СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам "Культура и духовная жизнь общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" к учебнику Боголюбова 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам "Культура и духовная жизнь общества"»

Культура и духовная жизнь общества

Культура и духовная жизнь общества

Образование Наука Мораль Религия Искусство, учреждения науки, культуры и религии Духовная сфера Политическая сфера Духовная сфера ОБЩЕСТВО Экономическая сфера Социальная сфера

Образование Наука Мораль Религия Искусство, учреждения науки, культуры и религии

Духовная сфера

Политическая сфера

Духовная сфера

ОБЩЕСТВО

Экономическая сфера

Социальная сфера

Духовная сфера Наука Образование Религия Мораль Искусство

Духовная сфера

Наука

Образование

Религия

Мораль

Искусство

 Культура»   (от лат. Cultura- возделывание почвы)    Цицерон в I в до н.э.

Культура» (от лат. Cultura- возделывание почвы) Цицерон в I в до н.э.

Что означает термин «Культура» в широком смысле слова? все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»

Что означает термин «Культура» в широком смысле слова?

все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»

«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Что означает термин «Культура» в узком смысле слова? Уровень воспитанности человека

Что означает термин «Культура» в узком смысле слова?

Уровень воспитанности человека

КУЛЬТУРА Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству Материальная культура   продуктом являются материальные блага

КУЛЬТУРА

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству

Материальная культура

продуктом являются материальные блага

скульптура Родина-мать (Волгоград), 1959—1967 гг.

скульптура Родина-мать (Волгоград), 1959—1967 гг.

Науки о культуре К у л ь т у р о л о г и я История Социология Этнография Лингвистика Археология Эстетика Этика Искусствоведение

Науки о культуре

  • К у л ь т у р о л о г и я
  • История
  • Социология
  • Этнография
  • Лингвистика
  • Археология
  • Эстетика
  • Этика
  • Искусствоведение
Развитие культуры Опыт ,традиции Новаторство (Стабильный элемент) (динамика)

Развитие культуры

Опыт ,традиции

Новаторство

(Стабильный элемент)

(динамика)

Функции культуры Самостоятельно сформулировать и объяснять стр. 81-82 ( уметь пояснять каждую функцию)

Функции культуры

  • Самостоятельно сформулировать и объяснять стр. 81-82

( уметь пояснять каждую функцию)

Функции культуры 1.Приспособления к окружающей среде 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека 4.Социализации 5.Коммуникативная функция

Функции культуры

  • 1.Приспособления к окружающей среде
  • 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей
  • 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека
  • 4.Социализации
  • 5.Коммуникативная функция
Многообразие культур  Диалог культур Академик Д. С. Лихачев :   «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Многообразие культур Диалог культур

  • Академик Д. С. Лихачев :

«Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Многообразие культур  Диалог культур  Взаимообмен и взаимодействие культур Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?

Многообразие культур Диалог культур

Взаимообмен и взаимодействие культур

  • Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?
Формы культуры Заполните таблицу, используя текст на стр. 84-87 Форма Особенности Народная Примеры Массовая Элитарная Заполните таблицу, используя текст на стр. 84-87

Формы культуры

Заполните таблицу, используя текст на стр. 84-87

Форма

Особенности

Народная

Примеры

Массовая

Элитарная

Заполните таблицу, используя текст на стр. 84-87

1.Анонимна  2.Плод коллективного творчества

1.Анонимна 2.Плод коллективного творчества

1.Коммерческая направленность  2.ориентирована на вкусы массового потребителя/ ориентирована не на личность, а на стандартные образы  3.не требует усилий для осмысления  4.проста, доступна, понятна  5.тесно связана со СМИ

1.Коммерческая направленность 2.ориентирована на вкусы массового потребителя/ ориентирована не на личность, а на стандартные образы 3.не требует усилий для осмысления 4.проста, доступна, понятна 5.тесно связана со СМИ

1.Цель-самовыражение  2.Рассчитана на узкий круг (элиту)  3.Сложна по форме и содержанию произведений

1.Цель-самовыражение 2.Рассчитана на узкий круг (элиту) 3.Сложна по форме и содержанию произведений

Rene Magritte

Rene Magritte

Разновидности культуры По мнению большинства исследователей разновидностей три :  Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества

Разновидности культуры

  • По мнению большинства исследователей разновидностей три :

  • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
Субкультура – присуща конкретным социальным группам

Субкультура – присуща конкретным социальным группам

Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

1.Российский ученый А. И. Кравченко подчеркивает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта».    О каком явлении говорится в высказывании?   1) традиции в культуре  2) культурном поиске  3) диалоге культур  4) культурной изоляции

1.Российский ученый А. И. Кравченко подчеркивает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта». О каком явлении говорится в высказывании? 1) традиции в культуре 2) культурном поиске 3) диалоге культур 4) культурной изоляции

