СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с презентацией "Наречие как часть речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

 (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

 (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

 (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

фронтальная

— самостоятельная

— групповая

Методы работы:

— наглядный

—диалог

 Оборудование: Учебник «Русский язык»  Иванова 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайд

 

Просмотр содержимого документа
«Наречие как часть речи»

Конспект урока по русскому языку в 4 «В» классе по теме «Наречие»

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

(направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

(направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

(направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

фронтальная

— самостоятельная

— групповая

Методы работы:

— наглядный

—диалог

Оборудование: Учебник «Русский язык» Иванова 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайд



















Х од урока.

Организационный момент.

Учите русский годы кряду

С душой, с терпением, с умом.

Вас ждет великая награда.

И та награда в нем самом!

— Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.

—Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».Бенедикт Спиноза

. Учитель читает стихотворение А. Плещеева:слайд1

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Учитель : Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?

Формирование положительной мотивации

На доске запись: Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою. Слайд 2

Учитель: Ребята, на доске одно предложение из стихотворения А. Плещеева. Как мы можем с ним поработать? Дайте задание.

Учащиеся: Разобрать предложение по членам и частям речи, дать ему определение по цели высказывания, по интонации, по составу.

Записать предложение в тетрадь, выделить грамматические основы, определить части речи в грамматических основах. Это задание №1

В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слово скоро является обстоятельством, а часть речи учащимся неизвестна.

Учащиеся: Чтобы разобрать предложение полностью, нам необходимо узнать какую-то неизвестную нам часть речи.

На доске появляется ?

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Давайте вспомним (ответы детей)

Дети дают определения существительному, прилагательному, глаголу, местоимению

Учитель: Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?

Учащиеся: Наверное, это название неизвестной нам части речи.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Тема урока: Наречие.слайд3

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Учитель: Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Изучить наречие.

Учитель: А что можно изучать? Какие вопросы можно задать наречию?

Ответы учащихся:слайд4

· На какие вопросы отвечает?

· Что обозначает?

· С какой частью речи связано?

· Как изменяется?

· Каким является членом предложения?

· В чём особенности состава слова?

· Правописание?

На доске открывается схема

«Открытие детьми нового знания»

Учитель: Какие есть пути решения всех этих задач?

Учащиеся: Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование.

Учитель: Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.

На доске: слайд 5

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

Учитель: Читаем текст. (Дети читают про себя).

Учитель: Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает).

Учитель: Почему именно эти слова вы выделили?

Учащиеся: К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие.

Учитель: Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

Учащиеся: Ставить вопрос от какого-то слова к выделенным словам, т. е. находить словосочетания.

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим при выполнении этого задания?

Учащиеся: С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает. (прогнозируют результат).

Выписываем словосочетания слайд 6

1пара: чувствуется (где?) повсюду

встречают (как?) по-разному

появятся (когда) скоро,

подрастает (как?) быстро

-----------------------------

2 пара слышим (где?) везде

прилетели (когда?) вчера

возвещают (как?) радостно

посмотришь (куда?) вверх.

Учитель: Что заметили?

Учащиеся: Все наши слова-наречия сочетаются с глаголом и отвечают на вопросы: где? когда? как? куда?

На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?) (записать в таблицу вопросы)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) Запись в таблицу?

Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Наречие-старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И неслучайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове НАРЕЧИЕ? А слово РЕЧЬ в древнерусском языке имело разные значения, одним из которых было название части речи –глагол. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ.

— А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.(Записать в таблицу связано с глаголом)

—Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос

Учитель: Что же обозначают наши слова?

Учащиеся: Время, место действия, признак действия (записать в таблицу и обозначает действие предмета, признак предмета, место действия, время действия) ?

Отвечаем на следующий пункт плана:

—Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Прочитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

— Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

—Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Физминутка.слайд7

...

Проверим пункт 4 нашего плана. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Работаем в группах. – розовый цвет

1 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе слайд8

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед. ч. мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод!

