СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Музыка+ математика"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                          Эпиграф:                                                                                                        Идёт о математике молва,                                                                                                         Будто она в порядок ум приводит.                                                                                                         Так может быть, поэтому она                                                                                                         Так сильно уважаема в народе Ход урока. На доске отрывок из стихотворения неизвестного автора, название темы урока " Музыка и математика"", звучит отрывок песни в исполнении  детского хора «Дважды два…»

 

Слайд №1

Все должны до одного  Числа знать до цифры пять, -  Ну, хотя бы для того,  Чтоб отметки различать.     Хорошо смотреть вперед!  Но сначала нужно знать  Правильный начальный счет:  Раз, два, три, четыре, пять...     До мильона далеко,  Но сначала нужно знать  То, что просто и легко -  Раз, два, три, четыре, пять.  - Здравствуйте, ребята!  - Сегодняшний наш урок мы посвятим великой науке - математике. Наше занятие мы начали с песни про числа, цифры и математику, потому что тема сегодняшнего урока: " Музыка и математика" Слайд №2

-Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать, такие, совершенно разные, человеческие культуры? Сегодня, на нашем необычном уроке, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует. Для этого лишь нужно задуматься, вспомнить, понять, послушать, а самое главное, захотеть каждому ответить на этот вопрос. Ну, как, подходит ли вам моя идея? -Готовясь к такому необычному уроку, подбирая информацию и интересные факты по этому вопросу, я узнала, что оказывается, люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики. И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось ее доказать. Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.  Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит мы будем не только размышлять и доказывать, но и петь, слушать , играть, то есть делать все то, что и на обычных уроках музыки. Поэтому нам необходимо подготовиться.  Одно из упражнений на дыхание, которое очень нравиться детям, называется " Семь Егорок". Взяв хорошее, опорное дыхание, ребенок считает "Егорок, проговаривая вслух : "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.пока не закончится вдох. -Ребята, а для чего мы используем на наших уроках считалку про Егорок? ( Ответы детей сводятся к тому, что это упражнение тренирует и развивает дыхание, речевой аппарат, так как считать нужно быстро, четко проговаривая все звуки.) После того, как несколько детей посостязались в умении "Считать Егорок", учитель обращает внимание на то, что в этой считалке перечисляется натуральный числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию. ) -Поэтому, выполняя это упражнение, мы так же тренируем память, повторяем последовательность чисел. А так же, как и многие другие детские стихотворения, считалки можно положить на музыку и тогда они превращаются в песенки.  Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку, связывающую музыку и математику.  А теперь настройтесь, сядьте по удобней, вслушайтесь, возможно, вам оно покажется знакомым

 

Слайд №3. Звучит «Клоуны» Д.Кабалевского - Какие чувства, настроения выражены в этом произведении? ( ответы детей) -Эту музыку написал Д. Кабалевского, называется она "Клоуны"? - Как вы думаете, почему? ( потому, что слышится две темы, два характера. Когда в музыке изображён весёлый клоун хочется улыбаться, а когда грустный - хмуриться.) -Как  в музыке называется противоположное звучание? ( мажор - минор) -Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Посмотрите

 

Слайд №4 –( мажор, нечетное, минор, весело, плюс - минус, прямая, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, кривая, грустно, печально, четное, жалобно, уныло, горестно, сложение, вычитание, тоскливо, плачевно, темно).

 

 - Давайте разберем, что относится к мажору, а что - к минору.  (К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй - для минора.) Обсуждение выбора учащихся у доски. - Ребята, что вы заметили? ( есть лишние слова) - Имеют ли связь между собой характеристики, отобранные для мажора и минора? ( Подвести детей к понятию противоположности) - Вы четко увидели, что в музыке, есть яркие противоположности, а слова, которые нам не подошли, используются в математике. И они тоже противоположны! -Вывод : И в музыке, и в математике мы встречаемся с противоположностями! Слайд №5

А теперь, время игры! Музыкальная викторина! Вы отвечаете на вопросы, связанные с музыкой, а я с помощью математики, считаю верные ответы! Можно сделать три ошибки, так как в итоги викторины необходимо дать не меньше семи правильных ответов.

- Назовите имя известного эстрадного певца, у которого необычайно широким диапазон голоса? (Витас) - Расстояние между двумя звуками - нотами? (интервал) - Имя крестьянина, которого воспел в своей опере М. Глинка? (Иван) - Музыкальный жанр, служащий для синхронного, четкого, движения большого числа людей? (марш) - Австрийский композитор, получивший в XVIII веке звание чудо-ребенок? (Моцарт) - Как музыканты называют пять линеек, на которых пишутся ноты? (Нотоносец) - Как называется большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (оркестр) - Как называется опера М. Глинки, написанная на мотив сказки А. Пушкина? (Руслан и Людмила) - Как называется коллектив певцов, руководимый дирижером? (Хор) - Музыкальные буквы?

Почему, в условиях викторины необходимо назвать не меньше семи ответов? (Подведение итогов) Ответом на последний вопрос служит количество нот - до, ре , ми, фа, соль, ля, си.

 

Слайд №6 – (нотный стан и семь нот) -Как вы думаете, почему нот, имеющих точное название именно семь? - Вспомните, где и когда мы в жизни встречаемся с числом семь? ( Неделя, семь_ я, цвета радуги, Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, Белоснежка и семь гномов, Семеро козлят, Семь пядей во лбу и т.д. ) - Число семь - является очень важным для русских людей, оно несет в себе мистическую направленность, об этом вы подробнее поговорите на других уроках. А сейчас мы опять видим, что математика присутствует везде, и в музыке тоже. -Вы хорошо отвечали на вопросы, поэтому для вас Сюрприз

 

- Музыкальная сказка "Волк и семеро козлят". ( 9 минут) К сожалению, наш урок подходит к концу, но у нас еще есть время, что бы определить еще одну музыкально - математическую связь. - Чтобы записать слова - мы используем буквы, числа - цифры, а музыку - ноты. Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность). Слайд №7 (сопоставление целого числа и целой длительности., как целое делят на части, например иллюстрация - торт ) Целое число (торт)  Целая нота Делим на пополам (половина торта)  Половина целой ноты - половинная Делим торт на четыре части (получаем одну четвертую)  Делим целую ноту на 4 части – ( четвертная) На восемь ( одна восьмая)  На восемь ( восьмая, восьмушка) На шестнадцать ( одна шестнадцатая)  На шестнадцать ( Шестнадцатая) -Итак, мы видим, ноты записываются с помощью знаков, а их протяженность определяется длительностями, математическим счетом. - Ребята, конечно же, мы могла найти еще много доказательств взаимодействия музыки и математики. Я, надеюсь, что каждый из вас, теперь с уверенностью, может об этом заявить и отстоять свою точку зрения! В завершении этого чудесного урока- открытия я предлагаю вам спеть песни, в которых встречаются понятия, законы и составляющие такой великой, могучей, вездесущей науки МАТЕМАТИКИ!                                                       -  Песенное попурри.

 

 

 

 

Цель:

выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.  Задачи: - определить взаимосвязь музыки и математики; - способствовать формированию нового взгляда на мир; - формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы; - развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию. - воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.