2.Культура, целью которой является получение коммерческой прибыли, называется   1) элитарной  2) народной  3) массовой  4) национальной

2.Культура, целью которой является получение коммерческой прибыли, называется 1) элитарной 2) народной 3) массовой 4) национальной

3.Элитарная культура в отличие от массовой   1) ориентирована на получение коммерческой выгоды  2) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира  3) имеет развлекательный характер  4) создается квалифицированными мастерами

3.Элитарная культура в отличие от массовой 1) ориентирована на получение коммерческой выгоды 2) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира 3) имеет развлекательный характер 4) создается квалифицированными мастерами

4. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется   1) элитарной  2) народной  3) массовой  4) национальной

4. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется 1) элитарной 2) народной 3) массовой 4) национальной

5. Продукты народной культуры отличаются тем, что   1) они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока  2) их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность  3) их творцы и создатели, как правило, анонимны  4) они создаются для удовлетворения духовных потребностей людей

5. Продукты народной культуры отличаются тем, что 1) они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока 2) их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность 3) их творцы и создатели, как правило, анонимны 4) они создаются для удовлетворения духовных потребностей людей

6.Серия фильмов о Гарри Поттере отличается использованием сложных спецэффектов и рекордными кассовыми сборами. Премьера очередного фильма одновременно проходит во многих странах мира. Данные при­знаки позволяют отнести эти фильмы к культуре   1) элитарной  2) массовой  3) традиционной  4) народной

6.Серия фильмов о Гарри Поттере отличается использованием сложных спецэффектов и рекордными кассовыми сборами. Премьера очередного фильма одновременно проходит во многих странах мира. Данные при­знаки позволяют отнести эти фильмы к культуре 1) элитарной 2) массовой 3) традиционной 4) народной

 7. Картины Сальвадора Дали, относящиеся к направлению сюрреализма, сложны для понимания неискушённым зрителем. Данный признак позволяет отнести творчество Дали к культуре   1) элитарной  2) массовой  3) экранной  4) народной

7. Картины Сальвадора Дали, относящиеся к направлению сюрреализма, сложны для понимания неискушённым зрителем. Данный признак позволяет отнести творчество Дали к культуре 1) элитарной 2) массовой 3) экранной 4) народной

8.Какой из смыслов понятия «культура» является наиболее узким?   1) уровень технического развития общества  2) совокупность всех достижений человечества  3) степень воспитанности человека  4) все жанры искусства

8.Какой из смыслов понятия «культура» является наиболее узким? 1) уровень технического развития общества 2) совокупность всех достижений человечества 3) степень воспитанности человека 4) все жанры искусства

9.Соотнесите пример и вид культуры:   1) массовая  2) народная   A) премьера телесериала  Б) конкурс фольклорных коллективов  B) празднование дня Ивана Купалы  Г) скандал с участием поп-звезды  Д) переиздание детектива-бестселлера

9.Соотнесите пример и вид культуры: 1) массовая 2) народная A) премьера телесериала Б) конкурс фольклорных коллективов B) празднование дня Ивана Купалы Г) скандал с участием поп-звезды Д) переиздание детектива-бестселлера

10.К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: орган­ные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?    1) самовыражение и свобода творчества авторов  2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем  3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.  4) высокая степень обобщения коллективного опыта  5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке  6) ориентация музыки на широкую аудиторию

10.К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: орган­ные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод? 1) самовыражение и свобода творчества авторов 2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем 3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. 4) высокая степень обобщения коллективного опыта 5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке 6) ориентация музыки на широкую аудиторию

Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным ».  Предположите, к какой форме культуры относятся вы­ставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания .

Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным ». Предположите, к какой форме культуры относятся вы­ставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания .

1) культура   2) ценности  3) цивилизация  4) поведение   5) социализация  6) общение  7) порядок   8) гибель   9) общество

1) культура 2) ценности 3) цивилизация 4) поведение 5) социализация 6) общение 7) порядок 8) гибель 9) общество

«Поскольку _______(А) не приобретается биологическим путём, каждое поколение воспроизводит её и пере­даёт следующему поколению. Этот процесс является основой_________(Б). В результате усвое­ния_____________(В), верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребёнка и регули­рование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к_______(Г) культуры. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и ______(Д), можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Поведение детей, которые оказались полностью лишёнными_________(Е), с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упо­рядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию».

«Поскольку _______(А) не приобретается биологическим путём, каждое поколение воспроизводит её и пере­даёт следующему поколению. Этот процесс является основой_________(Б). В результате усвое­ния_____________(В), верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребёнка и регули­рование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к_______(Г) культуры. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и ______(Д), можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Поведение детей, которые оказались полностью лишёнными_________(Е), с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упо­рядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию».

Стр.88 - Документ

Стр.88 - Документ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!