наречия по числам ________________________________________

2 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;



Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

3 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

4 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного ли ца единственного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________







5 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

6 Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

—Что? ____________________________________________

— Чего? ___________________________________________

— Чему? ___________________________________________

—Чем? ____________________________________________

—О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________



(Проверка по группам)

— Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?слайд9

—Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – Наречие- неизменяемая часть речи. ( запись в таблице)

Отвечаем на последний пункт нашего плана.

— Как вы думаете, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.

3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.

4 уч. Значит, это новый член предложения

  • И этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка, тире

(запись в таблице)

Вернулись к нашему предложению и выделили наречие СКОРО

Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? куда? и в предложении является обстоятельством

Давайте проверим свои выводы с учебником стр. 57 правило и стр. 59 и толковым словарем

О чём мы не сказали? Будем говорить об этом на следующих уроках

Вторичное закрепление Включение в систему знаний

Учитель: А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся: Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.

Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.

На доске открываются 4 текста

Слайд10 Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

Слайд11(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

(Весело, с шумом) журчат руч

(В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

Слайд12 (Где?) пахнет приходом весны.

Она наступит (когда?).

(Как?) будет светить солнце.

(Как?) побегут ручейки.

Слайд13 Весна. Мы наблюда._м и смотр._м, как пробужда._тся природа.

Зелене._т леса и поля. Разлива._тся реки. Птицы спеш._т строить гнёзда.

Учащиеся: Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)

Учитель: Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы по таблице (см. в конце сценария).

Учащиеся: 1 уровень – 1 текст – найти наречия

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

Итог. Рефлексия

Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).

Защита групповых работ.

Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы ответим на все вопросы.

Подведём итог урока. Что дал вам сегодняшний урок?слайд14

СПАСИБО! Слайд15





































Учитель: Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?



— Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? Для этого поработаем в группах. (7 групп) – 3 ряда - 3 варианта

—2 тонких и 1 толстый. (схема вам в этом поможет) (Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.) (Записать вопросы на карточках) – голубой цвет

Тонкие вопросы

—Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

—Что обозначают слова этой части речи?

—Как изменяются слова данной части речи?

—Каким членом предложения является?

—Какие существуют правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

— Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?

— Для чего используем эти слова в нашей речи?

— Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

—У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

2 стадия. Осмысление содержания.

Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

Часть речи …… Отвечает на ? ……… Роль ……….Обозначает …………..

Изменяемая или неизменяемая часть речи …………

В предложении является …………..

— План – конспект у каждого из вас, который мы будем заполнять по ходу наших открытий. (желтый цвет)

—Для открытия нового знания выполним задание на карточках. (зелёный цвет)

Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах)

1группа. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

—2 группа. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камням

3 группа. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля (Ф.Тютчев)

—4 группа. Уж солнца луч ложится косо, вдали проглянула река. (А.Майков)

— 5 группа. Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно. (И.Суриков)

—6 группа. И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист. (А.Твардовский)

— 7 группа. В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.

Проверим выполнения задания.

—(Где?) впереди, (когда?) вечером.

—(Как?) слабо, (как?) жалобно.

— (Как?) неохотно, (как?) несмело.

— (Как?) косо, (где?) вдали.

—(Как?) крепко, (как?) непробудно.

— (Как?) неохотно, (как?) морозно, (как?) вкусно.

—(Где?) налево, (где?) направо.

Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос к а к? Теперь обратимся к учебнику, откроем с 121 упр. 180, в нём дан ряд предложений, с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу

—Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

—На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.

Правило с.121 – Найдите, используя правило на с.121, какие вопросы мы не выделили? – запись в таблицу

Отвечаем на следующий пункт плана:

—Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

— Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

—Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)



Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) Запись в таблицу

Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также.

— А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

—Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос

Физминутка.

—Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...

— Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...

— Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...

—Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: ...

Проверим пункт 5 нашего плана. Понаблюдаем, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Работаем в группах. – розовый цвет

1,2 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед. ч. мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.

