СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку музыки в 7 классе по теме Симфония

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • расширять знания обучающихся о творчестве композиторов - классиков;
  • закрепить знания о музыкальных формах (соната, симфония),
  • развивать вокально-хоровые навыки,
  • воспитывать культуру слушания музыкальных произведений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку музыки в 7 классе по теме Симфония»

Презентация к уроку музыки в 7 классе Выполнила Игнатьева Е.Ю., МБОУО лицей №33 г.Иваново

Презентация к уроку музыки в 7 классе

Выполнила Игнатьева Е.Ю., МБОУО лицей №33 г.Иваново

СИМФОНИЯ

СИМФОНИЯ

Симфония – (от греч. – simphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное музыкальное произведение. По своему значению в музыке сравнима с драмой или романом в литературе. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
  • Симфония – (от греч. – simphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное музыкальное произведение.
  • По своему значению в музыке сравнима с драмой или романом в литературе.
  • Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
История термина В античности — в Древней Греции и в Древнем Риме — «симфонией» называли благозвучное сочетание тонов. Средневековая наука полностью унаследовала античные значения «симфонии».  В XVI веке слово «симфония» использовалось в названиях сборников мотетов и иной духовной — церковной или паралитургической — музыки, относилось оно к вокальному многоголосию.  С момента рождения оперы, в самом конце XVI века, в ней всегда присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии — любой такой эпизод именовался «симфонией».  В XVII веке название «симфония» постепенно закрепилось за оркестровыми вступлениями (увертюрами) или интермедиями в инструментальных и вокально-инструментальных сочинениях — в сюитах, кантатах и операх.

История термина

  • В античности — в Древней Греции и в Древнем Риме — «симфонией» называли благозвучное сочетание тонов.
  • Средневековая наука полностью унаследовала античные значения «симфонии».
  • В XVI веке слово «симфония» использовалось в названиях сборников мотетов и иной духовной — церковной или паралитургической — музыки, относилось оно к вокальному многоголосию.
  • С момента рождения оперы, в самом конце XVI века, в ней всегда присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии — любой такой эпизод именовался «симфонией».
  • В XVII веке название «симфония» постепенно закрепилось за оркестровыми вступлениями (увертюрами) или интермедиями в инструментальных и вокально-инструментальных сочинениях — в сюитах, кантатах и операх.
Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; в XIX—XX веках широкое распространение получили композиции как с бо́льшим, так и с меньшим количеством частей.  Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием «симфоническая музыка».
  • Классическая симфония (созданная композиторами венской классической школы) состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; в XIX—XX веках широкое распространение получили композиции как с бо́льшим, так и с меньшим количеством частей.
  • Она дала название новому, неизвестному прежде составу оркестра и самой значительной области инструментальной музыки — широкому спектру её форм и жанров, объединяемых понятием «симфоническая музыка».
Великие симфонисты XVIII века Людвиг ван Бетховен Моцарт Вольфганг Амадей Франц Йозеф Гайдн

Великие симфонисты XVIII века

Людвиг ван Бетховен

Моцарт Вольфганг Амадей

Франц Йозеф Гайдн

Почти все симфонии, написанные венскими классиками, имеют четыре части:  III. Менуэт. Это игра, веселье, картины народной жизни. I . Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Как правило, пишется в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе.  II. Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая по настроению. IV. Быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он (как итог всех частей) отличается жизнеутверждающей концепцией.

Почти все симфонии, написанные венскими классиками, имеют четыре части:

III. Менуэт. Это игра, веселье, картины народной жизни.

I . Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Как правило, пишется в форме сонатного аллегро, но далеко не все первые части звучат в быстром темпе.

II. Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, элегичная, пасторальная, скорбная или трагическая по настроению.

IV. Быстрый финал, близкий к народной, песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он (как итог всех частей) отличается жизнеутверждающей концепцией.

Рассмотрим ряд симфоний, являющих  собой яркий пример, отражение жанра.

