СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ стихотворения поэта «Утес»".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Вспомнить биографические факты из жизни поэта.

2. Проанализировать стихотворение «Утёс», понять его смысл.

3. Вспомнить все средства выразительности.

4. Учиться находить и определять средства выразительности в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ стихотворения поэта «Утес»".»

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ стихотворения поэта «Утес».

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ стихотворения поэта «Утес».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Вспомнить биографические факты из жизни поэта. 2. Проанализировать стихотворение «Утёс», понять его смысл. 3. Вспомнить все средства выразительности. 4. Учиться находить и определять средства выразительности в тексте.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • 1. Вспомнить биографические факты из жизни поэта.
  • 2. Проанализировать стихотворение «Утёс», понять его смысл.
  • 3. Вспомнить все средства выразительности.
  • 4. Учиться находить и определять средства выразительности в тексте.
Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений
  • Мотив одиночества воплощен с помощью приема олицетворения:
  • мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений
Прочитаем стихотворение  УТЕС Ночевала тучка золотая  На груди утёса-великана,  Утром в путь она умчалась рано,  По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине  Старого утёса. Одиноко  Он стоит. Задумался глубоко  И тихонько плачет он в пустыне.

Прочитаем стихотворение

УТЕС

  • Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
  • Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
О чем это стихотворение? Назовите двух героев. Утес и тучка Речь идет о природных явлениях? о душах и судьбах человеческих
  • О чем это стихотворение?
  • Назовите двух героев.
  • Утес и тучка
  • Речь идет о природных явлениях?
  • о душах и судьбах человеческих
Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации к образам стихотворения  ТУЧКА Ассоциации лёгкая, подвижная,  легкомысленная, светлая   молодость, беззаботность   солнце, чистое небо,  радость бытия и т.д  Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств Тучка (уменьш. суффикс) Золотая (эпитет) Умчалась (олицетворение) Весело (эпитет) Играя (олицетворение) По лазури (метафора)

Составим лексические цепочки с указанием изобразительных средств и выявим ассоциации к образам стихотворения ТУЧКА

  • Ассоциации
  • лёгкая, подвижная, легкомысленная, светлая
  • молодость, беззаботность
  • солнце, чистое небо, радость бытия и т.д
  • Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств
  • Тучка (уменьш. суффикс)
  • Золотая (эпитет)
  • Умчалась (олицетворение)
  • Весело (эпитет)
  • Играя (олицетворение)
  • По лазури (метафора)
УТЕС Лексическая цепочка с указанием выразительных средств Ассоциации   утёс-великан (эпитет) влажный след (эпитет) морщина (олицетв.)   старый (эпитет)   одиноко (эпитет) задумался (олицетв.)   плачет (олицетв.) тяжёлый, тёмный,  неподвижный несчастный    старость, разлука  одиночество  слезы

УТЕС

  • Лексическая цепочка с указанием выразительных средств
  • Ассоциации

  • утёс-великан (эпитет)
  • влажный след (эпитет)
  • морщина (олицетв.)
  • старый (эпитет)
  • одиноко (эпитет)
  • задумался (олицетв.)
  • плачет (олицетв.)
  • тяжёлый, тёмный, неподвижный
  • несчастный
  • старость, разлука
  • одиночество
  • слезы
Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен. это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов). светлая,
  • Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен.
  • это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств (главным образом, эпитетов).
  • светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".
  • образ "утра" ассоциативно соотносится с образом солнца: это его лучи "золотят" тучку на фоне яркой "лазури" неба.
  • "Утро" - это ещё и "молодость", "утро жизни" - такая ассоциация поддерживается и сочетанием "весело играя", и стремительным "умчалась".
  • Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и "лёгкие".
Образ
  • Образ "утёса- великана пока противостоит лишь уменьшительно -ласковому "тучка" и никаких отрицательных эмоций не вызывает.
  • Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом "но", как раз и вводит тот самый - противоположный - эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха.
  • "Утёс-великан", казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной "тучки", оказался "старым", с "морщинами", а главное - одиноким! Видимо, ещё более одиноким, чем был до случайной встречи с "тучкой".
  • Словосочетание "влажный след", вызывающее прямую ассоциацию "тучка - дождь - влага…", в соотнесении с "морщиной" рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: "слеза - старость - одиночество - горе".
В чем же главный смысл стихотворения? Одиночество ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова
  • В чем же главный смысл стихотворения?
  • Одиночество
  • ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова "и тихонько плачет он в пустыне".
  • Почему "тихонько"?
  • Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе - негромко…
А как мы теперь относимся к
  • А как мы теперь относимся к "тучке"?
  • Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе?
  • А какие чувства испытываем к утесу?
  • Жалость, сочувствие.
  • Пустыня мира и одиночество в ней человека - вот подлинный, философский смысл стихотворения