Тема: Моральный выбор. Самоконтроль.
Цель: закрепление и обобщение знаний, основных понятий и терминов;
показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок;
формирование умений и навыков критически мыслить, делать выводы, излагать собственную точку зрения, общаться;
подвести к пониманию того, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.
Оборудование: Доска, наглядность, учебники
Ход урока:
Организационный момент.
Основная часть.
Проверка домашнего задания
Вопросы рубрики «Проверь себя»
Я: ВСПОМНИМ, что такое мораль? Что такое Совесть? (слайд на доске).
ПОВТОРИМ (слайд): Общественный долг- моральный долг- мораль-совесть –долг -общественный долг.
Все у нас в обществе развивается кругооборотом.
Изучение нового материала.
Тема урока на доске: Моральный выбор. Самоконтроль.
Термины (на доске): совесть, честь, достоинство, ответственность, свобода, моральная ответственность.
План урока: (на доске)
Повторение и закрепление пройденного материала;
Моральный выбор;
Свобода – это ответственность;
Самоконтроль;
Гарантия морального поведения. Критический анализ собственных помыслов;
Домашнее задание.
Правила морали – это лишь идеальный образец поведения, а выбор конкретного поступка всегда остаётся за человеком, так как человек обладает свободой выбора с единственным, но неотвратимым условием – нести ответственность за свой выбор.
При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.(слайд)
(Записи в тетради с прошлого урока)
Совесть – это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.
Честь - это этическая категория, включающая в себя момент осознания индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества.
Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимися позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.
Ответственность – характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Признак ответственного поведения не ограничивается способностью выполнять свой долг. Вести себя ответственно – значит осознавать, как твои действия отзовутся на других людях, предвидеть, а так же предчувствовать последствия твоих действий и стараться предотвратить возможные отрицательные последствия. Быть человеком ответственным – значит понять другого человека, его трудности, а если необходимо, поддержать, помочь.
Моральная ответственность предполагает умение человека самому критически оценивать свои действия, предвидеть их последствия и не оставаться равнодушным к нуждам другого человека.
Противоположностью ответственного поведения является безответственность. Однако ту или иную позицию человек выбирает сам, потому что каждый свободен в выборе.
Корни безответственности – в равнодушии, лени, легкомыслии, пустой самоуверенности. Фактически это попытка свалить на других все последствия своих поступков, заставить других расплачиваться за собственное безделье, безволие, трусость или глупость. При безответственном свободном выборе последствия могут быть самыми отвратительными, пагубными не только для того, кто совершил поступок, но и для всех тех, кто связан с ним общим делом. Вот почему свобода невозможна без ответственности.
Разминка на ассоциации
«Продолжи фразу» - повторение урока (слайд)
Вопросы классу:
- Что такое «свобода»?
Свобода – есть возможность действовать по своему усмотрению, возможность выбора между добром и злом, плохим и хорошим.
Свобода – способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира.
Свобода личности в различных её проявлениях является сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человека.
Безграничной, абсолютной свободы быть не может. Человек является членом общества и обязан считаться с его закономерностями, прежде всего, потому что полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого.
Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 года) содержит положение о том, что при осуществлении своих прав, и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других людей.
Если человек поступает свободно, если существует свобода выбора, значит, он в ответе и за последствия своих действий. Ответственность является необходимой составляющей свободы, её неотъемлемой частью.
Если человек может свободно выбирать варианты своего поведения, он должен нести ответственность за сделанный выбор. Ответственность, принимая человеком, как основа его личной нравственной позиции, обуславливает его поведение и поступки. Их регулятором выступает совесть.
Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.
Моральная ответственность – выработка умения правильно оценивать свои действия (проблема оценки и самооценки); постоянное предъявление к самому себе высоких требований с тем, чтобы у окружающих не складывалось фальшивого, ложного представления о нас (проблема быть или казаться).
Самостоятельная работа с учебником.
«Проверь себя», ответить на вопросы
Подведение итогов.
Домашнее задание: найти в интернете о ребенке новости, который спас сестру.
Оценки за урок.
Благодарю всех за урок.