Рассмотрим ряд симфоний, являющих собой яркий пример, отражение жанра.

Симфония № 103  («С тремоло литавр»)  Й. Гайдн  (1732-1809)

Симфония № 103 («С тремоло литавр») Й. Гайдн (1732-1809)

Картины мирной счастливой жизни, быта, природы составляют основу творчества Й.Гайдна. С ним связан расцвет симфонии.  Вершиной симфонизма стали 12 лондонских симфоний. Гайдном был расширен состав симфонического оркестра.  Симфония «С тремоло литавр» получила свое название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло литавр.  При Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться как универсальная циклическая форма.
  • Картины мирной счастливой жизни, быта, природы составляют основу творчества Й.Гайдна.
  • С ним связан расцвет симфонии.
  • Вершиной симфонизма стали 12 лондонских симфоний. Гайдном был расширен состав симфонического оркестра.
  • Симфония «С тремоло литавр» получила свое название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло литавр.
  • При Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться как универсальная циклическая форма.
Симфония № 40.  В.А. Моцарт  (1756 – 1791)

Симфония № 40. В.А. Моцарт (1756 – 1791)

Симфония № 40 занимает особое место в творчестве В.А. Моцарта. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Симфонию № 40 можно сравнить с «Джокондой» Леонардо да Винчи, ибо смешение чувств в ней столь же загадочно и таинственно.  Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом, как и сама жизнь, целом.
  • Симфония № 40 занимает особое место в творчестве В.А. Моцарта. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито.
  • Симфонию № 40 можно сравнить с «Джокондой» Леонардо да Винчи, ибо смешение чувств в ней столь же загадочно и таинственно.
  • Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом, как и сама жизнь, целом.
Три части Симфонии – 1, 2, 4 – написаны в сонатной форме. 1 часть начинается с изложения главной партии: трепетной, нежной. Контрастом звучат акцентированные аккорды. Будто предвестники бури. 2 часть контрастирует с 1 – её образный строй – светлая и спокойная лирика. 3 часть – менуэт, но в этой Симфонии он лицег танцевальности. Строгая, ритмичная тема подчеркивает решимость. Для эпохи Моцарта ритмическое своеобразие основной темы смело и ново.
  • Три части Симфонии – 1, 2, 4 – написаны в сонатной форме.
  • 1 часть начинается с изложения главной партии: трепетной, нежной. Контрастом звучат акцентированные аккорды. Будто предвестники бури.
  • 2 часть контрастирует с 1 – её образный строй – светлая и спокойная лирика.
  • 3 часть – менуэт, но в этой Симфонии он лицег танцевальности. Строгая, ритмичная тема подчеркивает решимость.
  • Для эпохи Моцарта ритмическое своеобразие основной темы смело и ново.
Симфония № 1. «Классическая».  С. Прокофьев (1891 – 1953)

Симфония № 1. «Классическая». С. Прокофьев (1891 – 1953)

С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия. Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии. В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.
  • С. Прокофьев – крупнейший композитор XX столетия.
  • Музыка его прочно связана с традициями прошлого, но, вместе с тем, является новаторством в области музыкального языка, средств выразительности, приемов музыкальной драматургии.
  • В симфонической музыке достижения композитора велики: начиная симфонической сказкой «Петя и Волк» и заканчивая семью симфониями.
В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая». В ней сохранены логика и строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык. Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов., новизны гармоний. В финале звучит ослепительная радость. Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.
  • В Симфонии № 1 Прокофьев оригинально претворил черты гайдновского симфонизма. Не случайно она названа «Классическая».
  • В ней сохранены логика и строгость, концепция классической формы XVIII века, и в то же время её отличает современный музыкальный язык.
  • Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов., новизны гармоний.
  • В финале звучит ослепительная радость.
  • Не случайно на музыку Симфонии ставились хореографические композиции.
Симфония № 5.  Л. Бетховен (1770 – 1827)

Симфония № 5. Л. Бетховен (1770 – 1827)

