Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории в 8 классе "Отмена крепостного права"»
Отмена крепостного права
8 класс
Учитель Опарина Ольга Александровна
Цель урока
Задачи:
- Необходимость отмены крепостного права
- Подготовка документов к проведению реформы.
- Основное содержание реформы.
- Итоги освобождения крестьян в России.
УГРОЗА ПОТЕРЯТЬ СТАТУС ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ
Причины отмены крепостного права
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ
ПОРАЖЕНИЕ РОССИИ В КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТСТАЛОСТЬ РОССИИ
Александр II Николаевич – 1855-1881гг. – царь Освободитель
Подготовка документов к проведению реформы
1857г. – Секретный комитет по крестьянскому делу.
1858г. – Главный комитет по крестьянскому делу.
1859г. – Редакционная комиссия при Главном комитете.
1860г. – подведение итога работы в Главном комитете и Государств1857г. – Секретный комитет по крестьянскому делу.
енном совете.
Подготовители отмены крепостного права
Милютин Николай Алексеевич –
товарищ министра внутренних дел
Юрий Федорович Самарин
Виктор Никитич Панин
Манифест и Положение об отмене крепостного права – 19 февраля 1861г.
Митрополит Филарет (Дроздов) по просьбе царя написал текст Манифеста 19февраля 1861г.
Варианты освобождения крестьян;
слои общества, поддерживающие их
Освобождение крестьян с землёй без выкупа. (Революционно настроенная часть общества).
Освобождение крестьян с землёй за выкуп. ( либеральные помещики).
Освобождение крестьян без земли. ( Дворяне в губернских комитетах).
- Как вы думаете, какой вариант избрал Александр и почему?
Манифест 19 февраля
Обнародование Манифеста об отмене крепостного права
Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
Маркировочная таблица
Я знал
Я узнал
Я хочу узнать
Свободы и права крестьян
- Личная свобода
- Право заниматься торговлей и предпринимательством
- Земля за выкуп
- Право переходить в другие сословия
- Введены элементы местного самоуправления
Временнообязанные отношения
- В каком году - рассчитывай,
- В какой земле - угадывай,
- На столбовой дороженьке
- Сошлись семь мужиков:
- Семь временнообязанных
- Подтянутой губернии,
- Уезда Терпигорева,
- Пустопорожней волости,
- Из смежных деревень –
- Заплатова, Дырявина,
- Разутова,
- Горелова, Неелова,
- Неурожайка тож.
Выкуп
- Выкуп = размеру оброка, положенного в банк + 6% годовых.
- 20% выкупной суммы платил крестьянин помещику самостоятельно и единовременно.
- 80% выкупной суммы платило
- помещику государство за
- крестьянина.
- Крестьянин отдавал долг
- +6% годовых государству
- в течении 49 лет
Система отрезков и прирезков земли
- Крестьянин Ефим на вопрос:
- «Вы сами — имеете надел?»—
- отвечает: «Мы? Имеем! Трое
- нас братьев, а надела четыре
- десятины. Песочек — медь,
- им чистить хорошо, а для хлеба
- — неспособная земля!..
- Я от земли освободился,—
- что она? Кормить не кормит,
- а руки вяжет. Четвертый год
- в батраки хожу».
Механизм реализации реформы
- Уставные грамоты составлялись между помещиком и крестьянином по всем вопросам реформы.
- Институт мировых посредников, назначавшиеся из дворян Сенатом и подчинявшихся только закону.
Свобода
Крестьяне получили личную свободу
- Права и обязанности крестьян :
- Крестьянин сам решает свою судьбу
- Крестьянин занимается промыслом и торговлей
- Крестьянин несет государственные и земские повинности
- Крестьянин заключает торговые и финансовые сделки
- Крестьянин отбывает рекрутчину
- Крестьянин предъявляет иски в суд
- Крестьянин создает государственный продовольственный запас
- Крестьянин вступает или не вступает в брак
- Крестьянин не подвергается телесным наказаниям
- Крестьянин поступает в учебные заведения
- Крестьянин собственник имущества
- Привести в соответствие: А – права крестьян; Б - обязанности
Свобода
А – права крестьян
Б – обязанности крестьян
1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11
3, 5, 7,
Крестьяне – лично свободное, податное, непривилегированное сословие, свободные сельские обыватели
Итоги реформы
Прогрессивные итоги:
Негативные итоги:
- крестьяне – свободные подданные,
- увеличение рынка рабочей силы,
- помещичья земля – объект купли-продажи,
- часть помещиков и зажиточные крестьяне ведет хозяйство по-капиталистически.
- помещичье землевладение,
- «временнообязанное» состояние – барщина и оброк,
- система отрезков,
- экономическая зависимость крестьянина от помещика и государства.
Домашнее задание
1.В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такая оценка реформы 1861 года : «…Распалась цепь великая. Распалась и ударила.
Одним концом по барину ,
другим- по мужику» .
Напишите эссе
2. Составить 5 вопросов к параграфу 20
3. Параграф 20 прочитать ,ответить на вопрос №2 в тетради