СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Романский стиль"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация используется на уроке МХК в 10 классе по теме "Западно-европейское искусство средневековья" Богатый зрительный ряд,  описание особенностей романского стиля, особенностей архитектурных построек, архитектурный словарь данной эпохи На основе  этой презентации можно провести весь урок по программе Даниловой

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Романский стиль"»

Культура и искусство Западной Европы в средние века

Культура и искусство Западной Европы в средние века

Архитектура  Западно-Европейского средневековья РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Архитектура Западно-Европейского средневековья

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

 В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
  • В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
 В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.
  • В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.
Роль церкви Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах. В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.

Роль церкви

  • Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах. В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Христианство В средние века происходит распространение христианства, во многом определившей общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Главное – духовная сущность человека, его суровый аскетический облик.

Христианство

  • В средние века происходит распространение христианства, во многом определившей общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Главное – духовная сущность человека, его суровый аскетический облик.
В истории Западноевропейской художественной культуры выделяют 3 этапа: Дороманский (5-10вв.) - период «тёмных веков» (Великое переселение народов, нашествие варваров, гибель Римской империи, упадок культуры) Романский (11 – 12вв.) Готический (13 -15 вв.) 10 век вошёл в историю Европы как эпоха невиданных бедствий – войн, голода, разрухи, страшных эпидемий, унесших жизни миллионов людей. Ожидали конца света. В 1054г. происходит разделение церкви. Начинаются крестовые походы, паломничества на Восток. Родилась новая художественная культура - РОМАНСКАЯ
  • В истории Западноевропейской художественной культуры выделяют 3 этапа:
  • Дороманский (5-10вв.) - период «тёмных веков» (Великое переселение народов, нашествие варваров, гибель Римской империи, упадок культуры)
  • Романский (11 – 12вв.)
  • Готический (13 -15 вв.)
  • 10 век вошёл в историю Европы как эпоха невиданных бедствий – войн, голода, разрухи, страшных эпидемий, унесших жизни миллионов людей. Ожидали конца света. В 1054г. происходит разделение церкви. Начинаются крестовые походы, паломничества на Восток.
  • Родилась новая художественная культура - РОМАНСКАЯ
Романский стиль Термин возник в начале 19в., что указывает на тесную связь с Римской архитектурой (возник на землях Священной Римской империи – Германии, Франции, Италии; унаследовал античные традиции и влияние Византийского зодчества)

Романский стиль

  • Термин возник в начале 19в., что указывает на тесную связь с Римской архитектурой (возник на землях Священной Римской империи – Германии, Франции, Италии; унаследовал античные традиции и влияние Византийского зодчества)
Особенности архитектуры   Романский стиль Термин

Особенности архитектуры Романский стиль

Термин " романский стиль" - появился в XIX веке от понятия - " романские языки ." В основе их лежит латынь - язык древних римлян. Период, который охватывает романский стиль - X I - XII века. Это первый большой стиль в искусстве. Этапы развития романского искусства: - дороманский - 5-9 века - романский - 11-12 века Главные типы сооружений : - феодальный замок - монастырский ансамбль -храм

3 основных вида построек Дух воинственности, постоянной потребности в самозащите пронизывает романское искусство Замок – крепость феодала Храм – крепость Бога Монастырь - крепость

3 основных вида построек

  • Дух воинственности, постоянной потребности в самозащите пронизывает романское искусство
  • Замок – крепость феодала
  • Храм – крепость Бога
  • Монастырь - крепость
Основные черты романской архитектуры 1. Архитектура становится главным видом искусства, изобразительные искусства и музыка дополняют её, дают образ мира «Земля оделась в белые одежды церквей» (с/в историк) Простота, строгость, суровость, приземистость, тяжеловесность

