Деятельность учителя. Горные породы, воду, растения и животных мы видим, наблюдаем за ними, ощущаем их. Попробуйте доказать, что воздух тоже существует, хотя мы его и не видим.
Учащиеся разделены на группы, каждой предлагается предмет, с помощью которого требуется доказать существование воздуха.
Деятельность ученика. Получают предметы: детская игрушка-вертушка (привести в действие лопасти, подув на них – это и есть доказательство), воздушные шары (надуть их), пустая пластиковая бутылка с крышкой (если снять крышку, то бутылка легко деформируется, сминается, с закрытой крышкой это сделать нельзя – мешает воздух), маракас, погремушка, бубенцы или барабан с табличкой «Звук – это колебание воздуха» (воспроизведение любого звука доказывает наличие воздуха).
Деятельность учителя. Демонстрация слайда №4. Ознакомление учащихся с планом работы на уроке.
Атмосфера и её границы.
Состав.
Строение.
Значение.
Изучение.
Демонстрация слайда №5. Определяем границы атмосферы. Группы получают вопросы. Работаем с текстом учебника. (Корректирует неточные ответы).
Нижняя граница атмосферы ….
Верхняя граница атмосферы …
Что удерживает атмосферу около Земли?
Что не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли?
Деятельность ученика. После работы с учебником зачитывают ответы.
Нижняя граница атмосферы совпадает с поверхностью Земли.
Верхняя граница атмосферы на высоте 2000-3000 км постепенно переходит в космическое пространство.
Земное притяжение удерживает атмосферу около Земли.
Постоянное движение молекул воздуха не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли.
(В тетрадь записать данные о верхней границе атмосферы).
Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№6-9.
Переходим к изучению вопроса о составе воздуха. Раздать распечатанные диаграммы группам учащихся. Типы диаграмм разные (столбчатые, кольцевая, круговая), но информация одинакова.
Деятельность ученика. Выявляют информацию из имеющейся диаграммы, знакомят с ней всех остальных, делают выводы. (Азот-78%, кислород-21%, другие газы-1%).
Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№10-12.
Изучить следующий вопрос о строении атмосферы нам поможет таблица, она содержит характерные признаки всех слоев атмосферы. Вам надо найти соответствие признаков слоям. Для этого будем работать с атласом на стр.30 и учебником на стр.106, а также посмотрим сюжет видеоурока http://videouroki.net/view_post.php?id=291
Деятельность ученика. Работают в группах, находя признаки тропосферы, стратосферы или верхних слоев атмосферы, затем зачитывают свои данные, выслушивают остальных и заполняют все оставшиеся колонки таблицы.
№
Характерный признак
Тропосфера
Стратосфера
Верхние слои атмосферы
1
Толщина слоя 18 км.
+
2
Простирается до высоты 50 км.
+
3
В составе преобладает водород.
+
4
На высоте 20-30 км температура повышается.
+
5
Пролетая там небо видят не голубым, не фиолетовым, а черным.
+
6
В составе почти весь водяной пар, а также пыль, пепел, углекислый газ.
+
7
Верхние границы этого слоя на высоте 2000-3000 км.
+
8
Содержится газ озон.
+
9
Образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры.
+
10
На каждый километр высоты, температура понижается на 6°С.
+
11
Возникает полярное сияние.
+
12
Поглощает губительные ультрафиолетовые лучи.
+
Оценивают заполненную таблицу самостоятельно, используя слайд №12 и шкалу оценки.
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
6 и более ошибок – «2»
Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№13-16.
Изучаем значение атмосферы с помощью проблемных вопросов. Раздать распечатанные вопросы группам. Ответ на вопрос ученики должны связать со значением атмосферы.
Слайд №13. Назовите причину появления кратеров на поверхности Луны? Почему поверхность Земли сильно отличается от поверхности Луны? (Ответ: На поверхности Луны находится большое количество кратеров, которые остались от ударов с метеоритами. Поверхность Земли защищена атмосферой от встречи с мелкими метеоритами. Они сгорают в атмосфере).
Слайд №14. Для чего в окна домов устанавливают двойные стекла или двойные рамы? (Ответ: Между двойными стеклами находится воздух, который останавливает теплообмен. Такую же роль играет для планеты атмосфера. Территория Земли, где наступила ночь не переохлаждается, а там, где день не перегревается).
Слайд №15. Как солнечные лучи влияют на состояние кожи человека? (Ответ: Под действием ультрафиолетовых лучей, наша кожа меняет цвет: мы загораем. Эти лучи очень опасны для живых организмов в большом количестве, но атмосфера оберегает всё живое, рассеивая ультрафиолетовые лучи). После ответа учеников учитель уточняет: 90 % ультрафиолетовых лучей рассеивает атмосфера.
Слайд №16. Лунный пейзаж. Может ли быть такое? Предлагается картинка, на которой между лунными кратерами скачет лошадь, а мимо растущего на поверхности Луны дерева, пролетает птица. (Ответ: Такого быть не может, потому что для дыхания всех живых организмов необходим воздух, а на Луне атмосферы нет).
Деятельность ученика. После всех ответов делают вывод или обобщение о значении атмосферы.
Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№17-20.
Атмосфера изучается с помощью ряда приборов, некоторые из них на слайде. Запишите в тетрадь их названия. Сейчас вы получите инструкции к этим приборам, но у них есть один недостаток – в них не указано название прибора. Ваша задача, используя свои знания или методом исключения, логически размышляя, вы должны определить название прибора, а затем найти его в филворде на интерактивной доске (используется интерактивное приложение по географии 6-7 класс. Издательство Планета, разработчик приложения Склейнов Е.Л.).
