СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Ю. Ермолаев «Лучший друг»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Ю. Ермолаев «Лучший друг»"

                        Конспект открытого урока литературного чтения

                                        ( «Школа России», 1 класс).

                     Учитель начальных классов МБОУ «ЗСШ» Ляшкова Г.Н.

 

Тема: Ю. Ермолаев «Лучший друг»

 

Цель урока: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с произведениями Ю. Ермолаева «Лучший друг»;  обучать детей читать прозаические тексты с опорой на знаки препинания, учить понимать характер героев,   формировать умение анализировать поступки героев.; развивать воображение, речь, память; формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи;  способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к  людям.

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспитывать чувство сопереживания, добра, справедливости.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение различать стихотворения и рассказы; умение читать вслух и про себя; выразительно и осознанно.

Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к другим людям.

Метапредметные  (критерии  сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; формирование умения анализировать и сравнивать произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать содержание и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику; выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: таблицы для чтения и составления слов; запись песни «Когда мои друзья со мной»; пословицы о дружбе.

 

                                               Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке литературного  чтения гости.

Давайте поздороваемся с ними.

Девизом нашего урока будут слова Романа Сефа:

 

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто умеет сам читать,

 Совсем не знает скуки.  (Слайд 1 )

 

I. Актуализация знаний.

1) Речевая разминка.

- Давайте начнём урок с речевой разминки. Для чего мы её проводим?

 (Чтобы научиться говорить красиво, чётко, правильно.)

Рифмовки. ( Слайд 2).

- Прочитайте хором слоги и придумайте рифму.

 

На –не –на --- началась весна.

Ре – ра – ре --- играют дети во дворе.

Ки –ке – ки ---ну а мы ученики.

Ок –ак – ок --- начался урок.

 

II. Постановка цели урока.

- Сегодня наш урок чтения начнется немного необычно с песни, которую исполнят Даша и Богдан.  Вы, ребята,  внимательно прослушайте слова и подумайте: почему именно эта песня звучит на уроке.

 

 

 

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

 

Если с другом вышел в путь, (2 раза.)

Веселей дорога!

Без друзей меня – чуть-чуть, (2 раза.)

А с друзьями много.

Припев: Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,      (2 раза.)

Когда мои друзья мной!

(Слайд 3).

– О ком эта песня?

- Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:

 играют вместе,

выручают друг друга,

 доверяют друг другу,

помогают друг другу,

заботятся друг о друге. (Слайд 4).

 

- Как вы думаете, о каких друзьях  можно так сказать? (О настоящих  друзьях).

- Есть ли у вас  настоящие друзья?

- Позови своего соседа по парте  с разной интонацией «Иди скорей играть!» (очень громко, спокойно, тихо).

- Какая интонация вам понравилась больше? Почему?

- Вот сегодня мы и будем учиться  правильно  общаться,  понимать и уважать друг друга.  В  нашем классе – в нашем доме должен царить мир, и сегодня на уроке мы придумаем правила нашего «Мирного домика», а помогут нам в этом литературные произведения.

III. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с новым разделом учебника.

Сегодня мы с вами знакомимся с новым разделом нашего учебника  «Я и мои друзья»

 (Слайд 5).

- Как вы думаете,  о чём будут произведения, которые войдут в этот  раздел?  (О друзьях).

- Проверим ваши предположения.

- Откройте учебник на стр. 29.

- Прочитайте, с чем мы познакомимся.

- Прочитайте, чему мы научимся.

- Прочитайте, чему мы будем учиться.

- Всё ли вам было понятно?

 

  

 

  2. Чтение диалога автора с читателями.

- Сейчас мы с Надей  прочитаем диалог на с. 30. Я буду читать от имени автора, а Надя  будет отвечать от имени детей нашего класса.

-Давайте прочитаем,  какие книги  и каких авторов советуют нам для домашнего чтения (дети читают).

- Как думаете о  чем эти книги? Вы можете найти их в библиотеке, попросить купить родителей в книжном магазине, прочесть самостоятельно, а   потом рассказать нам в классе,  чему вас научили эти произведения и что нового и интересного вы узнали.

 

ФИЗМИНУТКА

Мы немножечко устали, потому, все дружно встали,

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

 

3. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг».

Сейчас  мы познакомимся с первым  рассказом из раздела «Я  и мои друзья» 

– Прочтите название произведения. («Лучший друг»).

– Кто автор этого рассказа?  (Юрий Ермолаев).

- Мы уже знакомы с автором? (Нет).

Стук в дверь (рассказ мальчика о Ермолаеве) (Слайд 6 – портрет писателя).

 

 

 

Я,   Юрий Ермолаев,  современный детский писатель. Родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Моим  любимым предметом в школе была литература, поэтому я поступил учиться в театральное училище и стал актером. Я так  мечтал  стать детским писателем… (уходит)

 

Ребята, сбылась мечта Юрия Ивановича? (Да).

– Рассмотрите иллюстрацию к его рассказу.

– Как вы думаете, о чём этот рассказ?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

о-ста-вил – оставил

ка-та-ет-ся – катается

рас-сер-дил-ся – рассердился

от-луп-лю – отлуплю

под-ско-чил – подскочил

зна-комь-ся – знакомься

сму-тил-ся – смутился  (Слайд 7)

 

– Объясните значение слов:

Смутился – растерялся.

