СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Музыкальность стихов А.А. Фета" 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация была огромная, пришлось сократить и удалить видеоматериалы из - за большого объема. Учителя - предметники могут самостоятельно подобрать видео по творчеству Фета. В конспекте урока указаны названия композиций.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Музыкальность стихов А.А. Фета" 10 класс»

Музыкальность стихов А.А. Фета

Музыкальность стихов

А.А. Фета

Цели:  1) ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха;  2) рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета;  3) выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;  4) почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А.Фета.  5) понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека.

Цели:

1) ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха;

2) рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета;

3) выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;

4) почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А.Фета.

5) понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека.

Романсы на стихи А.А. Фета А.Аренский «Сад в цвету» С.Танеев «В дымке – невидимке» А.Е. Варламов «На заре ты её не буди…» С.В. Рахманинов «О, долго буду я в молчанье ночи тайной…» Н.К. Метнер «Шепот, робкое дыханье…» П.И. Чайковский «Я тебе ничего не скажу…»

Романсы на стихи А.А. Фета

  • А.Аренский «Сад в цвету»
  • С.Танеев «В дымке – невидимке»
  • А.Е. Варламов «На заре ты её не буди…»
  • С.В. Рахманинов «О, долго буду я в молчанье ночи тайной…»
  • Н.К. Метнер «Шепот, робкое дыханье…»
  • П.И. Чайковский «Я тебе ничего не скажу…»

Музыкальность поэзии А.Фета М.Е.Салтыков - Щедрин «Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Статья «Стихотворения А.А. Фета» (1863)

Музыкальность поэзии А.Фета

М.Е.Салтыков - Щедрин

«Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».

Статья «Стихотворения А.А. Фета» (1863)

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.  Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.  И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.  Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, Что жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

Что жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Татьяна Андреевна Кузьминская (Берс)

Татьяна

Андреевна Кузьминская (Берс)

- Какое настроение создает стихотворение?

- Какое настроение создает стихотворение?

 - Назовите темы стихотворения Фета «Сияла ночь»?

- Назовите темы стихотворения Фета «Сияла ночь»?

 -Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

-Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

 - Кому относятся заключительные строки стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

- Кому относятся заключительные строки стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

- Какие средства языковой выразительности использует автором для создания поэтического образа?

- Какие средства языковой выразительности использует автором для создания поэтического образа?

Поэтический словарь

Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб ,звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

Что жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Ассонанс (от фр. «созвучие») – многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.

Аллитерация - многократное повторение в строке, строфе, фразе одинаковых согласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.

Анафора или единоначалие (от греч. слова, означающего «вынесение») – повторение одного и того же слова в одной и той же фразе или начале следующих фраз.

Эпифора (от греч. слова, означающего «добавка» ) – повторение слов или выражений в конце каждой строки в строфе.

Синтаксический параллелизм (от греч. слова, означающего «идущий рядом») – один из видов повтора – сопоставление по близости или контрасту однородных элементов (двух или нескольких), а именно соблюд ение одинаков ой структур ы предложений.

Проблемный вопрос: С помощью каких средств Фет добивается музыкальности своей лирики?

Проблемный вопрос:

С помощью каких средств Фет добивается музыкальности своей лирики?

  Музыкальности своей лирики Фет добивается разными средствами: 1) отказ от глаголов; 2) повтор одного и того же слова в определённых местах строфы; 3)мелодическое повторение местоимений( это утро- радость эта); 4)составные эпитеты(благовонные речи); 5) недосказанность переживания; 6) беглость,зыбкость, переходность чувств, как в музыкальном произведении; 7) сочетание вопросов и восклицаний, сложение их в музыкальную линию; 8) введение в стихотворение музыкальных образов-слов( песнь, сюита, серенада); 9) введение образа плача, рыдания ( далёкий друг, пойми мои рыданья).

 

Музыкальности своей лирики Фет добивается разными средствами:

1) отказ от глаголов;

2) повтор одного и того же слова в определённых местах строфы;

3)мелодическое повторение местоимений( это утро- радость эта);

4)составные эпитеты(благовонные речи);

5) недосказанность переживания;

6) беглость,зыбкость, переходность чувств, как в музыкальном произведении;

7) сочетание вопросов и восклицаний, сложение их в музыкальную линию;

8) введение в стихотворение музыкальных образов-слов( песнь, сюита, серенада);

9) введение образа плача, рыдания ( далёкий друг, пойми мои рыданья).

П.И.Чайковский говорил о Фете: «В лучшие минуты своей жизни он выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область…»

П.И.Чайковский говорил о Фете: «В лучшие минуты своей жизни он выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область…»

Домашнее задание : Подготовиться к сочинению по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Повторить план анализа лирического стихотворения.

Домашнее задание :

  • Подготовиться к сочинению по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
  • Повторить план анализа лирического стихотворения.