Тема урока . Повторение материала по теме «Наречие»
Цель: создание условий для закрепления орфографического навыка учащихся в правописании наречий.
Задачи:
образовательная: - обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы, закрепить орфографический навык учащихся в правописании наречий.
развивающая: - развивать умение аргументировать свою точку зрения, выделять главное, анализировать.
воспитательная: - мотивировать к учебной деятельности, воспитывать любовь к родной земле.
Оборудование: медиапроектор, карточки, тесты.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ожидаемый результат: учащиеся закрепят орфографический навык правописания наречий.
Ход урока.
I.Организационно-мотивационный этап:
-Сообщение темы урока. Слайд №1,2.
-Учитель читает стихотворение С. Острового:
И пусть бывает в жизни нелегко
И не всегда судьба тебе послушна,
Живи красиво, вольно, широко,
Люби людей – светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперёд иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.(Слайд №3)
Я бы очень хотела, чтобы ваша дорога в жизни была красивой, широкой и вольной, чтобы вы добились в жизни определённых результатов. Однако это сделать можно только тогда, когда вы будете работать, а ваша работа на данный момент – учиться.
-Какую цель урока ставите перед собой?
- Как вы думаете, совпадает ли ваша цель с моей?
II.Процессуально-содержательный этап:
1. (Слайд №4).
Снова сердце распахнуто настежь
И добра, и привета полно..
Я желаю искренне счастья
Всем, кого иногда обходило оно.
Дорогие и милые люди,
Пусть никто никогда не грустит4…(Слайд №5)
-Прочитайте текст.
-Какова его основная мысль?
-К какому стилю относится текст?
-Назовите наречия, встречающиеся в тексте.
-Какими членами предложения они являются?.
-Как изменится содержание текста, если наречия опустить? (Чтение текста)
Давайте сделаем вывод, какую роль играют наречия в тексте?
Сообщения учеников о наречии.
1.Этимология слова «наречие». Слово «наречие» уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И.Срезневского. При попытке определить этимологию этого слова выделяем корень реч-. Это слово в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи, глагола. Получаем на –реч (глагол) = «наречие», т.е. слово обозначает непосредственную связь между глаголом и наречием. Древние римляне эту часть речи называли «адвербиум», = «приглаголие» (отличие мы видим только в приставке). Следовательно, древние учёные видели предназначение наречия в том, чтобы быть при глаголе, пояснять его.
2. Это интересно. Наши наречия являются любопытным разрядом слов, их можно назвать «живыми ископаемыми». Некоторые напоминают окаменелые останки далёкого прошлого, корни их сейчас ни с чем не связаны:
Дотла ← до + тла, «тло» - дно (до дна)
Набекрень← на + бекрень, «бекрень» - бок (набок)
Испокон ← из + покон, «покон» - древний обычай
Впросак ← в + просак, «просак» - прядильный станок
- Познакомимся с возникновением некоторых крылатых выражений, в состав которых входят наречия: Шиворот - навыворот (воротник наизнанку – опала, позор боярина), Кричать на всю ивановскую (на Ивановской площади в Москве провозглашали указы, объявления для народа)
2. (Слайд №6)
. Расставьте ударение в словах:
Наверх, надолго, мельком, коротко, красивее, тесно, удобнее, дотемна, свободнее.
-Зачем мы выполняли это задание? 
Используя картинку, составьте предложения с данными словами. (Слайд №8). Любое из предложений разберите синтаксически.
3.(Слайд №9.) Распределительный диктант:
(Учащиеся выходят к доске, записывают по одному слову и выделяют приставку и суффикс.)
Задолго, сначала, снова, вправо, настрого, изредка, набело, сгоряча, досыта, заново, налево, издалека.
-Зачем выполняли это задание?
-Почему - о и – а - это суффиксы?
4.Устная словарная разминка: по цепочке объясните правописание слов с не и ни.
Ниоткуда, ничем, никакой, некий, ничьими, нимало, нечего, незачем, ничуть, некоторый, некуда, нигде. (слайд №10)
5. Вспомните, когда наречия пишутся через дефис?
-Выборочный диктант. Выпишите из текста наречия, которые пишутся через дефис.
(Учитель читает текст. Учащиеся работают самостоятельно.
Ох, уж это наречие!
Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые. Всю жизнь оно меня преследует. « Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу по-мужски», - только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
Другому хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятнее полежать горизонтально и тихо-тихо полистать книжные страницы, которых видимо – невидимо.
В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечёт по-новому: весело, необыкновенно, а может быть, и по-прежнему кое-как
Проверяется «по цепочке». (Слайд №11.)