Отлуплю – побью.

 Чтение  рассказа учителем.

Внимательно послушайте  и скажите,  почему рассказ называется «Лучший друг».

(Ответы детей).

Давайте ещё раз прочитаем рассказ.

 Чтение рассказа детьми. 

4. Анализ произведения.

– Назовите героев этого рассказа. (Коля и Вова)

– Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля.

 -А вы бы рассердились? Согласны ли вы с Колей, что нельзя брать чужие  вещи без разрешения?

– Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок.

- Что сказал Вова, когда увидел Колю?

-Что вы можете сказать о поступке Вовы? Повлиял ли он на Колю?

- Что ответил Коля мальчикам? Прочитайте.

– Почему Коля смутился и разжал кулаки, когда Вова назвал его своим лучшим другом? Выберите ответ: (испугался; понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей).

  - Каким вы  представляете себе Колю? А Вову?

 

-На доске у меня записаны  пословицы, прочтите их:

 

Настоящему другу цены нет.

С людьми браниться никуда не годиться.

О себе заботься, а товарища не забывай

               (дети читают вслух пословицы) (Слайд 8)

– Объясните их значение.

-Скажите, какие из них отражают содержание рассказа? (1,2)

Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

 

 Нет друга, так ищи, а нашел – береги.

Без беды друга не узнаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 

Физкультминутка для глаз. (Слайды 9-12)

 

5.  Самостоятельная работа:

 

У вас на партах индивидуальные  карточки. Прочтите слова  в средней колонке: храбрый, трусливый, добрый, злой, честный, жадный, щедрый, терпеливый, грубый, обидчивый, заботливый, находчивый, внимательный, воспитанный.

 – С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа – Вове и Коле.

 (Слайд 13). Один ученик работает со слайдом.

 

Каким

Коля

был?

добрый

злой

жадный

терпеливый

грубый

обидчивый

заботливый

внимательный

воспитанный

Каким

Коля

стал?

 

-Соедините стрелками вопрос и соответствующее ему слово.

 

6.  Проверка самостоятельной работы.

На доске показывается два портрета Коли (злой и добрый) и слова-характеристики героя, те же что и у детей на карточках, расположенные в хаотичном порядке. Слова выставляются под портретами в соответствии с ответами детей.

- Каким Коля вам нравится больше?

- Кто помог Коле стать другим?

 

Работа над стихотворением Владимира Орлова «Кто первый?»  (Слайд 14 – давайте жить дружно).

Ребята подготовили нам стихотворение Владимира Орлова «Кто первый?» 

Послушайте его и скажите, часто ли такое бывает с вами?

Инсценировка стихотворения подготовленными детьми.

КТО ПЕРВЫЙ

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили?

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

 

Какой итог можно сделать?

- Кого вы узнали в  этом стихотворении?

- Как в стихотворении относятся к детям? (ругают,  помогают разобраться, сделать правильный вывод)

 

  1. РАБОТА В ГРУППАХ «РОМАШКА».  (На магнитной доске)

А теперь мы с вами определим,  какие же главные качества должны быть у  настоящего друга.   (Каждой группе дается лепесток ромашки с хорошими и плохими качествами  человека. Ребята   обсуждают  и выбирают  одно хорошее качество друга, прикрепляют  на доску).

-Вот такая замечательная ромашка у нас получилась, прочтем,  каким же должен быть настоящий друг (читает каждый от группы).

 

- Мы сегодня много читали и говорили о дружбе. А теперь давайте вместе составим правила «Мирного домика».  Ребята распределяют на 2 части  магнитной доски.

- Так что нужно делать, чтобы дом наш был мирным?

 

У детей на партах листы с правилами:

 

1.         Уважать друг друга. (На розовом фоне)

2.         Любить друг друга.

3.         Прощать друг друга.

4.         Быть добрым.

5.         Заботиться о близких.

                                    6. Плохо себя вести.(На синем фоне)

                                    7.  Обзываться.

                                    8. Ссориться.

                                    9. Обижать друг друга.

                                    10. Обманывать.

- Что делать строго запрещается?

- Молодцы! Вы составили правила, которые помогут вам не только в школе, но и за её пределами.   Будем жить по этим правилам.  Я надеюсь,  что вы теперь будете более внимательно относиться друг к другу, беречь своих друзей, стараться не обижать их и не сердиться самим.

 

V. Итог урока. Рефлексия.

– Как называется новый раздел?

– Какое произведение мы сегодня читали?

– Кто  автор?

– Чему учит  произведение?

- Как вы поняли, кто такой настоящий друг?

- Как надо относиться к друзьям?

У вас на столах  два солнышка  и  одна тучка. Если  вам урок понравился, всё было понятно, то соедините с тучкой радостное солнце, а если было что-то непонятно, то  грустное.

 (Слайд 15)

В это время  учитель читает стихотворение:

 

Дружба – дело для двоих,

Для троих, для четверых

И для сотен тоже.

В нём участвовать любой,

Словно в песне, может.

                                          Э. Сигал

 

Покажите ваши солнышки.  Вы сегодня все молодцы. И эти солнышки вам.

 Спасибо за урок.(Слайд 16)

Задание на следующий урок:

-Подготовить небольшой рассказ о своем друге: за что вы его цените, какой он

ваш лучший друг.