Основные черты романской архитектуры

  • 1. Архитектура становится главным видом искусства, изобразительные искусства и музыка дополняют её, дают образ мира
  • «Земля оделась в белые одежды церквей» (с/в историк)
  • Простота, строгость, суровость, приземистость, тяжеловесность
Возрождаются сводчатые перекрытия из камня Цилиндрические своды Крестовые своды – получаются пересечением двух полуцилиндров
  • Возрождаются сводчатые перекрытия из камня
  • Цилиндрические своды
  • Крестовые своды – получаются пересечением двух полуцилиндров
Основной элемент – арка, аркада Используется везде – форма окон, дверей, перекрытий
  • Основной элемент – арка, аркада
  • Используется везде – форма окон, дверей, перекрытий
Массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей. Основа здания – сама каменная масса: для большей устойчивости здания старались увеличить толщину и крепость стен
  • Массивные толстые стены,
  • крупные опоры,
  • обилие гладких поверхностей. Основа здания – сама каменная масса: для большей устойчивости здания старались увеличить толщину и крепость стен
Самая выразительная форма – толстая стена, создаёт впечатление массивности, мощи, защищённости Мало украшений, архитектурный декор очень сдержан – аркатуры и скульптурный орнамент Толстые стены прорезаны узкими окнами-бойницами. Застеклять их стали значительно позже
  • Самая выразительная форма – толстая стена, создаёт впечатление массивности, мощи, защищённости
  • Мало украшений, архитектурный декор очень сдержан – аркатуры и скульптурный орнамент
  • Толстые стены прорезаны узкими окнами-бойницами. Застеклять их стали значительно позже
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом, Я к замкам уходить люблю средневековым. Мне сердце радует их сумрачная тишь, Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш, Угрюмые зубцы на башнях и воротах, Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах. Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Где ветер шелестит и стонет в вышине, О битвах и пирах рассказывает мне… И погружён мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск Средневековья

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлёт их чёрно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах.

Подъёмные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывает мне…

И погружён мечтой в былое, вижу вновь я

Величье рыцарства и блеск Средневековья

Замок – жилище феодала Служил убежищем в период нескончаемых войн Замок обычно возводился в труднодоступном месте: на вершине скалистого холма или горы, над рекой или у моря на небольших островах Он окружался рвом с перекинутым подъёмным мостом Монолитные стены увенчивались зубцами, башнями, бойницами

Замок – жилище феодала

  • Служил убежищем в период нескончаемых войн
  • Замок обычно возводился в труднодоступном месте: на вершине скалистого холма или горы, над рекой или у моря на небольших островах
  • Он окружался рвом с перекинутым подъёмным мостом
  • Монолитные стены увенчивались зубцами, башнями, бойницами
Донжон Донжон - отдельностоящая главная башня замка В верхних этажах жила семья феодала, в нижних размещались склады провианта, воды, конюшни Если враг прорывался внутрь замка, жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вёл подземный ход

Донжон

  • Донжон - отдельностоящая главная башня замка
  • В верхних этажах жила семья феодала, в нижних размещались склады провианта, воды, конюшни
  • Если враг прорывался внутрь замка, жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вёл подземный ход
Средневековый замок – это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и своеобразный центр культуры, где проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актёры
  • Средневековый замок – это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и своеобразный центр культуры, где проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актёры
Повторяем! Главные черты  строительства замков:   - замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость.  - тяжелое мрачное величие  - зубчатый верх  - трехэтажные башни  - ров  - огромные ворота на цепях  - мост  - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны.  Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки.

Повторяем! Главные черты строительства замков:

- замок - порождение феодальной эпохи, периода раздробленности, войн, набегов. В целях самозащиты замок строился как крепость. - тяжелое мрачное величие - зубчатый верх - трехэтажные башни - ров - огромные ворота на цепях - мост - Донжоны - высокие прямоугольные башни, под которыми находились подземные кладовые, помещения для слуг и охраны. Выбор места постройки: холм или возвышенное место, откос реки.

