СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку МХК "Выдающиеся скульпторы Древней Греции"".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку МХК "Выдающиеся скульпторы Древней Греции"". Урок в 10 классе. В презентации много текста, поэтому можно его просто оттуда частично убрать ( в зависимости от целей урока). Работа по программе и учебнику Г. Даниловой

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК "Выдающиеся скульпторы Древней Греции"".»

Выдающиеся скульпторы Древней Греции Смирнова Ольга Георгиевна МХК 11 класс, часть 1, модуль 2, урок 3

Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Смирнова Ольга Георгиевна МХК 11 класс,

часть 1,

модуль 2,

урок 3

Куросы и Коры архаики Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, - в Афинах больше статуй, чем живых людей. Наиболее ранние из дошедших до нас скульптурных произведений Куросы и Коры, созданные в эпоху архаики.

Куросы и Коры архаики

  • Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, - в Афинах больше статуй, чем живых людей.
  • Наиболее ранние из дошедших до нас скульптурных произведений Куросы и Коры, созданные в эпоху архаики.
Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3м.) обнаженные атлеты получили название «архаических Аполлонов», т.к. воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья. Куросы удивительно похожи друг на друга. Их торжественные позы всегда одинаковы, черты лица лишены индивидуальности. Они напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненнос ть
  • Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов.
  • Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3м.) обнаженные атлеты получили название «архаических Аполлонов», т.к. воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья.
  • Куросы удивительно похожи друг на друга. Их торжественные позы всегда одинаковы, черты лица лишены индивидуальности. Они напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненнос ть
Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности. Их позы тлже однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях! Круто завитые локоны перехвачены диадемами и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Характерная для всех кор деталь – загадочная улыбка
  • Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности.
  • Их позы тлже однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях!
  • Круто завитые локоны перехвачены диадемами и спускаются на плечи длинными симметричными прядями.
  • Характерная для всех кор деталь – загадочная улыбка
Поликлет Мирон Скопас Пракситель Лисипп Леохар Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Поликлет

Мирон

Скопас

Пракситель

Лисипп

Леохар

Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона

Скульптурные каноны Поликлета и Мирона

Настоящим гимном величию и духовной мощи стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н.э.). Излюбленный образ мастера – стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор»
  • Настоящим гимном величию и духовной мощи стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н.э.).
  • Излюбленный образ мастера – стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».
  • Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета «Дорифор»
«Дорифор»

«Дорифор»

В этой скульптуре использован хиазм – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Результаты его математических вычислений будут использованы художниками будущих поколений
  • В этой скульптуре использован хиазм – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя.
  • Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Результаты его математических вычислений будут использованы художниками будущих поколений
Пропорции человеческого тела по Поликлету Голова – 1/7 всего роста; Лицо и кисть руки – 1/10; Ступня – 1/6; Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон» , который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Пропорции человеческого тела по Поликлету

  • Голова – 1/7 всего роста;
  • Лицо и кисть руки – 1/10;
  • Ступня – 1/6;
  • Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон» , который, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н.э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника. Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».
  • Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н.э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника.
  • Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».
Дискобол. Мирон. Черты прекрасного гармонически развитого человека Нравственная и духовная чистота Передана энергичность движения, колоссальная физическая нагрузка, но внешне – спокоен и сдержан Мастерски запечатлено мгновение

Дискобол. Мирон.

  • Черты прекрасного гармонически развитого человека
  • Нравственная и духовная чистота
  • Передана энергичность движения, колоссальная физическая нагрузка, но внешне – спокоен и сдержан
  • Мастерски запечатлено мгновение
Скульптурные творения Скопаса и Праксителя

Скульптурные творения Скопаса и Праксителя

Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н.э. отразились в творениях этих прекрасных мастеров. Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное – чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе стали объектом творчества этих художников.
  • Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н.э. отразились в творениях этих прекрасных мастеров.
  • Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное – чувств и переживаний человека.
  • Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе стали объектом творчества этих художников.
Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.) Был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с мрамором он и работал, но почти все его произведения были уничтожены временем. То немногое, что сохранилось, свидетельствует о величайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработки мрамора. Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упоение боем. Одним из совершенных творений Скопаса является статуя Менады – нимфы, воспитавшей юного Диониса. Скопасу принадлежат также бесчисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура. Он известен как зодчий, принимавший участие в украшении Галикарнасского мавзолея

Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.)

  • Был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с мрамором он и работал, но почти все его произведения были уничтожены временем. То немногое, что сохранилось, свидетельствует о величайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработки мрамора.
  • Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упоение боем.
  • Одним из совершенных творений Скопаса является статуя Менады – нимфы, воспитавшей юного Диониса.
  • Скопасу принадлежат также бесчисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура.
  • Он известен как зодчий, принимавший участие в украшении Галикарнасского мавзолея
Скопас. Голова раненого воина.

Скопас. Голова раненого воина.

Пракситель (ок.390-330 гг. до н.э.)  Уроженец Афин, вошел в историю искусств как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника. Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчеркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. Таковы «Гермес и Дионис», «Оьдыхающий сатир» и «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»). Но особую известность ему принесли женские образы в скульптуре

Пракситель (ок.390-330 гг. до н.э.)

  • Уроженец Афин, вошел в историю искусств как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника.
  • Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчеркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. Таковы «Гермес и Дионис», «Оьдыхающий сатир» и «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»).
  • Но особую известность ему принесли женские образы в скульптуре
Пракситель. Афродита Книдская. Моделью для статуи послужила красавица Фрина, с которой связано много красивых легенд. По одной из них она попросила Праксителя подарить ей самую его красивую скульптуру. Он согласился, но не назвал скульптуру, тогда…

Пракситель. Афродита Книдская.

