Культура и искусство Западной Европы в средние века
Архитектура Западно-Европейского средневековья
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
- В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
- В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.
Роль церкви
- Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах. В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Христианство
- В средние века происходит распространение христианства, во многом определившей общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Главное – духовная сущность человека, его суровый аскетический облик.
- В истории Западноевропейской художественной культуры выделяют 3 этапа:
- Дороманский (5-10вв.) - период «тёмных веков» (Великое переселение народов, нашествие варваров, гибель Римской империи, упадок культуры)
- Романский (11 – 12вв.)
- Готический (13 -15 вв.)
- 10 век вошёл в историю Европы как эпоха невиданных бедствий – войн, голода, разрухи, страшных эпидемий, унесших жизни миллионов людей. Ожидали конца света. В 1054г. происходит разделение церкви. Начинаются крестовые походы, паломничества на Восток.
- Родилась новая художественная культура - РОМАНСКАЯ
Романский стиль
- Термин возник в начале 19в., что указывает на тесную связь с Римской архитектурой (возник на землях Священной Римской империи – Германии, Франции, Италии; унаследовал античные традиции и влияние Византийского зодчества)
Особенности архитектуры Романский стиль
Термин " романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - " романские языки ." В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X I - XII века. Это первый большой стиль в искусстве. Этапы развития романского искусства: - дороманский - 5-9 века - романский - 11-12 века Главные типы сооружений : - феодальный замок - монастырский ансамбль -храм
3 основных вида построек
- Дух воинственности, постоянной потребности в самозащите пронизывает романское искусство
- Замок – крепость феодала
- Храм – крепость Бога
- Монастырь - крепость
Основные черты романской архитектуры
- 1. Архитектура становится главным видом искусства, изобразительные искусства и музыка дополняют её, дают образ мира
- «Земля оделась в белые одежды церквей» (с/в историк)
- Простота, строгость, суровость, приземистость, тяжеловесность
- Возрождаются сводчатые перекрытия из камня
- Цилиндрические своды
- Крестовые своды – получаются пересечением двух полуцилиндров
- Основной элемент – арка, аркада
- Используется везде – форма окон, дверей, перекрытий
- Массивные толстые стены,
- крупные опоры,
- обилие гладких поверхностей. Основа здания – сама каменная масса: для большей устойчивости здания старались увеличить толщину и крепость стен
- Самая выразительная форма – толстая стена, создаёт впечатление массивности, мощи, защищённости
- Мало украшений, архитектурный декор очень сдержан – аркатуры и скульптурный орнамент
- Толстые стены прорезаны узкими окнами-бойницами. Застеклять их стали значительно позже
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым.
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах.
Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывает мне…
И погружён мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья
Замок – жилище феодала
- Служил убежищем в период нескончаемых войн
- Замок обычно возводился в труднодоступном месте: на вершине скалистого холма или горы, над рекой или у моря на небольших островах
- Он окружался рвом с перекинутым подъёмным мостом
- Монолитные стены увенчивались зубцами, башнями, бойницами
Донжон
- Донжон - отдельностоящая главная башня замка
- В верхних этажах жила семья феодала, в нижних размещались склады провианта, воды, конюшни
- Если враг прорывался внутрь замка, жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вёл подземный ход
- Средневековый замок – это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и своеобразный центр культуры, где проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актёры
Повторяем! Главные черты строительства замков:
- замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. - тяжелое мрачное величие - зубчатый верх - трехэтажные башни - ров - огромные ворота на цепях - мост - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны. Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки.
Монастырь
- Нередко разрастался в небольшой город, в центре которого находился храм
- Это военное укреплённое сооружение, он обносился толстыми оборонительными стенами, надёжно скрывавших его жителей от посторонних глаз
- Монастырь –центр культурной жизни, образования и художественного творчества
Средневековый город
- Массовое строительство крупных городов начинается в 12в. Центр города – рыночная площадь с собором, рядом ратуша-центр городского самоуправления
Кафедральный собор
- Украшение и гордость средневекового города. Строился с расчётом, чтобы при необходимости вместить всех жителей города
- Основной тип храма - вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов
Трансепт
- Трансепт – поперечный неф, придававший базилике форму латинского креста
- Апсиды часто окружены венком капелл с маленькими алтарями, где молились отдельные семьи
- Внешний вид романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные
Неф
- Для освещения центрального нефа стали использовать высокие своды с многочисленными окнами
- В восточной части храма располагались небольшие подземные помещения – крипты –служившие местом хранения церковных реликвий и погребений
Капитель
- Капители массивные, очень простые по форме
( в виде перевёрнутой пирамиды или куба)
- Позднее украшаются рельефами – растительными мотивами, изображениями животных и человека
Перспективный портал
- Вход в собор украшался перспективным порталом – расположенные одна за другой, уменьшающиеся полукруглые арки, опирающиеся на пристенные колонны
Тимпан
- Полукруглая часть стены над дверью, обильно украшенная рельефом
В создании храма участвовали зодчие, живописцы, скульпторы
- Интерьер храма украшался фресками, сохранившимися очень редко
- Снаружи – скульптурный рельеф
Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни (Франция)
- Крупнейший храм в Европе, прототип для создания других церквей
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье
Пизанский собор Италия 11-12 вв.
- Итальянские романские соборы грандиозны, и в то же время изящны и изысканы
- Сверкающие белизной беломраморные резные здания собора, колокольни и баптистерия с выразительным ритмом аркад
- Легендарная колокольня падающая Пизанская башня, 6 этажей которой опоясывают лёгкие колонные аркады. Наклон возник ещё в ранней стадии строительства из-за осевшего фундамента и был сохранён(отклонение от вертикали – 4,5м)