Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В.Гоголь
По следам олимпиады
Сложное предложение
Сложное предложение
Союзное Бессоюзное
Сложно- Сложно-
сочинённое подчинённое
Знаки препинания в сложносочинённом предложении
1. Общий второстепенный член [ ] и [ ]
предложения
2 . ( Общее придаточное ), [ ] и [ ]
предложение
3. Общее вводное слово , [ ] и [ ]
1)Двор Ивана Никифоровича был возле двора Ивана Ивановича и можно было перелезть из одного в другой через плетень однако ж Иван Иванович пошёл улицей .
2)В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
3)Казалось дождь не прекратится и тучи не рассеются.
4 )Когда началась гроза игра прекратилась и дети
бросились бежать.
За страницами учебника
1)Прогулка в лесу и катание на лодках.
(Обе части являются назывными предложениями.)
2)Который сейчас час и сколько времени осталось до
отправления поезда?
(Обе части являются вопросительными предложениями и объединены общей интонацией.)
3)Нужно переписать работу и надо объяснить
допущенные в ней ошибки.
(Обе части являются безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых .)
[ ] и [ ]
1.Назывные предложения.
2.Вопросительные предложения.
3.Безличные предложения, имеющие
синонимичные слова в составе сказуемого.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Важно не что он сказал, а как он сказал.
(Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не , то придаточная часть от главной запятой не отделяется.)
[ ] ( не что ), а ( как ).
Особые случаи постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с двумя или несколькими придаточными
[ ], ( ) и ( ).
[ ] и ( ), и ( ).
[ ], (что , (если ), ).
[ ], (что (если ), то ).
1)Неужели вы полагаете что я стану брать деньги за души которые в некотором роде окончили своё существование?
2)Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт старички уже сидели и пили свой кофе.
3)Чичиков и сам заметил что придумал не очень ловко и предлог довольно слаб.
4)Было шумно и когда дети играли на дворе и когда они собирались в столовой.
5)Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра
всего так что когда полицеймейстер вспомнил было о
нём то увидел что от произведенья природы оставался
всего один хвост.
6)Я хочу знать не как это делается, а зачем это делается.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
[ ] , [ ]. перечисление; предложения связаны
по смыслу
[ ] ; [ ]. перечисление; предложения
более отдалены по смыслу или
распространены
[ ] : [ причина, пояснение, изъяснение ].
[ время, условие ] - [ вывод, следствие ].
противопоставление
быстрая смена событий
сравнение (Посмотрит – рублём подарит.)
1)Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала
равнина.
2)Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно; не уважать оной есть постыдное малодушие.
3)Дамы тут же обступили его блистающею гирляндою и нанесли с собой целые облака всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло весной и фиалками, третья вся насквозь была продушена резедой.
4)Он засмеётся – все хохочут; нахмурит брови – все молчат.
5)Мир строит – война разрушает.
6)Молвит слово – соловей поёт.
7)Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Нужна ли нам пунктуация?
Синтаксический разбор сложного предложения
Подготовка к ЕГЭ
Тесты
Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? (Знаки препинания не расставлены .) Слышно было как гудели машины и как разговаривали люди.
1) ,и, 3) и,
2) ,и 4) и
Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? (Знаки препинания не расставлены .) Я чувствовал что наслаждаюсь чувством умиления и боясь чем-нибудь разогнать его торопливо простился с другом.
1) ,и, 3) и,
2) ,и 4) и
В каком предложении не ставится запятая перед союзом и? (Знаки препинания не расставлены.)
- Тропинка поднимается на серые скалы где облапив корнями камень смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота.
- Ни в каком покровительстве сосна не нуждается и растёт там где ничто не может расти.
- Я ушёл в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке.
- Я взбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны.
В каком сложноподчинённом предложении два придаточных? (Знаки препинания не расставлены.)
- Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье.
- Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
- Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней.
- И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила.
Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Лук царевич опустил, смотрит ( ) коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. 1)точку с запятой 3)запятую 2)тире 4)двоеточие
Какой знак нужно поставить в предложении вместо
скобок?
Знал бы твой адрес ( ) давно бы навестил.
1)двоеточие 3)запятую
2)тире 4)точку с запятой
Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь теплу и солнцу ( ) капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.
1)двоеточие 3)запятую
2)тире 4)точку с запятой
Работа с текстом
Итоги занятия
- Что я знаю?
- Что я умею?
- Над чем надо поработать?
Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Н.В.Гоголь