Сделайте вывод!

наречия по числам ________________________________________

3 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;



Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________

4 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________

5 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

6, 7 группа: Понаблюдайте, обсудите в группе

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________

8 группа: - Зимин Антон, Понаблюдайте, обсудите в группе



Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

—Что? ____________________________________________

— Чего? ___________________________________________

— Чему? ___________________________________________

—Чем? ____________________________________________

—О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

—Наречия по падежам ________________________________________



(Проверка по группам)

— Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?

—Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – запись в таблице

Отвечаем на последний пункт нашего плана.

— Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

2 уч. Это второстепенный член предложения, но обозначает не просто признак, значит, не определение.

3 уч. Слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей – это дополнения. Но у нас вопрос «как?» - значит это и не дополнение.

4 уч. Значит, это новый член предложения

И этот член предложения называется «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» и подчеркивается: точка, тире

Вернулись к нашему предложению и выделили наречие ПРОЧНО

Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обознач Сделайте вывод ,изменяется ли форма наречия

по _________________ и по _________________.



Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

Первичное закрепление (применение знаний)

Учитель: А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся: Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.

Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.



На доске открываются 4 текста



Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

(Весело, с шумом) журчат руч

(В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

(Где?) пахнет приходом весны.

Она наступит (когда?).

(Как?) будет светить солнце.

(Как?) побегут ручейки.

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.

Учащиеся: Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)

Учитель: Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы по таблице (см. в конце сценария).

Учащиеся: 1 уровень – 1 текст – найти наречия

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

Итог. Рефлексия

Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).

Защита групповых работ.

Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы ответим на все вопросы.

СПАСИБО!

































ает признак действия, отвечает на вопрос как? когда? где? и в предложении является обстоятельством.

Вторичное закрепление Включение в систему знаний





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 181, с.122 - Прочитайте задание.

Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно. (1, 2, и 3, 7) (двое у доски) (4,6) и (5, 8)

Дети работают самостоятельно.

Самопроверка (слайд) Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

Проверим работу ребят у доски.

Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

уч. Я знаю, что такое наречие.

2 уч. Я умею находить наречие в предложении.

3 уч. Я знаю, зачем наречия нужны в речи.

Расскажите о наречии все, что вы узнали.

Работа с учебником

Откройте учебник на с.110 и прочитайте правило. Все ли выводы мы с вами сделали?

1 уч. Да, но мы узнали о наречии еще больше, чем в учебник

2 уч. Мы не встретились с наречиями, которые поясняют имена прилагательные.

Верно, эту задачу мы решим на следующих уроках, а также попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались нерешёнными

Самоконтроль и самооценка

Вы довольны уроком? Как бы вы закончили наш урок?

1уч. Я сегодня неожиданно для себя на уроке сделал открытие. Я знаю, что такое наречие!

2 уч. Сегодня я не напрасно был на уроке, потому что я умею находить наречие в предложении.

3 уч. Я непременно расскажу маме об уроке, о наречии и о том, как у меня все получалось и о том, что у меня остались вопросы.

Домашнее задание

Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.

Или выполните упр № 184

Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.

Рефлексия.

Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.

Доп.задание:

Цель: заменить фразеологизм одним словом – наречием

— Работать спустя рукава – небрежно

— Рукой подать – близко

—Навострить уши - внимательно

—Как курица лапой – неразборчиво

—Засучив рукава - старательно

— С пятого на десятое – бессвязно

—Зарубить на носу– крепко

—В мгновение ока – моментально

—На глазок – приблизительно

—За тридевять земель – далеко

Найдите пары антонимов – составьте с ними стихотворения или предложение

Выбери фразеологизмы, которые соответствуют твоему настроению на уроке.

Мыслители:

Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст

















.Урок русского языка 4 класс "Наречие"

Тема урока: Наречие – неизменяемая часть речи.

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи, которая называет признак, время, место или направление действия.

