СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы (5 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы (5 класс). Поэты 19 века.

Просмотр содержимого презентации
«406492»

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Биография Федора Ивановича Тютчева . ( 1803 – 1873 ) Федор Иванович родился в селе Овстуг Орловской губернии . Происходил из старинного, но небогатого рода. И как было принято в дворянских семьях, Тютчев получил блестящее домашнее образование. Его жизнь была необычной, и увлечение поэзией он сочетал с внешнеполитической службой. Долгие годы он жил за границей. Поэтическое творчество Тютчева весьма многогранно . Поэт в своих стихах соединил и политику и любовь. Ф. И. Тютчев – поэт мысли, он не только , например , изображает нам пейзаж в стихотворениях, но показывает свое отношение к миру, родине.

Биография Федора Ивановича Тютчева .

( 1803 – 1873 )

Федор Иванович родился в селе Овстуг Орловской губернии . Происходил из старинного, но небогатого рода. И как было принято в дворянских семьях, Тютчев получил блестящее домашнее образование. Его жизнь была необычной, и увлечение поэзией он сочетал с внешнеполитической службой. Долгие годы он жил за границей. Поэтическое творчество Тютчева весьма многогранно . Поэт в своих стихах соединил и политику и любовь. Ф. И. Тютчев – поэт мысли, он не только , например , изображает нам пейзаж в стихотворениях, но показывает свое отношение к миру, родине.

фильм

фильм

Контраст- это резкая противополож-ность.
  • Контраст- это резкая противополож-ность.
Определите настроение. Назовите образы стихотворения. Найдите глаголы (1в-весны, 2в-зимы)
  • Определите настроение.
  • Назовите образы стихотворения.
  • Найдите глаголы (1в-весны, 2в-зимы)
Зима  злится  хлопочет  ворчит   взбесилась Весна  хохочет  гонит  шумит

Зима

злится хлопочет ворчит взбесилась

Весна

хохочет гонит шумит

Определите рифму. Найдите метафоры, инверсию. (ведьма злая)   чтение
  • Определите рифму.
  • Найдите метафоры, инверсию.
  • (ведьма злая)
  • чтение
Весенние воды

Весенние воды

  • Послушайте романс С.Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И. Тютчева.
  • – Романс С.Рахманинова «Весенние воды» насыщен бурным движением. Композитор воспевает пробуждающуюся природу. В музыке слышно восторженное утверждение жизни. Нет силы, которая могла бы остановить приход весны. Радостно, приветственно звучат фанфарные сигналы. Фортепианная партия изображает бурные весенние потоки, которые сметают все препятствия на своём пути и несут торжество жизни.
  Как вы воспринимаете ритм стихотворения?        — Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нем способ рифмовки?        — Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?        — Выпишите эпитеты.        — Как вы думаете, почему глаголов больше всего в первой строфе, а эпитетов — в третьей?        Выразительно читаем стихотворение.
  •   Как вы воспринимаете ритм стихотворения?       — Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нем способ рифмовки?       — Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?       — Выпишите эпитеты.       — Как вы думаете, почему глаголов больше всего в первой строфе, а эпитетов — в третьей?       Выразительно читаем стихотворение.
Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

