Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Существительные общего рода"»
Существительные общего рода
Выполнила
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №32 города Братска
Туголукова Елена Николаевна
Лексическая работа
1. Здание, предназначенное для стоянки, ремонта
электровозов и вагонов.
2.Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты.
3. Спортивная игра в мяч на воде.
4. Низкорослая шотландская лошадь.
5. Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей.
6. Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.
Самопроверка
- Какое слово , с вашей точки зрения, лишнее?
- Почему?
1. депо
2. табло
3. поло
4. пони
5. филе
6. тире
Самопроверка
1. депо – ср.р.
2. табло – ср.р.
3. поло – ср.р.
4. пони – м.р.
5. филе – ср.р.
6. тире – ср.р.
Ты – мне, я – тебе!
Заимствованные женские фамилии на согласный склоняемые или нет?
Составить по образцу вопросы по теории,
чтобы задать одноклассникам по цепочке.
- С какой грамматической категорий
существительного работали все последние уроки?
«Опросик»
- Склонение существительного категория постоянная или непостоянная?
- Какие ещё постоянные категории существительного помните?
- С какой хотели бы поработать сегодня?
Повторяем всё, что знаем!
РОД
мужской
(он, мой)
женский
средний
(она, моя)
(оно, моё)
Приведите примеры!
Интрига
- «Умница!» - сказала мама Вере.
- «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка, глядя на внука.
- «Копуша ты, Варя!» - не выдержал отец.
Мальчики выписывают
существительные мужского рода,
а девочки – женского рода.
Самопроверка
- «Умница!» - сказала мама Вере .
- «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка , глядя на внука .
- «Копуша ты, Варя !» - не выдержал отец .
возникли проблемы?
не получилось?
Самопроверка
- « Умница (ж.р.) !» - сказала мама Вере (ж.р.) .
- «Что же ты за непоседа (м.р.) !» - воскликнула бабушка, глядя на внука (м.р.) .
- « Копуша (ж.р.) ты, Варя (ж.р.) !» - не выдержал отец.
Перестройте предложения,
изменив род опорного слова.
Интрига
Существительные общего рода
Движение темы
Существительные общего рода
- качества людей
+ качества людей
Движение темы
Пустомеля, рёва, ябеда, тихоня, соня, плакса, чистюля, лежебока, трудяга, сирота, забияка, неряха, белоручка, милашка, обжора, душка.
говорят о положительных качествах человека,
а какие об отрицательных?
- Какое существительное
- не включили ни в одну группу? Почему?
- Укажите синонимы.
Самопроверка
+
милашка
душка
чистюля
трудяга
-
пустомеля
рёва
ябеда
тихоня
соня
плакса
лежебока
забияка
неряха
белоручка
обжора
нейтральное значение
сирота
общего рода
рассказывает ваш учебник?
- О чем сегодня мы не говорили?
Физминутка
Физминутка
Движение темы
- Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.
- «Ах ты, обжора! Ах злодей!» - тут Ваську повар укоряет.
- «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» – про дождик говорит на ниве камень лежа.
- Кто автор этих строк?
- Укажите существительные общего рода.
- Определите их контекстуальный род.
Движение темы
- Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку (м.р.) .
- «Ах ты, о бжора (м.р.) ! Ах злодей!» - тут Ваську (м.р.) повар укоряет.
- «Как расшумелся здесь! Какой невежа (м.р.) !» – про дождик (м.р.) говорит на ниве камень лежа.
Какая эмоциональная окраска у
данных существительных общего рода ?
Подбери словечко!
Тут не стадо ли коров?
Нет! Это не коровушка!
Это наша …
Подбери словечко!
Вот подходит к детворе,
Затевает драку,
Все боятся во дворе
Такого …
Подбери словечко!
… - говядина!
Три копейки дадено!
Какой это малый жанр
народного творчества?
«О ком так говорят?»
«Подведем итог!»
- Что нового узнали на уроке?
- Как определить род существительного общего рода?
Рефлексия
Поменяйтесь, пожалуйста,
тетрадями и напишите своему соседу
по парте, используя существительные
общего рода с положительной окраской
несколько словосочетаний,
чтобы продемонстрировать хорошие качества.
Рефлексия