Задачи урока ( для учителя ):

- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

Задачи урока ( для учащихся ):

- учиться ставить учебные задачи;

- учиться самостоятельно формулировать выводы;

- научиться находить в тексте наречия;

- научиться определять, что называет наречие;

- выяснить, что наречие - неизменяемая часть речи.

Оборудование:

· схема «Наречие» (постепенно появляется на доске);

· оборудование для игры «Лото»;

· текст для исследования (записан на доске);

· карточки для исследовательской работы в группах;

· разноуровневые задания, записанные на доске;

· таблица «Оценка работы в группе»;

· учебник «Русский язык»,4 класс. Авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.

Организация класса

карточек. Каждый игрок берет карточку и соотносит слово с его морфологическими признаками (на поле). Свою карточку он кладет на игровое поле обратной стороной. В процессе игры, если все соотнесено верно, на поле «выложено» слово НАРЕЧИЕ. Учитель читает стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Учитель : Я недаром начала сегодняшний урок русского языка со стихотворения А. Плещеева о весне. Ведь приход весны улучшает настроение. Готовы работать?



Формирование положительной мотивации

На доске запись: Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Учитель: Ребята, на доске одно предложение из стихотворения А. Плещеева. Как мы можем с ним поработать? Дайте задание.

Учащиеся: Разобрать предложение по членам и частям речи, дать ему определение по цели высказывания, по интонации, по составу.

В процессе выполнения задания складывается ситуация затруднения: слово скоро является обстоятельством, а часть речи учащимся неизвестна.



Учащиеся: Чтобы разобрать предложение полностью, нам необходимо узнать какую-то неизвестную нам часть речи.

На доске появляется карточка (?)

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, а какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать? Давайте вспомн(ответы детей)

Учитель: Молодцы! Тогда я предлагаю вам в группах сыграть в знакомую нам игру «Лото». ( Организация работы в группах: распределение ролей; после выполнения задания - оценка работы каждого участника игры по таблице (см. в конце сценария).

Задание: соотнести слово с его морфологическими признаками и дать как можно более полную информацию о данной части речи.



Описание игры «Лото»

Группам предлагается игровое поле и набор разрезных

Учитель: Какие у вас есть предположения по поводу этого слова?

Учащиеся: Наверное, это название неизвестной нам части речи.

Карточка со знаком вопроса на доске переворачивается.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: Тема урока: Наречие.



Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Учитель: Какова цель нашего урока?

Учащиеся: Изучить наречие.

Учитель: А что можно изучать? Какие вопросы можно задать наречию?

Ответы учащихся:

· с каким словом сочетается? (связь)

· что обозначает? (значение)

· на какие вопросы отвечает? (вопросы)

· как изменяется? (как изменяется)

· каким является членом предложения? (член предложения)

· в чём особенности состава слова? (состав)

· правописание? (правописание)



На доске открывается схема: (может быть открыта не вся в зависимости от ответов учащихся)

«Открытие детьми нового знания»

Учитель: Какие есть пути решения всех этих задач?

Учащиеся: Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование.

Учитель: Для исследования предлагаю текст о весне, и, я думаю, с его помощью мы сможем ответить на все вопросы.

На доске:

Дыхание весны чувствуется повсюду. По-разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весна синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

Учитель: Читаем текст. (Дети читают про себя).

Учитель: Какие слова вы предложили бы для исследования? Обсудите в группах и скажите. (Дети называют слова, учитель их подчёркивает).

Учитель: Почему именно эти слова вы выделили?

Учащиеся: К ним не подходят вопросы существительного, прилагательного, глагола. Наверное, это наречие.

Учитель: Что предложите делать? Обратите внимание на наши задачи.

Учащиеся: Ставить вопрос от какого-то слова к выделенным словам, т. е. находить словосочетания.

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим при выполнении этого задания?

Учащиеся: С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает. (прогнозируют результат).

Выписываем словосочетан

чувствуется (где?)

