Повторим:
- Что изучает наука морфемика ?
- Что называют морфемой ?
- Какие морфемы вы знаете?
- Что такое окончание ?
- Что такое основа слова ?
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Корень слова
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Корень слова – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
Звезда – звёздочка – звездный - созвездие
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Шёл Прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов … Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. Э. Мошковская
Какой корень?
Из данного стихотворения выпишите все родственные слова к слову прогульщик , выделите корень.
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Кто изображён на картинках? Есть ли Что-то общее в названиях этих животных? Являются ли эти слова однокоренными?
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Давайте вспомним!
В море суши полоса Называется коса А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса –
Косит травушку коса.
А у меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
Б. Гольдберг.
Слова, которые одинаково звучат, но имеют разное лексическое значение, называются …
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
перенос занос поднос обноски
носильщик
носовой
носик
переносица нос носище
действие «носить»
часть лица
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Корни - Омонимы
Ничего общего между лексическими значениями слов «носить» и «нос» нет, просто корни этих слов по внешнему виду напоминают близнецов: звучат и пишутся одинаково. Такие корни слов называются омонимичными.
Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются!
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Соберите однокоренные слова вместе
проводка проводник
водный
заводной заводь
водяной
подводить
подводник вывод
безводный
вода
водить
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Найди «родственников»
Горка
горец
загорелый
горение
горный
выгоревший
гористый
горючий
предгорье
пригорок
Гореть
Гора
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Третий лишний
- Соль, солонка, солнце
- Лес, лестница, лесник.
- Больной, больница, большой.
- Гора, горный, гореть.
- Нос, выносить, носовой
- Косичка, косить, покос.
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
А вы как думаете?
Что вы скажете, если вас кто-нибудь дёрнет за ухо? Наверное, крикните: «Не тронь моё ухо !» А если дёрнут за оба уха? Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи !» Над вами посмеются: «Ну и грамотей!» Да вы и сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два – уши .
Что же произошло в корне этих слов?
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных
прошу
просить
прошу с//ш
спрашивать о//а
рот
распушила
пух ш//х
рта о// нулевой звук
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Подбери «родственников» с чередованием согласных в корне к следующим словам
Пеку
печь
Лекарь
лечить
Бег
бежать
замочек
Замок
Ноги
ножки
Дороги
дорожки
Снег
снежок
Творог
творожок пирожок
Пирог
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня
Кормить - кормлю
Любить - люблю
Слепой - ослепление
-л- не является новым суффиксом, а входит в состав корня.
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?
1. ПОЗДРАВ ление
2. ПОЗДРАВЛ ение
3. по ЗДРАВ ление
4. по ЗДРАВЛ ение
5. ПОЗДРАВЛЕН ие
6. ПОЗДРАВЛЕНИ е
Ответ: 4. по ЗДРАВЛ ение, но по ЗДРАВ ил
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
сад
Существительное(кто?)
груз
Существительное (что?)
вар
Прилагательное (какой?)
Глагол (что делать?)
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Подведём итоги. Закончи фразу.
- Корень - …… часть слова.
- Корень в слове выделяется с помощью подбора … .
- Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются … .
- Омонимичные корни не являются ... .
- В корнях слов может происходить … .
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории
Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.
- На скалу набрасывались яростные во/алы.
- Ветер разви/евает праздничные флаги.
- Я да/ою сигнал.
- Яков настойчиво разви/евает силу.
- Я да/ою корову.
- У реки пасутся во/алы.
Учитель русского языка
ГБОУ НСО «ОЦО»
Рутц Е.Г. I квал.категории