– Иван Арсентьев
Задача:
исследовать, где звучал колокол, какое место он занимает в русской культуре и жизни.
- Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Красоте голоса и внешнему убранству колокола придавалось особое значение. На колокола жертвовали, их одушевляли, давали имена и прозвища. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И конечно это находило отражение в народном творчестве.
- Давайте поговорим о колокольных звонах, зачем они нужны, что они олицетворяют? ( слайд №3 )
Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония.
Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям.
«Тихая обитель» (1890)
И.И.Левитан
(1860-1900)
Колокола придавали жизни каждого города и села четкий, звучный ритм, возвещая время бодрствовать и время спать, время молитвам и время житейской суете, время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби.
Со звуком колокола в России проходили многие события:
- Указывали путь странникам
- Предупреждали людей о различных бедствиях (пожар, нападение неприятеля и пр.) – набат
- Сообщали о возвращении воинов с поля брани
Благовест - это колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения.
Это мерные удары в один большой колокол. Благовест-сам призыв в церковь является благой вестью.
Трезвон - праздничный , радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные моменты богослужения, а также во время крестного хода.
Набат - колокольный звон. В набатный колокол звонят во время бедствий, пожаров. Его звон тревожный, предупреждающий.
Трезвон
Набат
Благовест
КОЛОКОЛЬНОСТЬ В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония.
Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям.
ЗАДАЧИ НАШЕГО УРОКА:
ПРРП
1. Познакомиться с сюитой «Фантазия» С.Рахманинова;
2. Сравнить произведения «Слезы» и «Светлый праздник» С. Рахманинова;
3. Познакомиться с художественным произведением Левитана «Тихая обитель»
4. Проанализировать и сравнить картину с произведениями Рахманинова
5. Закрепление знаний.
- Рахманинов
- «Слёзы»
- Сюита для двух фортепиано
- «Фантазии»
- 3 часть
– Иван Арсентьев
– Иван Арсентьев
Слушание 3-ей части «Слезы».
- Беседа по характеру. Что произошло с «четырьмя серебряными плачущими нотами» в финале этой части. Что изобразили эти четыре ноты? Какими средствами музык. выразительности пользуется композитор?(Ответы)
- Найденная Рахманиновым тема, интонационно варьируемая, пронизывает всю третью часть, горестно-сосредоточенную, наполненную проникновенным пением колоколов. В коде этой части слышна поступь траурного шествия, дополняющая картину скорби.
С.В. Рахманинов (1873-1943)«Слёзы»
КОЛОКОЛЬНОСТЬ В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
– Иван Арсентьев
Какому празднику посвятил своё произведение композитор?
Мелодия какого песнопения получила в нём вторую жизнь?
Слушание музыки
– Иван Арсентьев
Левитан «Тихая обитель"