СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Культура и духовная жизнь общества Презентация 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Культура и духовная жизнь общества Презентация 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Культура и духовная жизнь общества Презентация 10 класс»

Тема урока:  Культура и духовная жизнь общества.

Тема урока: Культура и духовная жизнь общества.

План урока: Понятие культура, движущие силы культуры. Функции культуры. Многообразие культур.

План урока:

  • Понятие культура, движущие силы культуры.
  • Функции культуры.
  • Многообразие культур.
Политико-правовая сфера Духовно-культурная сфера Социальная сфера Духовная сфера общества 1 Основой духовной сферы общества является - КУЛЬТУРА Экономическая сфера Элементы духовной сферы (основные институты духовной сферы): Религия Образование Искусство Наука Мораль  Как вы оцениваете свой личный уровень культуры? Какими критериями вы пользовались при оценке своего уровня?

Политико-правовая сфера

Духовно-культурная сфера

Социальная сфера

Духовная сфера общества

1

Основой духовной сферы общества является - КУЛЬТУРА

Экономическая сфера

Элементы духовной сферы (основные институты духовной сферы):

  • Религия
  • Образование
  • Искусство
  • Наука
  • Мораль

Как вы оцениваете свой

личный уровень культуры?

Какими критериями вы пользовались

при оценке своего уровня?

Культура – «вторая природа»

Культура – «вторая природа»

культурология Определение понятия «культура» I в. до н. э. - римский философ Цицерон использовал слово «культура» совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, посредством которых осуществляется приспособление человека к природе и регуляция общественной жизни. совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, посредством которых осуществляется приспособление человека к природе и регуляция общественной жизни. Культура «широком» смысле - это XVII в. -использование в самостоятельном значении XXI в. - более 1 тыс. определений, единое и общепринятое отсутствует совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение и передаваемых следующим поколениям. совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение и передаваемых следующим поколениям. Культура в «узком» смысле - это

культурология

Определение понятия «культура»

I в. до н. э. - римский философ Цицерон использовал слово «культура»

  • совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, посредством которых осуществляется приспособление человека к природе и регуляция общественной жизни.
  • совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, посредством которых осуществляется приспособление человека к природе и регуляция общественной жизни.

Культура «широком» смысле - это

XVII в. -использование в самостоятельном значении

XXI в. - более

1 тыс. определений, единое и общепринятое отсутствует

  • совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение и передаваемых следующим поколениям.
  • совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение и передаваемых следующим поколениям.

Культура в «узком» смысле - это

Культура-  это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура-

это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Движущие силы развития культуры Как вы думаете, что произойдет, если развитие культуры остановится? Как вы считаете возможно ли развитие культуры только на основе традиций или на основе новаторства? 5

Движущие силы развития культуры

Как вы думаете, что произойдет,

если развитие культуры остановится?

Как вы считаете возможно ли развитие культуры

только на основе традиций или на основе новаторства?

5

2 Функции культуры Подумайте и перечислите функции культуры?

2

Функции

культуры

Подумайте и перечислите

функции культуры?

Виды (формы) культуры 3

Виды (формы) культуры

3

Задание:  из приведённого списка терминов выберите слова, обозначающие объекты материальной культуры и духовной культуры, и впишите их в таблицу.  Дополните таблицу тремя своими примерами. Объекты материальной культуры Объекты духовной (нематериальной) культуры свой пример свой пример Театр, тетрадь, стихи, приветствие, медаль, карета, дуэль, гостеприимство, карнавал, колесо, крещение, джинсы, закон, улыбка, магия, теория, посуда, диван, Олимпийские игры, здание.

Задание: из приведённого списка терминов выберите слова, обозначающие объекты материальной культуры и духовной культуры, и впишите их в таблицу. Дополните таблицу тремя своими примерами.

Объекты материальной культуры

Объекты духовной (нематериальной) культуры

свой пример

свой пример

Театр, тетрадь, стихи, приветствие, медаль, карета, дуэль, гостеприимство, карнавал, колесо, крещение, джинсы, закон, улыбка, магия, теория, посуда, диван, Олимпийские игры, здание.

Чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную , массовую и две её разновидности: субкультуру и контркультуру. Культура Разновидности Субкультура Контркультура Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную , массовую и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.

Культура

Разновидности

Субкультура

Контркультура

Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе

Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре

Элементы культуры: Язык Ценности Нормы

Элементы культуры:

  • Язык
  • Ценности
  • Нормы
Типология культуры Основа классификации Типы культуры Связь с религией Религиозные и светские Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская Регионально-этническая особенность Русская, французская и т.д. Принадлежность к историческому типу общества Хозяйственный уклад Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная Сфера жизни общества или вид деятельности Связь с территорией Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая Специализация Сельская и городская Уровень мастерства и вид аудитории Обыденная и специализированная Элитарная, народная, массовая

Типология культуры

Основа классификации

Типы культуры

Связь с религией

Религиозные и светские

Региональная принадлежность

Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская

Регионально-этническая особенность

Русская, французская и т.д.

Принадлежность к историческому типу общества

Хозяйственный уклад

Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества

Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная

Сфера жизни общества или вид деятельности

Связь с территорией

Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая

Специализация

Сельская и городская

Уровень мастерства и вид аудитории

Обыденная и специализированная

Элитарная, народная, массовая

Элитарная культура Идеи, достижения, художественные приемы Массовая культура Дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей поддерживать творцов элитарного искусства

Элитарная культура

Идеи, достижения, художественные приемы

Массовая культура

Дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей поддерживать творцов элитарного искусства

Разновидности культуры:

Заполните таблицу:

Народная культура

Элитарная культура

Массовая культура

Форма культуры

Народная культура

Характерные черты

Элитарная культура

Массовая культура

Распределите предложенные черты по соответствующим им видам культуры:

1. Произведения как средство самоутверждения их авторов;

2. Коллективное творчество на основе преемственности и традиции;

3. Мощное средство воздействия на общественное сознание;

4. Рассчитана на восприятие ограниченным кругом людей;

5. Рассчитана на проведение досуга;

6. Образцами служат, обряды, сказки, орудия быта и труда;

7. Ориентирована на усредненный уровень развития потребителей;

8. Сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа;

9. Распространяется объектами, которые могут многократно тиражироваться;

10. Сохраняет присущий каждому народу колорит;

11. Общедоступна и легко усваивается;

12. Совокупность проявлений называется фольклор;

13. Произведения не всегда востребованы массовым потребителем;

14. Не требует развитого эстетического вкуса.

с. 106 107

Исправьте допущенные в тексте ошибки:   1.Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. 2.Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.   3. Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.   4. Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей её произведений; средствами её распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е.те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.   5. Если представители контркультур, хотя своеобразно и не полностью,  но все же, воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

Исправьте допущенные в тексте ошибки:

 

1.Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.

2.Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.

  3. Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.

  4. Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей её произведений; средствами её распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е.те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.

  5. Если представители контркультур, хотя своеобразно и не полностью,

но все же, воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

Литература: А.Г. Важенин. Обществознание: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М: издательский центр «Академия», 2010.- 368 с. А.Г. Важенин. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М: издательский центр «Академия», 2012.- 208 с. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение.- 2010.- 351 с.

Литература:

  • А.Г. Важенин. Обществознание: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М: издательский центр «Академия», 2010.- 368 с.
  • А.Г. Важенин. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М: издательский центр «Академия», 2012.- 208 с.
  • Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение.- 2010.- 351 с.


Скачать

© 2019 2030 60

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!