СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка " Фразеологизмы" в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка "Фразеологизмы" в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка " Фразеологизмы" в 6 классе»

Задание № 1 Отгадайте, что проиллюстрировал художник?     рта не закрывать  Сесть в калошу.  Мчаться во весь опор.      Крокодиловы слезы. Кот наплакал. Курица лапой

Задание № 1

Отгадайте, что проиллюстрировал художник?

рта не закрывать

Сесть в калошу.

Мчаться во весь опор.

Крокодиловы слезы.

Кот наплакал.

Курица лапой

Темная лошадка Отдать сердце Водой не разлить . Собаке пятая нога

Темная лошадка

Отдать сердце

Водой не разлить .

Собаке пятая нога

Как с гуся вода . Во все глаза Плакаться в жилетку А ларчик просто открывался

Как с гуся вода .

Во все глаза

Плакаться

в жилетку

А ларчик просто открывался

устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. В предложении является одним членом предложения.
  • устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.
  • Лексическое значение имеет фразеологизм в целом.
  • В предложении является одним членом предложения.
 Свободные Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза. (намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)  Несвободные За двойку по литературе папа мне намылил голову. (намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения

Свободные

Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза.

(намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)

Несвободные

За двойку по литературе папа мне намылил голову.

(намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения

Фразеологический оборот = фразеологизм  = идиома.  Крылатые выражения = афоризмы.  Пословицы и поговорки. Зачем применяются в речи?  Для более точного, образного  выражения мыслей.

Фразеологический оборот = фразеологизм

= идиома. Крылатые выражения = афоризмы. Пословицы и поговорки.

Зачем применяются в речи?

Для более точного, образного

выражения мыслей.

Задание №2  Подберите фразеологизм к его прямому значению, Образец: Безрезультатно что – то делать – биться как  рыба об лед  1. Маленький – 2. Исчез мгновенно - 3. Неаккуратно, грязно писать – 4. Притворно плакать – 5. Скрывать истину-  с гулькин нос, от горшка два вершка, (ирон)  след простыл (метаф), в мгновение ока, ( книж)  как курица лапой ( прост )  крокодиловы слезы ( ирон)  концы в воду, (прост)

Задание №2

Подберите фразеологизм к его прямому значению,

Образец: Безрезультатно что – то делать – биться как

рыба об лед

1. Маленький –

2. Исчез мгновенно -

3. Неаккуратно, грязно писать –

4. Притворно плакать –

5. Скрывать истину-

с гулькин нос, от горшка два вершка, (ирон)

след простыл (метаф), в мгновение ока, ( книж)

как курица лапой ( прост )

крокодиловы слезы ( ирон)

концы в воду, (прост)

Задание № 3 Подберите к данным фразеологизмам  синонимы 1.Вагон и маленькая тележка –  2. Во все лопатки –  3. Снять стружку –  4. Переливать из пустого в порожнее –   куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько,  непочатый край.  на всех порах, во всю прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову.  дать нагоняй, нагреть шею, разделать под орех, надавать по шее точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе

Задание № 3

Подберите к данным фразеологизмам

синонимы

1.Вагон и маленькая тележка –

2. Во все лопатки –

3. Снять стружку –

4. Переливать из пустого в порожнее –

куры не клюют, пруд пруди, хоть отбавляй, невесть сколько,

непочатый край.

на всех порах, во всю

прыть, во весь дух, во весь опор, сломя голову.

дать нагоняй, нагреть шею,

разделать под орех, надавать по шее

точить лясы, чесать язык, толочь воду в ступе

 Задание №4  Подберите к данным фразеологизмам  антонимы. Жить душа в душу –  2. Пруд пруди –  3. За тридевять земель –  4. Засучив рукава –  как кошка с собакой. с гулькин нос, раз – два и обчелся . рукой подать. спустя рукава .

Задание №4

Подберите к данным фразеологизмам

антонимы.

  • Жить душа в душу –

2. Пруд пруди –

3. За тридевять земель –

4. Засучив рукава –

как кошка с собакой.

с гулькин нос, раз – два и обчелся .

рукой подать.

спустя рукава .

Задание №5 Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака: 1. Приводить в ярость 2. Действовать на нервы. 3. Выводить из равновесия 4. Доводить до белого каления. Действовать на нервы Выводить из равновесия Приводить в ярость. Доводить до белого каления.

Задание №5

Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака:

1. Приводить в ярость

2. Действовать на нервы.

3. Выводить из равновесия

4. Доводить до белого каления.

  • Действовать на нервы
  • Выводить из равновесия
  • Приводить в ярость.
  • Доводить до белого каления.
Задание № 6 Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение. Лиров стоял у косяка дверей, на занимательную картину… Лиров и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил. Есть род людей, известных под именем: 4. Я посмотрел на неё, и у меня 5. Сначала все шло и наш француз вошел в город глядел во все глаза встал как вкопанный  люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. отлегло от сердца. как по маслу, с поднятой головой.

Задание № 6

Прочитайте предложения. Выпишите из них фразеологизмы. Определите их значение.

  • Лиров стоял у косяка дверей, на занимательную картину…
  • Лиров и не решался даже поднять шляпу, которую в испуге выронил.
  • Есть род людей, известных под именем:

4. Я посмотрел на неё, и у меня

5. Сначала все шло и наш француз вошел в город

глядел во все глаза

встал как вкопанный

люди

так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в

селе Селифан.

отлегло от сердца.

как по маслу,

с поднятой головой.

Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. \Сост Федорова А. И.- Новосибирск: ВО «Наука», 1995 Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. \ Сост Елисеев И. А, Полякова Л.Г. – Ростов на Дону: Феникс, 2002 Русский язык в школе. Методическая газета для учителей – словесников. 2006 № 2,19, 2007 № 4, 18. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы\ Авт – сост. Н. О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2004. Лингвистические детективы. Шанский Н. М. –М.: Дрофа 2002 http://www.gramma.ru/RUS/?id=7.0 http://www.edu.ru. http://www.uroki.ru .

Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. \Сост Федорова А. И.- Новосибирск: ВО «Наука», 1995

Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. \ Сост Елисеев И. А, Полякова Л.Г. – Ростов на Дону: Феникс, 2002

Русский язык в школе. Методическая газета для учителей – словесников. 2006 № 2,19, 2007 № 4, 18.

Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы\ Авт – сост. Н. О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2004.

Лингвистические детективы. Шанский Н. М. –М.: Дрофа 2002

http://www.gramma.ru/RUS/?id=7.0

http://www.edu.ru.

http://www.uroki.ru .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!