  • В одной строфе у Тютчева восемь строк. Какой тип рифмовки в этих восьмистишиях?
  •   Видели ли вы в жизни такое явление природы, которое можно было бы назвать  летней бурей ? Почему  грохот летних бурь  для Тютчева весел ?
  • ...Когда, взметая прах летучий...»:   прах  в этом тексте означает  мелкая пыль . Обычно перед сильной грозой стоит сухая жаркая погода, и ветер, предшествующий грозе, поднимает,  взметает  на дорогах сухую пыль. Деепричастие  взметая  очень выразительно благодаря приставке вз- , которая означает поднятие чего-то вверх: мы представляем ветер как огромную метлу, которая внезапным взмахом поднимает вверх пыль с дороги.        «...Гроза, нахлынувшая тучей...»:  слова, образованные от глагола  хлынуть , мы обычно употребляем, когда говорим о дожде, о воде:  вода хлынула, дождь хлынул.  Этот глагол обозначает сильный и внезапный поток. Выражение Тютчева означает, что гроза началась тем, что на небо нахлынула  туча, т. е. неожиданно заполнила весь небосклон. Туча уподобляется внезапно хлынувшей воде, и это дает нам возможность представить, как быстро это произошло.        «...Смутит небесную лазурь...»:  в наше время мы употребляем глагол  смутить  в переносном значении:  привести в смущение , т. е. заставить кого-то ощутить неудобство, смятение. У Тютчева этот глагол употребляется в первозданном значении:  сделать мутным, темным .
  «...И вся дубрава задрожит // Широколиственно и шумно!..»        — Какие звуки работают в этих двух строках? Какое ощущение они создают?
  •   «...И вся дубрава задрожит // Широколиственно и шумно!..»       — Какие звуки работают в этих двух строках? Какое ощущение они создают?
« Д у бр ава за др ожит» — впечатление мощи, напористого движения.        « З адро ж ит  ш ироколи с твенно и  ш умно» — шипящие и свистящие создают ощущение шума листвы.
  • « Д у бр ава за др ожит» — впечатление мощи, напористого движения.       « З адро ж ит  ш ироколи с твенно и  ш умно» — шипящие и свистящие создают ощущение шума листвы.
—  Слышали ли вы раньше наречие  широколиственно ?  От какого прилагательного оно образовано? Что означает это прилагательное?
  • —  Слышали ли вы раньше наречие  широколиственно ?
  • От какого прилагательного оно образовано?
  • Что означает это прилагательное?
  Наречие  широколиственно  — авторский неологизм Тютчева — образовано от прилагательного  широколиственный  (широколиственные породы деревьев: дуб, клен, бук, граб). Тютчевский неологизм звучит великолепно: он помогает показать широту и силу природного явления, охватывающего все на земле. Именно мощь дубравы под стать мощи и широте летней бури как стихийного действа.
  •   Наречие  широколиственно  — авторский неологизм Тютчева — образовано от прилагательного  широколиственный  (широколиственные породы деревьев: дуб, клен, бук, граб). Тютчевский неологизм звучит великолепно: он помогает показать широту и силу природного явления, охватывающего все на земле. Именно мощь дубравы под стать мощи и широте летней бури как стихийного действа.
Найдите в первой строфе границы предложений.
  • Найдите в первой строфе границы предложений.
«...И сквозь внезапную тревогу // Немолчно слышен птичий свист...»        — Какое впечатление вызывает обилие свистящих и два фрикативных [ч] в этих двух строках?        — Почему предыдущую строку от этих двух отделяет тире? Как в пятой и шестой строках строфы меняется настроение?        — Почему  сквозь внезапную тревогу  «слышен птичий свист»?         «...И кой-где первый желтый лист, // Крутясь, слетает на дорогу...»:        — Почему стихотворение заканчивается многоточием? Какое настроение, какие мысли вызывает упоминание о первом желтом листе?        — Может ли лист слетать на дорогу  крутясь  при сильных порывах ветра?
  • «...И сквозь внезапную тревогу // Немолчно слышен птичий свист...»       — Какое впечатление вызывает обилие свистящих и два фрикативных [ч] в этих двух строках?       — Почему предыдущую строку от этих двух отделяет тире? Как в пятой и шестой строках строфы меняется настроение?       — Почему  сквозь внезапную тревогу  «слышен птичий свист»?        «...И кой-где первый желтый лист, // Крутясь, слетает на дорогу...»:       — Почему стихотворение заканчивается многоточием? Какое настроение, какие мысли вызывает упоминание о первом желтом листе?       — Может ли лист слетать на дорогу  крутясь  при сильных порывах ветра?
  Описывает ли Тютчев сам ливень?         Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя еще не упали.         Читаем вторую строфу, передавая в чтении свое понимание текста.        — Как отличается вторая строфа от первой по настроению и по характеру чтения?        — Что объединяет обе строфы?        — Повторение каких звуков мы слышим, читая все стихотворение? Что они передают?         Грохот грома, первый шум ветра в листве; шум ветра усиливается, свищут птицы, временное затишье.
  •   Описывает ли Тютчев сам ливень?
  •        Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя еще не упали.
  •        Читаем вторую строфу, передавая в чтении свое понимание текста.       — Как отличается вторая строфа от первой по настроению и по характеру чтения?       — Что объединяет обе строфы?       — Повторение каких звуков мы слышим, читая все стихотворение? Что они передают?
  •        Грохот грома, первый шум ветра в листве; шум ветра усиливается, свищут птицы, временное затишье.
  Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»

  Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...»

  • Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?       — Какое настроение хотел передать автор?
  • Удалось ли передать это настроение чтецу?
  —   На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают? В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.
  •   —   На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?
  • В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.
Какие эпитеты употребляет поэт?         Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени  первоначальной », « дивная  пора», « бодрый  серп», «на  праздной  борозде» ( на праздной  — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), « чистая  и  теплая лазурь», « отдыхающее  поле».
  • Какие эпитеты употребляет поэт?
  •        Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени  первоначальной », « дивная  пора», « бодрый  серп», «на  праздной  борозде» ( на праздной  — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), « чистая  и  теплая лазурь», « отдыхающее  поле».
Найдите метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).         Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет  лазурью  и говорит, что небесная лазурь льется . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.        Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами:  есть  и  стоит .
  • Найдите метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).
  •        Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет  лазурью  и говорит, что небесная лазурь льется . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.       Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами:  есть  и  стоит .
Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.
  • Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.
Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк 12: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:  Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)  Но далеко еще до первых зимних бурь — (12 слогов)  И льется чистая и теплая лазурь (11 слогов)  На отдыхающее поле... (9 слогов)  Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.
  • Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк 12: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:
  • Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)
  • Но далеко еще до первых зимних бурь — (12 слогов)
  • И льется чистая и теплая лазурь (11 слогов)
  • На отдыхающее поле... (9 слогов)
  • Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.
А.Н.Плещеев «Весна»

А.Н.Плещеев «Весна»

читаем

читаем

  • Какова композиция?
Определите главную мысль. Главная мысль этого стихотворения – великая, объединяющая роль весны, ведь она связывает хоть ненадолго воедино сердца всех людей, в это время и природа и человек напоены одними светлыми, радостными, романтичными чувствами.
  • Определите главную мысль.
  • Главная мысль этого стихотворения – великая, объединяющая роль весны, ведь она связывает хоть ненадолго воедино сердца всех людей, в это время и природа и человек напоены одними светлыми, радостными, романтичными чувствами.
Биография Никитина Ивана Саввича. Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г . в Воронеже , в семье мещанина. В 1839 г . Никитин поступил в воронежскую  семинарию . К 1857 г. Никитин вполне определился как поэт. В его поэзии занимали место: общественные мотивы, личные переживания, природа, народный быт . Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу и дал ряд прекрасных ее картин, (

Биография Никитина Ивана Саввича.

  • Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г . в Воронеже , в семье мещанина. В 1839 г . Никитин поступил в воронежскую семинарию .

К 1857 г. Никитин вполне определился как поэт. В его поэзии занимали место: общественные мотивы, личные переживания, природа, народный быт .

Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу и дал ряд прекрасных ее картин, ("Вечер после дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", и др.). Умер Иван Саввич в 1861 году.

И. С. Никитин. «Утро»

И. С. Никитин. «Утро»

Какие ощущения возникают у нас, когда мы слышим стихотворение Никитина? Что мы чувствуем?              — Удалось ли передать это настроение чтецу?        — На что похоже это произведение?        
  • Какие ощущения возникают у нас, когда мы слышим стихотворение Никитина? Что мы чувствуем?             — Удалось ли передать это настроение чтецу?       — На что похоже это произведение?       