встречают (как?) по-р

появятся (когда) скоро,

подрастает (как?) быстр

слышим (где?) везд

прилетели (когда?) вчера,

возвещают (как?) радостно,

посмотришь (куда?) вверх.

Учитель: Что заметили?

Учащиеся: Все наши слова-наречия сочетаются с глаголом и отвечают на вопросы: где? когда? как? Куд

На доске выставляются карточки: (где? когда? куда? как?)

Учитель: Что же обозначают наши слова?

Учащиеся: Время, признак, место действия.

На доске выставляются карточки: (место, время, признак, направление)

Самоконтроль(процессуальный)

Учитель: Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали о новой части речи?

Учащиеся: С каким словом связано наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает?

Учитель: Откроем учебник на стр.114 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет. Найдите правило и сделайте вывод.

Учащиеся: Да, всё верно.

Учитель: Что увидели, о чём не сказали?

Учащиеся: В правиле даются дополнительные вопросы.

Учитель: А я вот не увидела, что сказано о связи наречий с глаголами.

Учащиеся: Об этой связи говорится, т. к. наречие обозначает признак, место, время действия.

Справка: Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке. И не случайно именно такое название дали этой части речи. Вот какое слово вы видите в слове наречие? (речь). А слово речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется в корне реч-, входящем в слово наречие. Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык, «приглаголие», т. е. слово при глаголе, а русские грамматисты дали такое же наименование, изменив лишь приставку (на глагол – наречие).

Решение учебных задач (продолжение)

Учитель: Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Каждой группе даётся карточка для исследования

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

Карточка 1.

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

смотрю ____________________

смотрел ___________________

буду смотреть __________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия

по _________________.



Карточка 2.

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вчера

по ___________________.

И.п. (что?) __________________

Р.п. (чего?) ___________________

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________

Т.п. (чем?) ______________________

П.п. (о чем?) ___________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия

по ______________.

Карточка 3.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия везде, если оно сочетается с глаголами

разного _________________.

слышу __________________

слышишь ________________

слышит __________________

Сделайте вывод,

изменяется ли форма наречия по _____________.



Карточка 4.

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия радостно,если оно сочетается с глаголами

разного _____________ или разного ___________

возвещал ___________________

возвещала ____________________

возвещало ____________________

возвещали _____________________



Сделайте вывод ,изменяется ли форма наречия

по _________________ и по _________________.



Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

Первичное закрепление (применение знаний)

Учитель: А для чего мы изучаем наречие?

Учащиеся: Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.

Учитель: Тогда я предлагаю вам следующие задания.



На доске открываются 4 текста



Весна пришла рано.

Щедро разлилась полая вода.

Всюду появились голубые озёра.

(Сверху, с неба) льётся солнечный свет.

(Весело, с шумом) журчат руч

(В четверг, завтра) мы всем классом пойдём в поход.

(Где?) пахнет приходом весны.

Она наступит (когда?).

(Как?) будет светить солнце.

(Как?) побегут ручейки.

Весна. Мы наблюда_м и смотр_м, как пробужда_тся природа.

Зелене_т леса и поля. Разлива_тся реки. Птицы спеш_т строить гнёзда.

Учащиеся: Одно задание не подходит к теме урока. (4 текст)

Учитель: Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы по таблице (см. в конце сценария).

Учащиеся: 1 уровень – 1 текст – найти наречия

2 уровень – 2 текст – из двух слов выбрать наречия,

3 уровень – 3 текст – по вопросу подобрать

Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

Итог. Рефлексия

Учитель: Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чём мы сегодня узнали, на какие вопросы мы ответили. Постарайтесь сделать это так, чтобы другим 4-классникам, не изучавшим эту тему, стало всё понятно. (В группах дети схематично изображают то, о чём узнали на уроке).

Защита групповых работ.

Учитель: Все поставленные задачи решили?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Продолжая такие же исследования, на следующих уроках мы ответим на все вопросы.