В возрасте 32 лет у Л. Бетховена начала развиваться глухота. Но композитор не покорился судьбе, сумел вернуться к творчеству. Симфония № 5 проникнута героическим, мятежным духом. «Так стучится в дверь к нам судьба.» - так, по свидетельствам современников, Бетховен сказал о первых тактах Симфонии. Основной мотив, яркая выразительная музыка дают возможность трактовать Симфонию как отражение борьбы человека с ударами судьбы.
  • В возрасте 32 лет у Л. Бетховена начала развиваться глухота. Но композитор не покорился судьбе, сумел вернуться к творчеству.
  • Симфония № 5 проникнута героическим, мятежным духом.
  • «Так стучится в дверь к нам судьба.» - так, по свидетельствам современников, Бетховен сказал о первых тактах Симфонии.
  • Основной мотив, яркая выразительная музыка дают возможность трактовать Симфонию как отражение борьбы человека с ударами судьбы.
Позже Симфония была сассоциирована с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.  Сегодня Симфония № 5 приобретает особый, нравственный смысл.
  • Позже Симфония была сассоциирована с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.
  • Сегодня Симфония № 5 приобретает особый, нравственный смысл.
Симфония № 8. «Неоконченная».  Ф. Шуберт (1797 – 1828)

Симфония № 8. «Неоконченная». Ф. Шуберт (1797 – 1828)

Творчество Ф. Шуберта называют началом эпохи романтизма в музыке. Благодаря композитору появился новый тип лирико-драматической симфонии. Симфония № 8 явилась обобщением образов вокальных сочинений Шуберта. Так как Симфония имела всего две части, современники композитора прозвали её «Неоконченной». 1 часть прописана в сонатной форме. Тема вступления – своеобразный эпиграф. Между главной и побочной темами конфликт как таковой отсутствует. Разработка основана на материале вступления.
  • Творчество Ф. Шуберта называют началом эпохи романтизма в музыке.
  • Благодаря композитору появился новый тип лирико-драматической симфонии.
  • Симфония № 8 явилась обобщением образов вокальных сочинений Шуберта.
  • Так как Симфония имела всего две части, современники композитора прозвали её «Неоконченной».
  • 1 часть прописана в сонатной форме. Тема вступления – своеобразный эпиграф.
  • Между главной и побочной темами конфликт как таковой отсутствует. Разработка основана на материале вступления.
Симфония № 1.  В.С. Калинников (1866 – 1900)

Симфония № 1. В.С. Калинников (1866 – 1900)

В. Калинников – первый русский композитор, получивший известность благодаря своим симфоническим изысканиям. Симфонию № 1 называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа. 1 часть звучит как искренняя, эмоциональная исповедь человеческой души. Она написана в традиционной форме сонатного аллегро. Главную и побочную темы экспозиции отличает эпическая широта, энергия и певучесть. В репризе утверждается оптимистический тон повествования.
  • В. Калинников – первый русский композитор, получивший известность благодаря своим симфоническим изысканиям.
  • Симфонию № 1 называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природа.
  • 1 часть звучит как искренняя, эмоциональная исповедь человеческой души. Она написана в традиционной форме сонатного аллегро.
  • Главную и побочную темы экспозиции отличает эпическая широта, энергия и певучесть. В репризе утверждается оптимистический тон повествования.
Симфония № 5.  П.И. Чайковский ( 1840 – 1893)

Симфония № 5. П.И. Чайковский ( 1840 – 1893)

Для своей Симфонии № 5 композитор выбрал близкую ему тему – борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью.  В Симфонии четыре части.  В ней переплетаются трагические размышления о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени.
  • Для своей Симфонии № 5 композитор выбрал близкую ему тему – борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью.
  • В Симфонии четыре части.
  • В ней переплетаются трагические размышления о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени.
1 часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение пред судьбой.» - так определилиеё смысл сам композитор.  Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление главного героя вырваться из оков. В разработке чередуются две темы – краткий разбег и прерывистое движение. Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.
  • 1 часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение пред судьбой.» - так определилиеё смысл сам композитор.
  • Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление главного героя вырваться из оков.
  • В разработке чередуются две темы – краткий разбег и прерывистое движение.
  • Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.
Симфония № 7. «Ленинградская».  Д. Шостакович (1906 – 1975)