Инструкция №1
Прибор для измерения атмосферного давления, был изобретён итальянским учёным Эванджелиста Торричелли в 1644 году.
Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении — сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину. На практике часто используется несколько (до десяти) коробок, соединенных последовательно, и имеется рычажная передаточная система, которая поворачивает стрелку, движущуюся по круговой шкале.
Польза от измерения атмосферного давления: Можно не говорить о том, что это помогает метеорологам предсказывать погоду. В первую очередь показания атмосферного давления нужны метеозависимым людям. Уровень давления начинает меняться до изменения погоды, а значит, наблюдая за переменной давления можно подготовиться к возможным проблемам со здоровьем. На погоду реагируют люди с сердечнососудистыми заболеваниями, гипотонией и гипертонией, мигренями и другими заболеваниями. Своевременный прием необходимых препаратов снизит риск обострения заболевания в период перемены погоды.
Инструкция №2
Измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха. Существует несколько типов таких приборов (весовой, волосной, плёночный и другие), действие которых основано на различных принципах.
Весовой (абсолютный) состоит из системы U-образных трубок, наполненных гигроскопическим веществом, способным поглощать влагу из воздуха. Через эту систему насосом протягивают некоторое количество воздуха, влажность которого определяют. Зная массу системы до и после измерения, а также объём пропущенного воздуха, находят абсолютную конденсацию.
Плёночный прибор имеет чувствительный элемент из органической плёнки, которая растягивается при повышении влажности и сжимается при понижении. Изменение положения центра плёночной мембраны передаётся стрелке. Волосной и плёночный приборы в зимнее время являются основными приборами для измерения влажности воздуха.
Инструкция №3
Прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее.
Первый прибор изобрел Галилей. Он был воздушным и показывал не температуру, а ее изменение без числовых значений. Современный прибор создал Фарадей в 18 веке. Изначально он наполнял этот прибор спиртом, но позже заменил его на ртуть. Ноль в шкале исчислений Фарадея был равен современным 32 градусам, а температура человеческого тела равнялась 96 градусам. В 1742 году физик Цельсий сделал точками отсчета температуру таяния льда и кипения воды, правда изначально ноль на шкале соответствовал температуре кипения воды, но потом она приняла современный вид.
Инструкция №4
Метеорологический прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра. В России до XVIII века употреблялись слова прапор, прапорица. Этот прибор в российских письменных источниках упоминался в форме «флюгель» в Уставе морском 1720 года. Прибор представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Направление ветра может определяться по горизонтальным штифтам, ориентированным по восьми румбам, а на современных флюгерах — с помощью электронного прибора.
На приборе, перпендикулярно направлению ветра, может устанавливаться свободно качающаяся металлическая пластина, по углу отклонения которой от вертикали определяется сила ветра. В современных приборах для определения силы ветра используется легкий пропеллер.
Инструкция №5
Прибор для измерения атмосферных жидких и твердых осадков. Состоит из сосуда (ведра) с приёмной площадью 200 см2 и высотой 40 см, куда собираются осадки и специальной защиты, предотвращающей выдувание из него осадков. Устанавливается прибор так, чтобы приемная поверхность ведра находилась на высоте 2 метра над почвой. Измерение количества осадков в миллиметрах слоя воды производится измерительным стаканом с нанесенными на нем делениями. Количество твердых осадков измеряется после того, как они растают.
После обсуждения в группах ученики находят данные слова на интерактивной доске.
Деятельность учителя. Демонстрация слайда №21.
Для закрепления материала решим задачу. Применяем правило. При подъеме на 1000 метров, температура понижается на 6° С.
Деятельность ученика.
Условие задачи: У подножия горы Памир температура воздуха +36°С.
Какая температура будет на высоте 6000 метров?
Решение:
6000 : 1000 = 6 (6 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С )
6 × 6 = 36 (-36°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
36 - 36 = 0 (градусов)
Ответ: 0°С
Деятельность учителя. Демонстрация слайда №22.
Каждый ученик получает лист с заданиями (как на слайде №22). Выполняется не в группах, а индивидуально.
Расположите пластилиновые детали разных размеров так, чтобы они показали слои атмосферы в правильном порядке.
Проведите сплошной линией верхнюю границу атмосферы, учитывая радиус Земли.
Деятельность ученика.
Выполняют и проверяют с помощью слайда №23. При оценивании добавляется 2 балла (если оба задания выполнены правильно)
Деятельность учителя. Демонстрация слайда №24.
Изучить §35, подготовить пересказ.*
Ответить на вопросы 1-3**
Повторить термины.
Составить рассказ по рисунку 67.
Если остается время, решаем задачу. (Слайд №25)
Рассчитайте какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте
10 000 метров, если у земной поверхности она равна +10°С?
Решение.
10000 : 1000 = 10 (10 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С )
10 × 6 = 60 (-60°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
- 60 + 10 = - 50 (градусов)
Ответ: - 50°С
Слайд №26. Так выглядит радиозонд.
Слайды №27-30. Воздушные шары. Оригинальная форма. Индийский мультимиллионер Виджъяпат Сингханиа установил рекорд высоты полета на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, поднявшись на высоту более 21 километра.