СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: СОЛИ 8 кл

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит компетентно-ориентированные задания, для интерактивной доски. Тип урока: комбинированный; Цели урока: 

Образовательные: создать условия для формирования понятий состав, номенклатура, классификация и значение для человека солей.

Развивающая: создать условия для развития информационной компетентности/первичная обработка информации/1 уровень

Воспитательная: формирование уверенности в обучении и успешности результата

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: СОЛИ 8 кл»

ТЕМА УРОКА ПО ХИМИИ В 8 КЛАССЕ: «ПРОИЗВОДНЫЕ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ – СОЛИ»

Урок разработала Лапина Оксана Викторовна

Учитель химии и биологии МОУ СОШ с. Елабуги.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для формирования понятий состав, номенклатура, классификация и значение для человека солей.

Развивающая: создать условия для развития информационной компетентности/первичная обработка информации/1 уровень

Воспитательная: формирование усердия и успешности результата

Оборудование: интерактивная доска с проектором, презентация, источник информации, набор карточек «домино», алгоритм номенклатуры солей, карточки индивидуальные для проверки домашнего задания

Тип урока: комбинированный

План урока: 1. Организационный этап
2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний.

4.Усвоение нового материала

5. Закрепление.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока. Слайд 2

  1. Организационный этап. Наличие принадлежностей, приветствие.

  2. Проверка домашнего задания: Слайд 3

    • Лабиринт, найти выигрышный путь – 1 учащиеся(Ключ: C.1-П.2-Р.3-А.4-В.9-И.13-Л.14-С.19-Я.20), (Приложение №1)

  • Заполни пустые графы в таблице – 2 уч-ся(Приложение №2)

  • Тест «Кислоты» - 1 учащиеся (Приложение №3 – презентация)

  • Устно – Какое практическое применение имеют кислоты, назовите примеры? 1 учащиеся- проект «Практическое значение кислот»

  • Слайд 4. Фронтально: чтобы нам легче усваивать новый материал, вспомним классификацию кислот и С.О. неметаллов образующие кислотные остатки, для этого поиграем в «Морфологический ящик», в котором надо совместить формулы кислот с их характеристикой, в результате получим слово – название природного материала, основной солью которого является карбонат кальция - CaCO3:


HCl

H2SO4

H2SO3

Двухосновная, кислородсодержащая, КО содержит неметалл с высшей С.О.


И


М


Щ

Одноосновная, бес-кислородная кислота

Е

Х

В

Двухосновная, кислородсодержащая, КО содержит неметалл с С.О



К



Ц



Л

Какие сложные вещества мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Кто догадался?

  1. Актуализация знаний. Слайд 5

Каждый из нас повседневно сталкивается с такими веществами как СОЛИ.

Вопрос: где Вы в своей обыденной жизни применяете соли?

Обычная поваренная соль, которую употребляем в пищу, консервируем овощи, солим рыбу, используем ее в чистке посуды, ткани и другое. Но кроме этой соли, существуют другие соли, которые нам необходимы.

Например:

- в стирке, с помощью порошка, с состав которого входит стиральная (кальцинированная) сода – Na2CO3;

- удобрения, которые мы вносим в почву – NH4NO3- аммиачная селитра; CaHPO4- простой суперфосфат и дугие.

- в домашней аптечке – ляпис AgNO3.

- СuSO4- медный купорос, который добавляют в побелку, применяют против болезней и вредителей растений.

- да и сам наш организм содержит соли, в костях – Ca3(PO4)2

Имеют соли в нашей жизни значение? Значение солей отражено в многочисленных половицам, поговорках, обычаях: «Хлеб да соль» или говоря «чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть».

Можно сейчас, по перечисленным формулам солей, ориентироваться, называть химическим языком, и распознать их среди других веществ?

Для этого у нас знаний недостаточно. Каковы же задачи сегодняшнего урока? (запись в тетради темы урока, осмысление цели урока, этапов усвоения знаний). Слайд 6

План усвоение знаний:

1. Состав; 2. Номенклатура. 3. Классификация

4. Усвоение новых знаний.

4.1. Состав. Слайд 7. Даны формулы веществ, подчеркните одной чертой оксиды, двумя основания, волнистой кислоты: NaOH; BaCl2; CuO; H2SO4; HNO3; CaCO3; Mg(OH)2; SO3; Na2SO4.

Что общего в оставшихся формулах? Составьте общую формулу для солей, используя обозначения: металл – М, кислотный остаток К

n степень окисления у металла и m у кислотного остатка.

Мm+n К-m n

Дайте определение солям. Почему соли можно назвать производными оснований и кислот? Вывод о получении соли.

4.2. Номенклатура. Слайд 8

В 1870 году обсуждалось предложение одного химика на комиссии химиков назвать соединения по принципу, по какому строятся имена, отчества и фамилии. Например: Калий Хлорович (KCl), Калий Серович Кислородов (K2SO4), Натрий Серович Кислородов (Na2SO3). После долгих прений, комиссия отложила обсуждения и с тех пор к этой теме не возвращалась.

Вопрос: почему, все таки комиссия к этой теме не возвращалась?

По современной номенклатуре:

хлорид калия – KCl;

Сульфат калия – K2 SO4;

Сульфит натрия – Na2 SO3

Что в этой номенклатуре не понятно?

Названия кислотных остатков содержат латинское название неметаллов образующие кислотные остатки. Их надо запомнить( таб.5 стр.109)

Задание: немного вспомним русский язык, по алгоритму номенклатуры солей, назовите следующие соли: Na2SO4; Fe(NO3)2; KCl; Li2SO3.

Алгоритм: (Приложение №4)

1. первое слово в названии - название кислотного остатка в именительном падеже, где:

корень это латинское название неметалла кислотного остатка;

суффикс ид (бескислородного остатка);

ат (неметалл имеет высшую с. о. в кислотном остатке);

ит (неметалл имеет с.о.

2. второе слово – название металла, если у металла переменная с.о. в скобках указываем ее.

Отработаем умение называть соли по номенклатуре с помощью игры «домино». (приложение 5 – работа с интерактивной доской).Сначала сыграем со мной на интерактивной доске, а потом сыграете в паре.

4.3. Классификация солей.

Теперь мы можем отличать соли среди других веществ и называть их, а в большом арсенале солей мы можем разбить их на группы? Давайте попытаемся. Слайд 9

КОЗ. Информационная компетентность/ обработка первичной информации/ 1 уровень.

Стимул. Без соли нет жизни. Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой поваренной соли в пище.

Задание: изучите источник информации (Приложение №6), заполните схематические блоки по классификации солей, выделите признак, по которому классифицируете и приведите примеры.

Бланк ответа (Приложение 7). Выдаются каждому учащемуся с источником информации.

Модельный ответ: Слайд 10


5.Закрепим изученный материал: Слайд 11

5.1. тестирование по теме соли (ЦОР – образовательная коллекция 1С) приложение №8

5.2. тестирование с автоматической оценкой Приложение № 9

5.3 тестирование на развитие внимания (ЦОР- образовательной коллекции 1С) приложение № 10

6. Итоги. Рефлексия. Оценки за урок. Слайд 12


Проверка ДЗ

Изучение НТ

закрепление

итоговая

Пастушенко





Студенцов В





Ушаков А





Чеченихин К





Шкутович Е





Оцените, насколько удалось нам достичь поставленной цели.

Что было самым сложным на уроке? Почему?

Что нового вы узнали?

Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?

Слайд 13 Домашнее задание:

1. Выучить название кислотных остатков Таб №5, стр109.

2. Учебник §21 упр №3 стр 113

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!