СПАСИБО!





Просмотр содержимого презентации
«Наречие как часть речи»

? сущ гл Засвищут соловьи, и лес оденется листвою. скоро

?

сущ

гл

Засвищут соловьи, и лес оденется листвою.

скоро

Тема урока:

Тема урока:

Вопросы для исследования    На какие вопросы отвечает?  Что обозначает?  Как изменяется?  С какой частью речи связано?  Каким членом предложения является?

Вопросы для исследования

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

Как изменяется?

С какой частью речи связано?

Каким членом предложения является?

Дыхание весны чувствуется повсюду. По - разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весны синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

Дыхание весны чувствуется повсюду. По - разному встречают это время звери и птицы. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе быстро подрастает барсучонок. Везде мы слышим пение птиц. Вчера прилетели грачи. Радостно возвещают приход весны синицы. Посмотришь вверх и увидишь красоту весеннего неба.

Где? время действия Когда? образ действия Как? признак действия Куда? место действия

Где?

время действия

Когда?

образ действия

Как?

признак действия

Куда?

место действия

Где? Куда? Откуда? (вниз, далеко, сверху, впереди)  Цель, причина действия Почему? Зачем? С какой целью?  (потому, зачем)  Место действия Как? Каким образом?  ( весело, тихо, удивительно, быстро, ласково)  Время действия Когда? Сколько времени? Как долго?  (вчера, скоро, медленно, завтра)  Признак действия

Где? Куда? Откуда?

(вниз, далеко, сверху, впереди)

Цель, причина действия

Почему? Зачем? С какой целью?

(потому, зачем)

Место действия

Как? Каким образом?

( весело, тихо, удивительно, быстро, ласково)

Время действия

Когда? Сколько времени? Как долго?

(вчера, скоро, медленно, завтра)

Признак действия

Что называется наречием?    Часть речи, обозначающая признак действия, качества или другого признака На какие вопросы отвечает? Где? куда?откуда?когда? как?почему? зачем? Что обозначает? Время действия, образ действия, признак действия, место действия.  С какой частью речи связано? В предложении связано с глаголом Как изменяется? Наречие-неизменяемая часть речи Каким членом предложения является? В предложении является обстоятельством

Что называется наречием?

Часть речи, обозначающая признак действия, качества или другого признака

На какие вопросы отвечает?

Где? куда?откуда?когда? как?почему? зачем?

Что обозначает?

Время действия, образ действия, признак действия, место действия.

С какой частью речи связано?

В предложении связано с глаголом

Как изменяется?

Наречие-неизменяемая часть речи

Каким членом предложения является?

В предложении является обстоятельством

Весна пришла рано. когда? Щедро разлилась полая вода. Как? Всюду появились голубые озёра. Где?

Весна пришла

рано.

когда?

Щедро разлилась полая вода.

Как?

Всюду появились голубые озёра.

Где?

льётся солнечный свет. (Сверху, с неба) Сверху журчат ручьи. (Весело, с шумом) Весело мы всем классом идём  (В четверг, завтра) Завтра в театр.

льётся солнечный свет.

(Сверху, с неба)

Сверху

журчат ручьи.

(Весело, с шумом)

Весело

мы всем классом идём

(В четверг, завтра)

Завтра

в театр.

(Где?) пахнет приходом весны. Повсюду Она наступит (когда?) скоро будет светить солнце. (Как?) Ярко Весело побегут ручейки. (Как?)

(Где?)

пахнет приходом весны.

Повсюду

Она наступит

(когда?)

скоро

будет светить солнце.

(Как?)

Ярко

Весело

побегут ручейки.

(Как?)

? наречие Засвищут соловьи, и лес оденется листвою. скоро

?

наречие

Засвищут соловьи, и лес оденется листвою.

скоро

На уроке мне было… ,  потому что…. Особенно хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

На уроке мне было… , потому что…. Особенно

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!