Музыкальность стихов
А.А. Фета
Цели:
1) ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха;
2) рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета;
3) выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;
4) почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А.Фета.
5) понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека.
Романсы на стихи А.А. Фета
- А.Аренский «Сад в цвету»
- С.Танеев «В дымке – невидимке»
- А.Е. Варламов «На заре ты её не буди…»
- С.В. Рахманинов «О, долго буду я в молчанье ночи тайной…»
- Н.К. Метнер «Шепот, робкое дыханье…»
- П.И. Чайковский «Я тебе ничего не скажу…»
Музыкальность поэзии А.Фета
М.Е.Салтыков - Щедрин
«Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».
Статья «Стихотворения А.А. Фета» (1863)
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
Что жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Татьяна
Андреевна Кузьминская (Берс)
- Какое настроение создает стихотворение?
- Назовите темы стихотворения Фета «Сияла ночь»?
-Какие картины вы представляете, читая стихотворение?
- Кому относятся заключительные строки стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?
- Какие средства языковой выразительности использует автором для создания поэтического образа?
Поэтический словарь
Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб ,звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
Что жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
Ассонанс (от фр. «созвучие») – многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.
Аллитерация - многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых согласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.
Анафора или единоначалие (от греч. слова, означающего «вынесение») – повторение одного и того же слова в одной и той же фразе или начале следующих фраз.
Эпифора (от греч. слова, означающего «добавка» ) – повторение слов или выражений в конце каждой строки в строфе.
Синтаксический параллелизм (от греч. слова, означающего «идущий рядом») – один из видов повтора – сопоставление по близости или контрасту однородных элементов (двух или нескольких), а именно соблюд ение одинаков ой структур ы предложений.
Проблемный вопрос:
С помощью каких средств Фет добивается музыкальности своей лирики?
Музыкальности своей лирики Фет добивается разными средствами:
1) отказ от глаголов;
2) повтор одного и того же слова в определённых местах строфы;
3)мелодическое повторение местоимений( это утро- радость эта);
4)составные эпитеты(благовонные речи);
5) недосказанность переживания;
6) беглость,зыбкость, переходность чувств, как в музыкальном произведении;
7) сочетание вопросов и восклицаний, сложение их в музыкальную линию;
8) введение в стихотворение музыкальных образов-слов( песнь, сюита, серенада);
9) введение образа плача, рыдания ( далёкий друг, пойми мои рыданья).
П.И.Чайковский говорил о Фете: «В лучшие минуты своей жизни он выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область…»
Домашнее задание :
- Подготовиться к сочинению по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
- Повторить план анализа лирического стихотворения.