Тема: «Час мужества». Урок в 7 классе.
Подготовила: учитель русского языка и литературы М.В. Гурских
Цели и задачи урока:
- Расширить представления учащихся о поэзии, посвящённой Великой Отечественной войне, имеющей огромное значение для патриотического воспитания молодого поколения;
- подчеркнуть важную роль литературы в годы войны;
- воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.
Эпиграф:
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете…
А. Твардовский
22 июня 1941 года…
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступали А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: «Писатели советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».
Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт (свыше четырёхсот не вернулись назад). Поэзия надела военную шинель с первых дней войны.
Именно советская поэзия пережила в годы Великой Отечественной войны особый подъём.
Поэты Великой Отечественной…
Александр Твардовский
Алексей Сурков
Константин Симонов
Анна Ахматова
Юлия Друнина
Ольга Берггольц
Алексей Сурков ( 1899-1983)
Алексей Сурков – военный корреспондент газеты «Красная звезда», автор многих стихотворений. За годы войны выпустил 10 сборников стихотворений. Самое известное стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь..»
Награжден 4 орденами Ленина, болгарским орденом Кирилла и Мефодия, а также медалями.
После войны работает как поэт – переводчик.
Является главным редактором «Литературной газеты»,
журнала «Огонек», редактором
«Краткой литературной Энциклопедии».
Депутат Верховного Совета СССР,
Секретарь Союза Писателей
Анна Ахматова
«Мужество»
Час мужества
Русские поэты
о Великой Отечественной войне
Военная
Послевоенная
( 1941 – 1945)
Стихи, написанные во время войны (в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного. Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать
(1945 - наши дни)
Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы. Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами
Юлия Друнина (1924 - 19
Константин Симонов
( 1915 – 1979 )
С оветский писатель , общественный деятель, Герой Социалистического Труда ( 27 сентября 1974 ), лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, член ЦК КПСС в 1952—1956 годах, депутат Верховного Совета СССР , заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР .
Константин Симонов
«Жди меня»
«Майор привез мальчишку на лафете»
Ольга Берггольц (1910 -1975)
В Доме радио работала все дни блокады.
Ежедневно вела радиопередачи
«Говорит Ленинград».
Награждена орденом Ленина,
Орденом Трудового Красного Знамени
и медалями.
Ю.Г. Разумовский
(1919-2000)
«Я обращаюсь к молодым»
Вопрос: О какой высоте говорит автор?
Александр Твардовский (1910-1971)
«Я знаю,
никакой
моей вины…» (1966)
- «Я убит подо Ржевом» (1942г.)
Поэма «Василий Тёркин»
(1941—1945)
«книга про бойца
без начала и конца»
Памятник Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске
«Калина» А. Жигулин. В. Высоцкий «Братские могилы»:
У братских могил нет заплаканных вдов,—
...Окопы старые-
Сюда ходят люди покрепче.
Закрыты пашнями. Друзьями павшими,
На братских могилах не ставят крестов,
Осколки острые, Но память полнится
Но разве от этого легче?..
И сны тревожные
Давно поржавели. Нас не оставили...
Домашнее задание
- Выполните письменно в тетради следующие задания:
- 1.Назовите, какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего; объясните, чем оно вам понравилось.
- 2. Объясните, какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы ВОВ.
1941-
2015
Пусть всегда будет
мама
солнце
мир
я
счастье