III. Развитие речи.
1. Слайд №12. Замените данные словосочетания одним словом:
Известно с давних пор – (издавна)
Очень хорошо выучить –(назубок)
Действовать украдкой – (исподтишка)
Перебивая друг друга – (наперебой)
Скосив глаза – (искоса)
Услышать первый раз – (впервые)
-Для чего выполняли это задание?
2. В русском языке ко многим фразеологическим оборотам можно подобрать синонимичные им наречия.
Слайд №13. Подберите синонимы к словам:
Бок о бок – искренне
Во всю ивановскую – громко
От чистого сердца – рядом
С глазу на глаз – недавно
Без году неделя – плохо
Курам на смех – наедине
(Это задание развивает умение сопоставлять, находить аналогии)
3.Работа в парах. Лото «Наречие». Найти подходящее по смыслу слово, чтобы получилось словосочетание. (Используется раздаточный материал: карточки со словосочетаниями и фишки-наречия.)
Переходить реку – вброд.
Ветки опущены – вниз (вверх).
В дороге питаться – всухомятку.
Команды сыграли – вничью.
Убить зверя – наповал.
Надеть фуражку – набекрень.
Чашка разбилась – вдребезги.
Задание выполнено – тщательно.
IY.Предварительный контроль усвоения материала по теме.
Тест.
Вариант 1.
1.Какие слова являются наречиями?
А)третий ; Б) тройка; В)трижды; Г)три
2.Отметьте словосочетание с наречием в сравнительной степени: А) мне стало легче; Б)брат сильнее меня; В)девочка увереннее; Г)Саша лучше всех.
3.В каких наречиях пишется две буквы Н? А) облегчё…о вздохнул;
Б) искус…о выточил; В )опрят…о выглядел; Г) вниматель…о глядел.
4.В каких наречиях на конце пишется О? А) играюч…; Б )ещ…;
В) угрожающ…; Г) горяч….
5. В каких наречиях на конце пишется А? А) направ…; Б )известн…;
В) измучен…; Г)слев….
6. Какие наречия пишутся через дефис? А)(в)первые; Б)(на)двое; В)(по)русски; Г)(по)моему.
7.Какие наречия пишутся раздельно? А)бок(о)бок; Б)(на)трое;
В) )(с)разбегу; Г) (мало)помалу
Вариант 2.
1.Какие слова являются наречиями?
А)завтрак; Б) завтра; В)завтрашний; Г)позавтракав.
2.Отметьте словосочетания с наречиями в сравнительной степени: А)говорил более ярко; Б) она красивее всех В) брат прыгает выше всех; Г)рассказ проще статьи.
3.В каких наречиях пишется одна буква Н? А)безвкус…о одет; Б) рискова…о поступил; В)излиш…е раскован; Г)испуга…о вздрогнул.
4.В каких наречиях на конце пишется О? А)кипуч…;
Б) нехот…; В)зловещ…; Г)хорош…
5. В каких наречиях на конце пишется А? А)исправн…; Б)насух…; В)вправ…; Г)дотемн….
6. Какие наречия пишутся через дефис? А)(по)этому, Б)(по)трое; В)(по)немецки; Г)(точь) (в)точь.
7.Какие наречия пишутся раздельно? А)(на)скаку; Б) (в) двое; В) (по)двое; Г)(ис)подтишка.
Y. Подведение итогов урока.
YI. Комментирование оценок.
YII Домашнее задание: готовиться к диктанту, упр.
Переходить реку – вброд.
Раскалить металл – докрасна.
В дороге питаться – всухомятку.
Команды сыграли – вничью.
Убить зверя – наповал.
Надеть фуражку – набекрень.
Чашка разбилась – вдребезги.
Задание выполнено – тщательно.