Монастырь Нередко разрастался в небольшой город, в центре которого находился храм Это военное укреплённое сооружение, он обносился толстыми оборонительными стенами, надёжно скрывавших его жителей от посторонних глаз Монастырь –центр культурной жизни, образования и художественного творчества

Монастырь

  • Нередко разрастался в небольшой город, в центре которого находился храм
  • Это военное укреплённое сооружение, он обносился толстыми оборонительными стенами, надёжно скрывавших его жителей от посторонних глаз
  • Монастырь –центр культурной жизни, образования и художественного творчества
Средневековый город Массовое строительство крупных городов начинается в 12в. Центр города – рыночная площадь с собором, рядом ратуша-центр городского самоуправления

Средневековый город

  • Массовое строительство крупных городов начинается в 12в. Центр города – рыночная площадь с собором, рядом ратуша-центр городского самоуправления
Кафедральный собор Украшение и гордость средневекового города. Строился с расчётом, чтобы при необходимости вместить всех жителей города

Кафедральный собор

  • Украшение и гордость средневекового города. Строился с расчётом, чтобы при необходимости вместить всех жителей города
Основной тип храма - вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов
  • Основной тип храма - вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов
Трансепт Трансепт – поперечный неф, придававший базилике форму латинского креста Апсиды часто окружены венком капелл с маленькими алтарями, где молились отдельные семьи

Трансепт

  • Трансепт – поперечный неф, придававший базилике форму латинского креста
  • Апсиды часто окружены венком капелл с маленькими алтарями, где молились отдельные семьи
Внешний вид романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные
  • Внешний вид романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные
Неф Для освещения центрального нефа стали использовать высокие своды с многочисленными окнами В восточной части храма располагались небольшие подземные помещения – крипты –служившие местом хранения церковных реликвий и погребений

Неф

  • Для освещения центрального нефа стали использовать высокие своды с многочисленными окнами
  • В восточной части храма располагались небольшие подземные помещения – крипты –служившие местом хранения церковных реликвий и погребений
Капитель Капители массивные, очень простые по форме  ( в виде перевёрнутой пирамиды или куба) Позднее украшаются рельефами – растительными мотивами, изображениями животных и человека

Капитель

  • Капители массивные, очень простые по форме

( в виде перевёрнутой пирамиды или куба)

  • Позднее украшаются рельефами – растительными мотивами, изображениями животных и человека
Перспективный портал Вход в собор украшался перспективным порталом – расположенные одна за другой, уменьшающиеся полукруглые арки, опирающиеся на пристенные колонны

Перспективный портал

  • Вход в собор украшался перспективным порталом – расположенные одна за другой, уменьшающиеся полукруглые арки, опирающиеся на пристенные колонны
Тимпан Полукруглая часть стены над дверью, обильно украшенная рельефом

Тимпан

  • Полукруглая часть стены над дверью, обильно украшенная рельефом
В создании храма участвовали зодчие, живописцы, скульпторы Интерьер храма украшался фресками, сохранившимися очень редко Снаружи – скульптурный рельеф

В создании храма участвовали зодчие, живописцы, скульпторы

  • Интерьер храма украшался фресками, сохранившимися очень редко
  • Снаружи – скульптурный рельеф
Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни (Франция) Крупнейший храм в Европе, прототип для создания других церквей

Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни (Франция)

  • Крупнейший храм в Европе, прототип для создания других церквей
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье

Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье

Пизанский собор  Италия 11-12 вв.

Пизанский собор Италия 11-12 вв.

Итальянские романские соборы грандиозны, и в то же время изящны и изысканы Сверкающие белизной беломраморные резные здания собора, колокольни и баптистерия с выразительным ритмом аркад Легендарная колокольня падающая Пизанская башня, 6 этажей которой опоясывают лёгкие колонные аркады. Наклон возник ещё в ранней стадии строительства из-за осевшего фундамента и был сохранён(отклонение от вертикали – 4,5м)
  • Итальянские романские соборы грандиозны, и в то же время изящны и изысканы
  • Сверкающие белизной беломраморные резные здания собора, колокольни и баптистерия с выразительным ритмом аркад
  • Легендарная колокольня падающая Пизанская башня, 6 этажей которой опоясывают лёгкие колонные аркады. Наклон возник ещё в ранней стадии строительства из-за осевшего фундамента и был сохранён(отклонение от вертикали – 4,5м)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!