Составила и провела:
Учитель 1 кв. категории
МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска
Ставропольского края
Березина Марина Михайловна
Образовательные: создать условия для ознакомления с составом и свойствами воздуха, с понятием «атмосфера»; закрепления представлений о газообразных веществах; способствовать формированию умения постановки проблемных вопросов.
Развивающие: способствовать развитию наблюдательности и познавательного интереса, умения работать в группах.
Воспитательные: содействовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, культуры общения.
• Корнеплод, из которого получают сахар.
• Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная…
• Разновидность сахара.
• С его помощью можно обнаружить крахмал.
• Кислота, используемая для приготовления консервов.
• Наука о веществах.
ответьте на вопросы-загадки:
– Что вы знаете о воздухе?
– Что вы хотите узнать?
II. Сообщение темы урока.
– Добрый день, мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тема урока «Воздух и его охрана».
а) Наполните воздушный шарик воздухом, завяжите и попробуйте осторожно его смять. Легко ли он сжимается?
– Сделайте вывод.
Вывод: в шарике есть воздух.
б) Выпустите воздух из шарика себе на лицо. Что вы ощущаете?
Вывод: движение воздуха из шарика.
в) Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами.
– Что заметили?
«Газ» в переводе с греческого означает «хаос».
Воздух – смесь газов.
С целью проверки своего предположения о роли углекислого газа в дыхании растений Пристли посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно могла жить в сосуде вместе с веткой мяты, потому что воздух «освежался» зелеными веточками.
Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинское название Oxygenium, то есть «порождаемый кислотами».
В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса.
В воздухе содержится 21 % кислорода.
Газ кислород поддерживает горение.
- Воздух прозрачен.
- Воздух бесцветен.
- Воздух не имеет запаха.
- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
- Воздух плохо проводит тепло .
- Веет стужею январь,
- Рябчик, тетерев, глухарь
- Глубоко зарылись в снег.
- Он их греет, словно мех.
– Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло.)
- Он прозрачный невидимка,
- Лёгкий и бесцветный газ.
- Невесомою косынкой
- Он окутывает нас.
- Он в лесу – густой, душистый,
- Как целительный настой,
- Пахнет свежестью смолистой,
- Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стёкла И лежит на них каймой. Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем
- Пахнет дубом и сосной.
- Летом он бывает тёплым,
- Веет холодом зимой,
- Когда иней красит стёкла
- И лежит на них каймой.
- Мы его не замечаем,
- Мы о нём не говорим.
- Просто мы его вдыхаем
- фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль;
- автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ;
- пожары, извержения вулканов;
- загрязнение земли не переработанным мусором.
Карточка № 1
Карточка № 2
- Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?
- – Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?
- Клён выделяет в год 2 килограмма кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?
- – Какой способ охраны воздуха указан в задачах?
Карточка № 1
– Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи? (Установка очистных сооружений)
Карточка № 2
– Какой способ охраны воздуха указан в задачах? (Озеленение окружающей среды.)
Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
Сжатый воздух:
1. Какие вещества входят в состав воздуха?
а) водород, медь, цинк;
б) кислород, азот, углекислый газ;
в) хлор, фтор, йод.
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
а) азот;
б) кислород;
в) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладает воздух?
а) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
б) голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.
4 . В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник;
б) фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов
- – Над какой темой работали? Что нового узнали?
- – Какие задания вызвали затруднения? почему?
- – Как оцениваете свою работу на уроке?
http://www.wallpampers.ru/pictures/1672/1440_globe.jpg
http://files.vector-images.com/clipart/schoolsupplies_gk2.gif
II. Сообщение темы урока.
– Добрый день, мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тема урока «Воздух и его охрана».
– Что вы знаете о воздухе?
– Что вы хотите узнать?