1/29/18
Основные алгоритмические структуры
Новикова Наталья Александровна
учитель информатики и ИКТ
Какая запись является алгоритмом?
- Рецепт каши
- Список класса
- Правило сборки
- График дежурств
- Схема здания
- Как открыть
- Кому позвонить
- Как позвонить
Базовые алгоритмические структуры
- следование (линейный алгоритм);
- ветвление (разветвляющийся алгоритм);
- повторение (циклический алгоритм).
Линейные алгоритмы
Начало
В основе лежит структурная команда следования .
Ввод данных
Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно, без пропусков, ответвлений и повторений.
Действие
…… .
Вывод результатов
Конец
Задача 1
Даны три числа a,b,с.
Составить блок-схему алгоритма нахождения суммы чисел.
Протестируйте схему с данными:
a = 5; b = 9; c = 7.
Разветвляющиеся алгоритмы
Разветвляющимися называются алгоритмы, в которых имеется команда ветвления.
Команда ветвления – это команда, по которой исполнитель выбирает один из двух путей выполнения алгоритма с непременным выходом на общее продолжение.
Выбор происходит по какому - либо условию.
Структура ветвления
неполная
полная
Полное ветвление
условие
нет
да
Серия 2
Серия 1
Если
То
Иначе
Конец ветвления
Полное ветвление
Пример 1
На
улице идет
дождь?
нет
да
Обуть
туфли
Обуть
сапоги
Выйти из дома
Неполное ветвление
условие
нет
да
Серия
Если
То
Конец ветвления
Неполное ветвление
Пример 2
На
улице идет
дождь?
нет
да
взять
зонт
Выйти из дома
Даны два числа A и B.
Требуется выбрать большее из них. Используйте полное ветвление.
Протестируйте схему с данными:
A = 5; B = 13 .
Задание 1
Составить блок-схему алгоритма нахождения значения функции Y :
0
3
5
А на этом участке
Y = X-1
На этом участке координатной прямой
Y = X 2
В этой точке
Y = 2*X
5 2 , если = 3 X Вводим значение X Проверяем - X X НЕТ ДА Если ДА, то Y присваиваем значение X 2 , Выводим значение Y X 5 Y = X 2 ДА НЕТ иначе (стрелка НЕТ)… Проверяем - X 5 ? Y = X - 1 X = 3 НЕТ Y ДА Если ДА, то Y присваиваем значение X - 1, Выводим значение Y Y Y = 2*X иначе (стрелка НЕТ)… Проверяем - X = 3 ? Y Если ДА, то Y присваиваем значение 2*X, Выводим значение Y иначе (стрелка НЕТ) … Ничего! КОНЕЦ В любом случае – КОНЕЦ! " width="640"
Первый блок – это всегда НАЧАЛО
НАЧАЛО
Стрелки показывают направление перехода
2 , если
Y = 1, если Х 5
2 , если = 3
X
Вводим значение X
Проверяем - X
X
НЕТ
ДА
Если ДА, то Y присваиваем значение X 2 ,
Выводим значение Y
X 5
Y = X 2
ДА
НЕТ
иначе (стрелка НЕТ)…
Проверяем - X 5 ?
Y = X - 1
X = 3
НЕТ
Y
ДА
Если ДА, то Y присваиваем значение X - 1,
Выводим значение Y
Y
Y = 2*X
иначе (стрелка НЕТ)…
Проверяем - X = 3 ?
Y
Если ДА, то Y присваиваем значение 2*X,
Выводим значение Y
иначе (стрелка НЕТ) … Ничего!
КОНЕЦ
В любом случае – КОНЕЦ!
Физкультминутка
Выполни алгоритм :
Начало
Руки на пояс
Повтори 2 раза:
(Присядь; Встань)
Повтори 2 раза:
(Наклонись налево; Наклонись направо)
Девочка?
Руки опусти
Устал?
Конец
Нет
Да
Руки вверх
Руки вперед
Нет
Да
Алгоритмы циклической структуры
Циклический алгоритм - это такой алгоритм, который содержит команду повторения.
Команда повторения – это команда исполнителю многократно повторять указанную последовательность действий.
Циклический алгоритм
Цикл – до
Цикл – пока
Цикл с параметром
Цикл – пока
условие
нет
да
Серия
Пока
Все
Задание 2
Составить блок-схему алгоритма копания траншеи «от забора и до обеда»
Начало
Подойти к забору
Обед
начался?
да
нет
Выкопать 10 см 3
траншеи
Идти обедать
Конец
Цикл – до
Серия
условие
нет
да
До
Все
Задание 3
А теперь давайте вспомним Тома Сойера – какой алгоритм он использовал при покраске забора
Начало
Подойти к забору
Покрасить 1 доску
Забор
закончился?
нет
да
Отнести кисть и краску
и идти гулять
Конец
Цикл с параметром
Счетчик цикла
Серия
команд
Задание 4
К 1 сентября в школу привезли 15 новых мониторов для компьютерного класса.
Составить алгоритм для робота, который будет переносить эти мониторы из машины в класс.
Начало
Счетчик=1, 15
Подойти к машине
Взять 1 монитор
Отнести его в класс
Поставить на стол
Идти отдыхать
Конец
Задание «Пословицы в блок-схемах »
Сформулируйте известные русские пословицы по их блок - схемам
?
I = 0
I = I +1
Да
I ?
Отмерь
Нет
Отрежь
Конец
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Перед тем, как что-либо сделать, надо все тщательно обдумать
Да
Лето?
Нет
Нет
Зима?
Да
Готовь телегу
Готовь сани
Готовь сани летом, а телегу зимой.
К любому делу надо готовиться тщательно и заранее
Работа
Нет
Хорошо работал?
Да
Плохой аппетит
Хороший аппетит
Пословицы в блок-схемах
Кто как работает, тот так и ест.
1
Препятствие в виде возвышенности
Да
Нет
Умный?
Обход
Восхождение
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Не стоит идти напролом, лучше поискать более доступные пути
Конь в борозде
Нет
Конь старый?
Да
Борозда разная
Борозда хорошая
Пословицы в блок-схемах
2
Старый конь борозды не испортит.
Старый, опытный человек не испортит дело, которое хорошо знает
Драка
Да
Кончилась драка?
Нет
Не маши
Маши кулаками
Конец
После драки кулаками не машут.
После свершившегося, когда уже ничего не изменить, бесполезно негодовать и предпринимать какие-либо действия
Препятствие в виде реки
Да
Знаешь брод?
Нет
В воду не заходи
Можно заходить
Не зная броду, не суйся в воду.
Не следует браться за дело, не узнав всех его особенностей
Домашнее задание
- выучить конспект урока;
- решить задачи на карточке