урок кулинарии, 5 класс,
Автор: Узбекова Алсу Айнетдиновна,
учитель технологии
МОУ Калиновская СОШ
Загадка
Может и разбиться, может и свариться,
Если хочешь - в птицу может превратиться
«Блюда из яиц».
Из истории…
У наших предков, славян, яйцо символизировало собой символ зарождающейся новой жизни, и сама природа позаботилась о том, чтобы будущая жизнь была обеспечена всеми необходимыми питательными веществами.
Блюдо, приготовляемое из взбитых яиц и молока — омлет — пришло к нам из Франции. Из французского языка заимствовано и его название. Несмотря на кажущуюся простоту, приготовление хорошего омлета, как считают французские кулинары, требует внимания и умения. Ведь его сначала нужно поджарить с одной стороны, а затем, ловко подбросив на сковороде, перевернуть на другую. Это удается далеко не всем.
Французские гастрономы рекомендуют: в сковороде, которая используется для приготовления омлетов, больше ничего не готовить и никогда не мыть эту сковороду. Достаточно ее горячую протереть тампоном из чистой бумаги с небольшим количеством крупной соли и слегка промаслить для предотвращения ржавчины.
В современной кулинарии омлеты готовят чаще всего в закрытой сковороде, не переворачивая.
на уроке
Вспомним…
Узнаем…
Изучим…
Выясним Научимся…
Приготовим… .
Актуализация знаний ПЛАН
1.Передача «Жить здорово»
2.Посещение магазина
3.Лабораторная работа
4.Практическая работа:
Видеоролик «Фриттата»
Охрана труда
5.Изучение способов варки яиц.
6.Интересные факты о яйцах.
7.Экспертиза с сырым и варёным яйцами.
8.Требования к качеству блюд из яиц.
9.Сервировка стола.
10.Дегустация.
11.Уборка рабочего места.
12. Домашнее задание:
13. Рефлексия.
Маршрутный лист ученицы (-ка)_5 класса______________________
по теме «Блюда из яйца»
Сведения о яйце
1.белок яйца полноценный и легкоусвояемый среди белков.
Знала
2.В белке содержится лизацин, вещество, убивающее микроорганизмы.
Узнала на уроке
Самооценка
V
3.В яйце содержится витамин Д(важный для растущего организма)
/Баллы/
V
4.Скорлупа, белок, желток.
1
5.Зародышевый диск, воздушная камера, подскорлуповая оболочка, канатики.
V
V
1
V
1
гусиные
куриные
перепелиные
утиные
индюшачьи
страусиные
ПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ЯИЦ
В одном яйце /70 калорий/ находится 13 главных витаминов и минералов. Усваиваются яйца почти полностью – на 98 процентов. В белочной части яйца содержится лизацин , это вещество, убивающее микроорганизмы. Наиболее ценная часть яйца – желток, он богат не только белками, жирами, минеральными веществами, но и витаминами А,В1,В2,D,Е
Строение яйца
Зародышевый диск
Воздушная камера
Белок
Желток
Подскорлуповая оболочка
Скорлупа
Канатики
Категории яиц (срок хранения, качество, вес)
- Диетические (поступают в продажу не позднее 7 суток)
- Столовые (срок поступления в продажу по истечении 7 суток)
Меланж (замороженная смесь белка с желтком)
Яичный порошок (высушенный меланж )
ПРОФЕССИИ
ПОВАР
КОНДИТЕР
ПРОФЕССИИ
ПТИЧНИЦА
ОПЕРАТОР ПТИЦЕФЕРМЫ
ХРАНЕНИЕ ЯИЦ
правильный способ хранения яиц в холодильнике:
яйца направлены вниз своим острым концом, так как они «дышат» через тупой конец
1. Органолептический метод при разбивании яиц
Свежее яйцо с округлым, пышным желтком, в белке есть густой желейный слой, окружающий желток и более жидкий внешний слой
Через неделю – желток более плоский и два слоя белка мало заметны
Способы определения качества яиц
У свежего яйца белок легко просвечивается, желток слабо заметен.
2. Просвечивание (овоскоп)
Недоброкачественные яйца не просвечиваются.
3.Погружением в воду
Инсрукционная карта
- В стакан налить воду
- Растворить в ней столовую ложку соли
- Опустить туда яйцо
Свежее яйцо опускается на дно стакана
Недостаточно свежее будет плавать чуть выше дна
Недоброкачественное – на поверхности жидкости
Практическая работа
Охрана труда
при выполнении
практической работы
При работе с ножом
- Передавать нож другому ручкой от себя.
- Не держать нож лезвием вверх..
порезы
При работе с электроприборами
- Проверить исправность шнура.
- Выключая и включая электроприборы, браться за корпус вилки.
- Работать с электроприборами только сухими руками.
ожог
поражение током
Санитарно-гигиенические требования
- Работать только в рабочей одежде (косынке и фартуке).
- Перед работой с продуктами вымыть руки.
Омлет с помидорами, сосисками и зеленью. Фриттата. Технологическая карта
№
Наименование продукта
1
Количество
Чеснок
2
Для омлета:
Последовательность приготовления
Растительное масло
1 зубчик
3
Зелёный лук
Яйцо
Чистим чеснок, делим на 3 части, включаем плитку на сковородку наливаем растительного масла, дольки чеснока добавляем в масло. Жарим 5 мин. Крышкой не накрываем.
