Учитель Дедухова Л.В.
ГБОУ СОШ №385
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»
«В том величие и обаяние «тургеневской любви» , что она развивается как подготовка души к самопожертвованию, как предчувствие заветной бури, в которой томящаяся душа обретет свое всечеловеческое счастье». (А. Горелов)
«Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшем подъемом чувств. Именно потому для проверки крепости и богатства натуры своих героев он непременно ставил их в центр любовной коллизии… Сразу же обнаруживалось, есть ли у героя «натура» или нет ее и вместо нее «одна голова». (С. Шаталов)
Почему повесть называется «Ася»?
Главная тема повести – Любовь.
В основе сюжета – история любви,
закончившаяся разлукой не из-за каких
то внешних обстоятельств, а по
внутренней несостоятельности героя,
который не сумел взять на себя
ответственность за судьбу полюбившей
его девушки.
Анна (Ася) – означает благодать.
Ася олицетворяет настоящую любовь, благодать, которая была явлена герою, а он понял это слишком поздно. Эта благодать осталась на всю жизнь неизменной, неповторимой в памяти рассказчика.
Можно ли назвать Асю красавицей?
Ася отнюдь не красавица, хотя повествователю кажется «очень миловидной». У нее «самое изменчивое лицо».
Важна ли внешняя красота автору?
В облике героинь автору важны обаяние, грация, свобода, искренность, чистота, неповторимость. Портрет Аси подвижен, как она сама. Это живой портрет.
Что говорят герои об Асе?
Гагин: «Ее надо хорошенько знать, чтобы судить о ней о ней, у нее сердце очень доброе, а голова бедовая». «Трудно с ней ладить». «Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой в ней эти чувства».
Господин Н.Н.: «Что за хамелеон эта девушка!», «этот дичок недавно привит , это вино еще бродило», «все ее существо стремилось к правде… душа мне ее нравилась».
Назовите главные черты характера Аси
- Естественность;
- Наивность;
- Искренность;
- «Окрыленность»;
- Способность глубоко чувствовать;
- Стремление к «полеты», к подвигу;
- Самоотверженность;
- Доброта;
- Внутренняя сила;
- Большие духовные запросы;
- Нравственный максимализм.
Ключевые образы, связанные с Асей
Гретхен, мадонна (Глава 1);
Легенда о Лореллее;
Татьяна, героиня «Евгения Онегина»;
Образ летящей птицы.
От слов «Пойти куда-нибудь , далеко, на молитву» до конца главы.
Чтение по ролям и анализ диалога Аси и Н.Н. в главе IX
Какова жизненная позиция Аси?
- Ася постоянно устремлена вверх, ввысь. Она жаждет деятельности, уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг» по силам каждому человеку.
- Н.Н. давно разуверился в таких вещах. Разговор в главе односторонен: он задушевен только для Аси. Она открывает душу, а не герой. Он не испытывает того, что Ася.
- Окрыленность – способность человека воспарить над обыденностью. «Так пойдемте, пойдемте… я попрошу брата сыграть нам вальс… мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья».
- Так автор показывает ее основу характера Аси: тревожная порывистость души и устремленность к возвышенно идеальному.
В чем же заключается трагедия Аси?
Большое чувство заставило героиню повзрослеть. «Крылья у меня выросли – да летать некуда». Много стоят эти слова в устах героини! В них не просто осознание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы – судьбы мятежной «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.
Почему счастье героев не состоялось?
Оно заранее было обречено, об этом говорят образы-символы: печальные глаза статуи мадонны с пронзенным сердцем, река, разделяющая городки З., и Л., где живут герои; разбитый лунный столб, слова Гагина «она себя погубит, непременно погубит», «ведь вы на асе не женитесь».
Н.Н.
Ася
- Печальная
- Боится
- Покраснела, собралась бежать
- «всю ночь думала… о многом»
- «не только о будущем – а завтрашнем дне не думал»
- «мне было очень хорошо»
- Смеется
Сравним психологическое состояние и действия героев в главе XI - XII
«Тургеневские девушки»
Героини с глубоким внутренним миром