русском языке. - Давайте обобщим и систематизируем всю теоретическую информацию о наречии. (Погружение по «учебной цепочке»: учащиеся один за другим вспоминают всё, что знают о наречии). 1) Наречие – это самостоятельная часть речи, т.к. имеет лексическое значение, употребляется самостоятельно и выполняет синтаксическую функцию. 2) Наречие обозначает признак действия или признак другого признака, относится к глаголу, деепричастию, причастию, прилагательному. 3) Наречия отвечают на вопросы Где? Куда? Зачем? С какой целью? Как? Когда? До какой степени? И в зависимости от вопроса подразделяются на смысловые группы. 4) Наречия не изменяются. Но наречия на –о, -е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную, например: высоко – выше, более высоко - выше всех. 5) В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства. - Что общего у наречия с другими частями речи? - Как образуются наречия? Занимательный материал. А) Составим задания для читателей. Это будет упражнение для развития речи. Им нужно будет подобрать синонимы-наречия для наших словосочетаний и проверить себя на знание правил по правописанию орфограмм. Работаем в тетради, записываем через запятую только синонимы: Лошади быстро мчались - …(вскачь) Распахнуть до конца - …(настежь) Уйти в сторону - …(прочь) Засеять густо - …(сплошь) Ударить, размахнувшись - …(наотмашь) Вверх лицом - …(навзничь) Испокон века - …(издавна) Начать сначала - …(заново) Уклониться в сторону - …(вбок) Запомнить надолго - …(навек) Сделать быстро и плохо - …(наспех) Прийти в нужное время - …(вовремя) Бежать, догоняя кого-то - …_вдогонку) Разбить на мелкие кусочки - …(вдребезги) Б) Предложим читателям отредактировать статью - заметку о природе. Для этого им нужно в пропуски вставить наречия, чтобы получилась правдивая и интересная, красивая картина осени. К чему они должны стремиться? Проверим. С начала сентября воздух начинает (понемножку…) холодеть. (Утром…) замечаешь, что трава (чуть-чуть…) побелела. Свежо. Лужи (сплошь…) засыпаны листьями. (По-осеннему…-…) мелкие дожди (совсем…) не похожи на летние. Ветер дует (без устали…), разнося (далеко-далеко…-…) созревшие семена деревьев. Листья начинают (кое-где…) желтеть. В) – Мы объявляли конкурс на написание сказки о наречии. Давайте послушаем, что получилось у одного из наших читателей. После уроков на парте остался забытый учебник русского языка. Ночью из книги выползли забавные существа. Это были части речи. Среди них разгорелся спор, какая часть речи самая интересная и трудная. - Это я, -сказало Наречие.-Я придаю речи полноту и ясность. И ещё я могу образовываться с помощью приставок и суффиксов и даже сложением, как в математике. Тут со страшным визгом влетело Существительное и завозмущалось: - Как вы смеете так возноситься? Я самая обаятельная и привлекательная часть речи! - Извините,-сказал Глагол,-но, по-моему, я – самая трудная часть речи! - Нет уж,-покраснело от злости Наречие. Знаете ли вы, как нужно писать наречие «насилу»? А наречие «на миг»? А почему «с налёту» и « с разбегу» пишутся раздельно, а «сослепу» слитно?Наш спор рассудит только Толковый словарь. Но его не было: он был приглашён на чай к Энциклопедии, а без умного словаря никто не мог решить этот спор. Части речи уже готовы были вступить в драку, но первый луч солнца упал на книгу, и спорящие испуганно попрятались по своим местам. | Доклад ученика Доклад ученика Находят наречия Ответы детей. Работа в тетради Устные ответы и запись в тетрадь Чтение сказки учащимся | Слайд№2 Слайд№3 Слайд№4 Слайд№5 Слайд№6 Слайд№7 |
III | Подведение итогов работы. Поощрение активно работавших «сотрудников». - Я уверена, что теперь ваша речь не получит «увечья от наречий». Их вы хорошо изучили. Анализ получившейся газеты. | | Слайд№8 |
IV | Задание на дом Поставьте ударение в словах: Сызмала, по-своему, навзничь, досуха, надвое, красивее, начерно. Этимология слов: Завтра, сегодня, исподтишка. | | Слайд№9 |
V | Завершение урока. | | |
Этимология слова «наречие». Слово «наречие» уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И.Срезневского. При попытке определить этимологию этого слова выделяем корень реч-. Это слово в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи, глагола. Получаем на –реч (глагол) = «наречие», т.е. слово обозначает непосредственную связь между глаголом и наречием. Древние римляне эту часть речи называли «адвербиум», = «приглаголие» (отличие мы видим только в приставке). Следовательно, древние учёные видели предназначение наречия в том, чтобы быть при глаголе, пояснять его.
Это интересно:
Наши наречия являются любопытным разрядом слов, их можно назвать «живыми ископаемыми». Некоторые напоминают окаменелые останки далёкого прошлого, корни их сейчас ни с чем не связаны:
Дотла ← до + тла, «тло» - дно (до дна)
Набекрень← на + бекрень, «бекрень» - бок (набок)
Испокон ← из + покон, «покон» - древний обычай
Впросак ← в + просак, «просак» - прядильный станок
- Познакомимся с возникновением некоторых крылатых выражений, в состав которых входят наречия: Шиворот - навыворот (воротник наизнанку – опала, позор боярина), Кричать на всю ивановскую (на Ивановской площади в Москве провозглашали указы, объявления для народа)
Какова роль наречий в художественном произведении?