2 ст.л.
Посуда и инвентарь
4
Сковорода, нож, разделочная доска, электроплитка
Молоко
6 шт.
5
Приготовить яично-молочную смесь, добавить соль. Смешиваем. Затем сыр натираем на мелкой терке добавляем и перемешиваем.
Перец болгарский
петрушка
6
Перец болгарский
1 шт.
Помидоры
Нарезаем продукты (зеленый лук колечками) и добавляем в омлетную массу и ставим на плитку на 5 минут
50г
Миска, венчик, ложка, стакан
Соль
0,5 ст.
Нож, разделочная доска для мяса, тёрка
Сосиски
По вкусу
1 шт
Готовый омлет
Нарезать сосиски кружочками, перец квадратами, помидоры на 2 половинки и затем на пластинки
Сыр
Помидоры
1 шт.
1 шт
выкладываем остальные индегриенты на сковородку: это овощи-перец, потом выкладываем сосиски, сверху выкладываем помидоры, сколько войдёт, выпекаем в духовке 30 минут.
1 шт
Сосиски
Нож, разделочная доска
2 шт
70-80г.
2 шт
Миска, столовая ложка, блюдо
30 минут прошли, дадим ему чуть-чуть остыть(3 мин). Жидкости уже нету и Порционируем.
Получилась сытная для завтрака фриттата.
Духовка, тарелки порционные, нож, лопаточка
получилось в разрезе, вот такой вот солнечный омлет
Способы варки яиц:
Способ приготовления
Время приготовления
Всмятку
Готовность
2 мин
«В мешочек»
4 - 5 мин
Белок свернулся наполовину, желток не свернулся
Вкрутую
Белок свернулся, желток не свернулся
7 - 10 мин
Желток и белок свернулись
Лапша
Пирожки
Котлеты
Безе
Запеканка
Заливное
ЯИЧНИЦЫ
СУФЛЕ
КРЕМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КУЛИНАРИИ
С гарниром:
1- смешанный
2-фаршированный
Натуральный
- яйца,молоко
-Омлеты-
Употребляют в сыром, варёном, жареном виде
- Приготовление десертов
- Изделия из теста
- Начинки
- Украшение блюд
- Закуски (фаршированные яйца)
Экспертиза с сырым и варёным яйцами
СООБЩЕНИЕ
Многие прочитали книгу Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» и помнят, почему началась война между лилипутами. Так вот, для тех, кто этого не знает: война началась из-за разного подхода к разбиванию яйца. Одни говорили - надо бить яйцо с тупого конца, другие – с острого. Разногласия были настолько остры, что привели к войне.
Если вам подали яйца вкрутую, ни в коем случае не разбивайте их о краешек стола или тарелки. Согласно правилам этикета, надо взять яйцо в левую руку и ложкой сделать пару-тройку резких ударов по скорлупе. Затем очищаете ее и убираете на край тарелки.
Когда яйцо «освобождено», держите его для устойчивости левой рукой и разрезаете вдоль на две половинки – это можно делать ножом или вилкой.
Сальмонеллез
- Это инфекционная болезнь, которая вызывается различными видами бактерий рода Salmonella
- После того как палочки сальмонеллы попадают на слизистую оболочку тонкой кишки, они начинают выделять токсин, повреждающий слизистую кишечника.
- Это ведет к нарушениям работы пищеварительного тракта:
- Появляются понос, боль в животе, обезвоживание.
Требования к качеству блюд, приготовленных из яиц
- Сваренные яйца должны быть чистыми, целыми (без трещин), хорошо очищаться от скорлупы. Яйца, сваренные всмятку, должны быть жидкими. У яиц, сваренных «в мешочек», белок мягкий, а желток полужидкий. Яйца, сваренные вкрутую, – мягкие, сохранившие свой естественный цвет.
- Яичница-глазунья должна иметь слегка загустевший белок и сохранивший форму желток.
- Натуральные (или с гарниром) яичницы и омлеты должны быть слегка загустевшими, неподгоревшими, без посторонних привкусов и запахов.
- Блюда из яиц готовят непосредственно перед подачей на стол.
ОТВЕТЫ
- 1-В, 2-А, 3- Б.
- Б.
- 1-В, 2_А, 3- Б
- А, И, Д.
Дегустация
- Внешний вид: имеет форму пирога, продукты нарезаны равномерно и распределены по всей массе.
- Вкус: в меру солёный, тех продуктов, которые входят в рецептуру.
- Запах: соответствует запаху свежих яиц и добавленных в омлет продуктов.
- Цвет: светло-желтый со слегка коричневатой поджаристой корочкой.)
Домашнее задание
1. п.31 прочитать
2. П.31 прочитать, ответить на вопросы на стр.188.
3. Проведи исследование. /стр.187-188/
Рефлексия урока
Я научилась(-ся) .........
Мне пригодится это...
Я узнал( а)… -
Вспомнили , какие виды яиц бывают. - Узнали , почему полезны яйца. - Изучили строение яиц; - Выяснили , какие блюда готовят из яиц и что сегодня можно приготовить. - Научились определять доброкачественность яиц и их хранении.
Спасибо
за работу
на уроке