  • Моделью для статуи послужила красавица Фрина, с которой связано много красивых легенд. По одной из них она попросила Праксителя подарить ей самую его красивую скульптуру. Он согласился, но не назвал скульптуру, тогда…
Лисипп и Леохар – выдающиеся мастера поздней классики.

Лисипп и Леохар – выдающиеся мастера поздней классики.

Лисипп (370-300 гг. до н.э.) Создал около 1 500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов. Был придворным скульптором Александра Македонского и запечатлел образ великого полководца в одном из сражений. В лице полководца угадывается характер сильного и волевого человека, беспокойный дух, огромная сила воли. Несомненно, перед нами реалистический портрет, в котором четко прорисованы его индивидуальные черты…

Лисипп (370-300 гг. до н.э.)

  • Создал около 1 500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов.
  • Был придворным скульптором Александра Македонского и запечатлел образ великого полководца в одном из сражений.
  • В лице полководца угадывается характер сильного и волевого человека, беспокойный дух, огромная сила воли. Несомненно, перед нами реалистический портрет, в котором четко прорисованы его индивидуальные черты…
Лисипп. Александр Македонский. Археологический музей. Стамбул.

Лисипп. Александр Македонский. Археологический музей. Стамбул.

Новаторство Лисиппа Максимальное приближение образов к действительности. Показ образов в конкретных динамических ситуациях. Изображение людей в мимолетном, сиюминутном порыве. Отрицал тяжеловесность и неподвижность в изображении человеческой фигуры, стремился к легкости и динамичности ее пропорций.

Новаторство Лисиппа

  • Максимальное приближение образов к действительности.
  • Показ образов в конкретных динамических ситуациях.
  • Изображение людей в мимолетном, сиюминутном порыве.
  • Отрицал тяжеловесность и неподвижность в изображении человеческой фигуры, стремился к легкости и динамичности ее пропорций.
Лисипп. Геракл, борющийся со львом.  Римская копия. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Римская копия. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Леохар (середина IV в. до н.э. Его творчество – прекрасная попытка запечатлеть классический идеал красоты Человека. К статуе Аполлона Бельведерского не раз обращались исследователи и поэты.

Леохар (середина IV в. до н.э.

  • Его творчество – прекрасная попытка запечатлеть классический идеал красоты Человека.
  • К статуе Аполлона Бельведерского не раз обращались исследователи и поэты.
Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия. Музеи Ватикана

Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия. Музеи Ватикана

 «Не кровь и нервы горячат и двигают его тело, но небесная одухотворенность. Разливающаяся тихим потоком, наполняет она все очертания этой фигуры… Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности».    И.И. Винкельман (1717-1768)   немецкий историк искусства

«Не кровь и нервы горячат и двигают его тело, но небесная одухотворенность. Разливающаяся тихим потоком, наполняет она все очертания этой фигуры… Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности».

И.И. Винкельман (1717-1768) немецкий историк искусства

 В ушах звенит стрела из лука         Аполлона,  И лучезарный сам, с дрожащей        тетивой,  Восторгом дышащий, сияет предо        мной.        А.Н. Майков,      русский поэт XIX в.

В ушах звенит стрела из лука Аполлона,

И лучезарный сам, с дрожащей тетивой,

Восторгом дышащий, сияет предо мной.

А.Н. Майков,

русский поэт XIX в.

Скульптура эллинизма

Скульптура эллинизма

В скульптуре эпохи эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов. Совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность – главное в скульптуре этого периода.
  • В скульптуре эпохи эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов. Совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий.
  • Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность – главное в скульптуре этого периода.
Ника Самофракийская. Лувр. Париж

Ника Самофракийская. Лувр. Париж

 В час моего ночного бреда  Ты возникаешь пред глазами –  Самофракийская Победа  С простертыми вперед руками.    Спугнув безмолвие ночное,    Рождает головокруженье    Твое крылатое, слепое,    Неудержимое стремленье  В твоем безумно-светлом взгляде  Смеется что-то, пламенея,  И наши тени мчатся сзади,  Поспеть за нами не умея.       Н. Гумилёв

В час моего ночного бреда

Ты возникаешь пред глазами –

Самофракийская Победа

С простертыми вперед руками.

Спугнув безмолвие ночное,

Рождает головокруженье

Твое крылатое, слепое,

Неудержимое стремленье

В твоем безумно-светлом взгляде

Смеется что-то, пламенея,

И наши тени мчатся сзади,

Поспеть за нами не умея.

Н. Гумилёв

Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, - скульптурная группа «Лаоокон с сыновьями» , в ы полненная Агесандром , Афинодором и Полидором (находится: музеи Ватикана)
  • Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, - скульптурная группа «Лаоокон с сыновьями» , в ы полненная Агесандром , Афинодором и Полидором (находится: музеи Ватикана)
  … змеи напавши  Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами        дважды,  Чрево и грудь дважды выю его окружили  Телом чешуйным и грозно над ним поднялись         головами.  Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые         руки –  Черный яд и пена текут по священным повязкам;  Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звёздам       он подъемлет…       Вергилий «Энеида»,      перевод В.А. Жуковского

… змеи напавши

Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,

Чрево и грудь дважды выю его окружили

Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами.

Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки –

Черный яд и пена текут по священным повязкам;

Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звёздам он подъемлет…

Вергилий «Энеида», перевод В.А. Жуковского

Эль Греко. Лаокоон.  1610-1614гг. Национальная галерея. Вашингтон

Эль Греко. Лаокоон. 1610-1614гг. Национальная галерея. Вашингтон