Родная природа и Родина в стихотворении И. С. Никитина «Утро».

Под умелым пером поэта в стихотворении «Утро » природа постепенно оживает: звезды меркнут и гаснут; вокруг еще тишь — безлюдье; дремлет чуткий камыш,замерли,покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Воздух наполняется звуками и запахами. Начинается новый трудовой день, проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, птички песни поют; улыбается пробуждению лес. Вышел в поле пахарь с сохой.

В стихотворении плавно нарастает сила утра . С первыми лучами солнца начинается движение в окружающей природе . Человек подвластен природе .

Стихотворение пронизано одновременно тоской и радостью. Тоска слышна в строчках: «Не боли ты душа! Отдохни от забот». Но не смотря на это, он заканчивает стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому: «Здравствуй, солнце да утро веселое!» В последних строчках вся энергия, вся удаль русского человека, который радуется красоте утра.

Поэту нравится все в России, он любуется ею, ее звуками и красотой, ее людьми .

А. Н. Майков. «Ласточки» читаем

А. Н. Майков. «Ласточки» читаем

  • Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне»

И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне»

Биография Ивана Захаровича Сурикова. ( 1841 – 1880 )  Это русский поэт – самоучка . Родился в селе Новоселово , и жил в деревне с матерью в Ярославской губернии. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Ивану исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Свой первый сборник стихов выпустил в 16 лет . В стихах показывал трудную деревенскую жизнь . Его стихи отличались певучестью , мелодичностью . И видимо поэтому многие его стихи стали народными песнями.

Биография Ивана Захаровича Сурикова.

( 1841 – 1880 )

Это русский поэт – самоучка . Родился в селе Новоселово , и жил в деревне с матерью в Ярославской губернии. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно. Когда Ивану исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке.

Свой первый сборник стихов выпустил в 16 лет . В стихах показывал трудную деревенскую жизнь . Его стихи отличались певучестью , мелодичностью . И видимо поэтому многие его стихи стали народными песнями.

Чтение стихотворения

Чтение стихотворения

Родная природа и Родина в стихотворении И.З. Сурикова «Зима».  В этом стихотворении поэт изображает красоту зимней природы, передает радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы.    В стихотворении «Зима» представлен живой образ зимы. Автор для изображения зимы использует различные художественные средства (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»).   Наступления зимы в стихотворении ждала природа и люди. В первой части стихотворения зиму ждет природа ( поле, лес ), а во второй – зиму также ждут и люди ( ребятишки радостно строят снеговые горы ).

Родная природа и Родина в стихотворении И.З. Сурикова «Зима».

В этом стихотворении поэт изображает красоту зимней природы, передает радостное настроение. В стихотворениях говорится о наступлении зимы.

В стихотворении «Зима» представлен живой образ зимы. Автор для изображения зимы использует различные художественные средства (Сравнения: «что шапкой принакрылся чудной», «точно пеленою всё его одело»; олицетворения: «лес принакрылся», «заснул»; эпитеты: «чудной шапкой»).

Наступления зимы в стихотворении ждала природа и люди. В первой части стихотворения зиму ждет природа ( поле, лес ), а во второй – зиму также ждут и люди ( ребятишки радостно строят снеговые горы ).

Вывод.  Многие поэты 19 века стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать нам то глубокое чувство, которое они испытывают к Родине. В русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но в то же время она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Если художник передает красоту природы с помощью красок и кисти, то поэт – с помощью слова.

Вывод.

Многие поэты 19 века стремились в своем творчестве показать красоту родной природы, передать нам то глубокое чувство, которое они испытывают к Родине. В русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но в то же время она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Если художник передает красоту природы с помощью красок и кисти, то поэт – с помощью слова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!