Симфония № 7. «Ленинградская». Д. Шостакович (1906 – 1975)

А.А. Ахматова (1889 – 1966)  «…А за мною, тайной сверкая И назвавши себя «Седьмая», На неслыханный мчалась пир… Притворившись нотной тетрадкой, Знаменитая ленинградка Возвращалась в родной эфир…»

А.А. Ахматова (1889 – 1966)

«…А за мною, тайной сверкая

И назвавши себя «Седьмая»,

На неслыханный мчалась пир…

Притворившись нотной тетрадкой,

Знаменитая ленинградка

Возвращалась в родной эфир…»

Трагические образы музыки Д. Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. Симфония № 7 посвящена блокадному Ленинграду. Она получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом. В августе 1942 года ленинградцы нашли в себе силы исполнить Симфонию в зале Филармонии под руководством дирижера Карла Ильича Элиасберга.
  • Трагические образы музыки Д. Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека.
  • Симфония № 7 посвящена блокадному Ленинграду. Она получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
  • В августе 1942 года ленинградцы нашли в себе силы исполнить Симфонию в зале Филармонии под руководством дирижера Карла Ильича Элиасберга.
По словам самого Шостаковича, 1 часть Симфонии № 7 представляется грандиозной симфонической поэмой, которая рассказывает о том, как в мирную жизнь ворвалась грозная сила – война.  Экспозиция 1 части повествует о жизни людей, уверенных в себе и в своем будущем. Через весь средний эпизод проходит тема войны.
  • По словам самого Шостаковича, 1 часть Симфонии № 7 представляется грандиозной симфонической поэмой, которая рассказывает о том, как в мирную жизнь ворвалась грозная сила – война.
  • Экспозиция 1 части повествует о жизни людей, уверенных в себе и в своем будущем.
  • Через весь средний эпизод проходит тема войны.
А знаете ли вы, что…

А знаете ли вы, что…

Оказывается, многие известные композиторы умерли после написания симфонии, которая была названа девятой. Это и Бетховен, и Брукнер, и Шуберт и ряд других музыкантов. Малер же, пытаясь сбить с толку злой рок, свое девятое сочинение назвал «Песнь о Земле», вместо того, чтобы присвоить ему порядковый номер. Однако это ему не очень помогло. По прошествии некоторого времени, Малер все же назвал одну из своих симфоний девятой, и, начав работу над десятой, умер. Некоторым как-то удалось обойти это проклятие, оставив за собой не один десяток произведений. Например, Моцарт сумел написать 41 симфонию, а Гайдн целых 104. Но это уже их секрет.

Оказывается, многие известные композиторы умерли после написания симфонии, которая была названа девятой.

Это и Бетховен, и Брукнер, и Шуберт и ряд других музыкантов.

Малер же, пытаясь сбить с толку злой рок, свое девятое сочинение назвал «Песнь о Земле», вместо того, чтобы присвоить ему порядковый номер. Однако это ему не очень помогло. По прошествии некоторого времени, Малер все же назвал одну из своих симфоний девятой, и, начав работу над десятой, умер.

Некоторым как-то удалось обойти это проклятие, оставив за собой не один десяток произведений. Например, Моцарт сумел написать 41 симфонию, а Гайдн целых 104. Но это уже их секрет.

При внимательном рассмотрении, выявляется значительное сходство между композитором С. Прокофьевым и поэтом М. Щербаковым (ныне здравствующим).

При внимательном рассмотрении, выявляется значительное сходство между композитором

С. Прокофьевым и поэтом М. Щербаковым (ныне здравствующим).

Благодарю за внимание!!!

Благодарю за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!