
Скромные, душистые.
Улыбаются, качаются, веселят.
Средней полосы России богатство.
Родина!
Сегодня на уроке я узнал(а) …
“ Для всего, что существует в природе, -воды, воздуха, неба, облаков, солнца,
рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, -
в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий. ”
К. Паустовский
. Домашнее задание:
- Выполнить упражнение№ 163
2) Составить синквейн по теме « Тихая моя Родина»