Школа Хогвартс
Быть может, вас ждет
Гриффендор,
славный тем,
Что учатся там храбрецы.
Сердца их отваги и силы
полны,
К тому ж благородны
они.
А может быть,
Пуффендуй ваша судьба,
Там, где никто
не боится труда,
Где преданы все,
и верны,
И терпенья
с упорством полны.
2 факультет
1 факультет
Быть может, что в Слизерине
вам суждено
Найти своих верных друзей.
Там хитрецы к своей цели идут
Никаких не стесняясь путей.
3 факультет
Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов.
Задачи урока:
1. Научиться пользоваться приборами.
2. Изучить электризацию тел.
3. Познакомиться с двумя видами зарядов.
Правила поведения:
- Поднимать руку, если вы хотите ответить.
- Отвечать четко на поставленный вопрос.
- Не выкрикивать с места.
- Помнить, что вы ответственны за факультет, в котором работаете.
- Вести себя вежливо и культурно по отношению к другим факультетам.
- Помогать друг другу.
Историческая справка.
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624-547 г.г. до нашей эры, открыл, что янтарь потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п.. Это свойство в течении ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «Электричество».
Задание первое: волшебная палочка.
- Возьмите пластмассовую ручку, (потом карандаш, пластмассовую линейку).
- Натрите её шерстью, волосом или бумагой.
- Проверьте действие ручки на перышко, кружечки конфетти.
- Запишите, как они взаимодействуют.
Уильям Гильберт (1600г.)- врач английской королевы Елизаветы издал первую работу об электричестве.
Показал, что при трении электризуются не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металл, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Использовал термин «Электричество»(от греческого слова «электро», что означает янтарь).
Задание второе: новая прическа для почти безголового Ника.
1.Возьмите Ника.
2.Потрите свою волшебную палочку и поднесите к голове Ника.
3.Объясните увиденное
Отто фон Герике (1602-1686г.г. Германия)
Построил первую электростатическую машину, основанную на трении.
Обнаружил, что кроме притяжения, существует и отталкивание.
Шарль Дюфэ в1730 году установил 2 рода электрических взаимодействий: притяжение и отталкивание.
- А в 1777 году известный американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда.
- Заряд, полученный на стекле, потертом о шелк, считать положительным,
- Заряд, полученный на эбоните, потертом о шерсть, считать отрицательным.
- Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются.
Объясните поведение Ника в следующих ситуациях.
Задание третье: Полиэтилен и бумага. (работа в паре)
- Кладем на бумажную полоску полиэтиленовую пленку.
- Сильно прижимаем полоски рукой.
- Разведем полоски, а затем приблизим их друг к другу.
- Сделаем вывод:
Что произошло с листочками? Почему?
Выводы:
трением
- Тела можно наэлектризовать
- В электризации участвуют тела.
- Электризуются после разделения
2
оба тела.
Электризация может происходить несколькими способами:
- Соприкосновением (1675г. Ньютон наблюдал электрическую пляску кусочков бумаги, помещенных под стеклом, положенным на металлическое кольцо. При натирании стекла бумажки притягивались к нему, затем отскакивали)
- Ударом
- Трением
Задание четвертое: Заколдованная гильзочка.
Поднесите гильзочке, поочередно, свои волшебные палочки (из стекла, эбонита, пластмассы) и пронаблюдайте за её поведением.
Сделайте вывод:
Как ведет себя гильзочка при поднесении к ней наэлектризованной палочки?
Сделайте выводы:
- Что называется электризацией?
- Сколько тел участвуют?
- С какими видами зарядов вы познакомились?
- Как взаимодействуют между собой заряженные тела?
Выводы:
- Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют ЭЛЕКТРИЗАЦИЕЙ .
- В электризации всегда участвуют ДВА тела. При этом оба тела электризуются
Электрический заряд
( Стекло) + - (Эбонит)
Одноименные заряды разноименные заряды
Отталкиваются притягиваются
+
-
+
+
-
-
-
+
Ответьте на вопросы
Как взаимодействуют заряженная палочка
и заряженная гильза в случае а и б?
Ответьте на вопросы
Висящие рядом гильзы наэлектризовали. После этого они расположились так. Как зарядили гильзы?
Ответьте на вопросы
Правильно ли изображены взаимодействия заряженных тел а и б?
Ответьте на вопросы
Правильно ли изображены взаимодействия заряженных тел а и б?
Ответьте на вопросы
Какого знака заряд имеет шар в случае а и б?
Работа с кейсами
- Прочтите внимательно кейс.
- Обсудите реальность данного кейса.
- Ответьте на вопросы после кейса .
Кейс 1
- Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
- Вопросы к кейсу:
- - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности
- - Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?
- - Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
Кейс 2
- Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.
Вопросы к кейсу:
- - Кто прав? Иван Иванович или комиссия?
- - Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
Кейс 3
- Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы к кейсу:
- - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
- - Прав ли был механик автоколонны?
- - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?
Подведение итогов урока:
- Что нового вы узнали?
- Выполнили мы поставленные на уроке задачи?
- Чему вы научились и можете научить других?
Домашнее задание:
- П.25
- А кто хочет стать настоящим волшебником:
1)Найдите и приготовьте сообщения на одну из тем:
«Северное сияние», «Огни святого Эльма»,
«Молния».
2).Попробуйте свое
волшебство в действии:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
- Выдуй несколько мыльных пузырей и посади их на сухую шерстяную материю. Не бойся, они не лопнут! Сухой лист плотной бумаги натри щеткой, чтобы наэлектризовать. Если поднести наэлектризованный лист к пузырю, он вытягивается и превращается в яйцо! Если поднести шар еще ближе, пузырь оторвется от стола и подлетит вверх! Действуя листом бумаги, можно заставить пузыри танцевать смешной электрический танец.
Диплом Настоящий диплом выдан ученику(-це) 8 класса __________________________________________________________________________
В том, что он(она) изучил(а) все заклинания по электризации тел получил(а) оценку -П«превосходно»,а также разрешение пользоваться волшебной палочкой сколько угодно, но так, чтобы не наносить вреда себе и окружающим.
30 ноября 2016г.