СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Существительные общего рода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка "Существительные общего рода" содержит объяснение нового материала в простой и доступной для школьников форме. Задания для закрепления интересные, основанный на литературном материале. Есть нестандартные задания. Урок соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Существительные общего рода"»

Существительные общего рода Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №32 города Братска Туголукова Елена Николаевна

Существительные общего рода

Выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №32 города Братска

Туголукова Елена Николаевна

Лексическая работа 1. Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов. 2.Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты. 3. Спортивная игра в мяч на воде. 4. Низкорослая шотландская лошадь. 5. Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей. 6. Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.

Лексическая работа

1. Здание, предназначенное для стоянки, ремонта

электровозов и вагонов.

2.Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты.

3. Спортивная игра в мяч на воде.

4. Низкорослая шотландская лошадь.

5. Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей.

6. Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.

Самопроверка Какое слово , с вашей точки зрения, лишнее? Почему?  1.  депо 2. табло 3. поло 4. пони 5. филе 6. тире

Самопроверка

  • Какое слово , с вашей точки зрения, лишнее?
  • Почему?

1. депо

2. табло

3. поло

4. пони

5. филе

6. тире

Самопроверка  1. депо – ср.р. 2. табло – ср.р. 3. поло – ср.р. 4. пони – м.р. 5. филе – ср.р. 6. тире – ср.р.

Самопроверка

1. депо – ср.р.

2. табло – ср.р.

3. поло – ср.р.

4. пони – м.р.

5. филе – ср.р.

6. тире – ср.р.

Ты – мне, я – тебе! Заимствованные женские фамилии на согласный склоняемые или нет? Составить по образцу вопросы по теории, чтобы задать одноклассникам по цепочке. С какой грамматической категорий существительного работали все последние уроки? Что нового о ней узнали?

Ты – мне, я – тебе!

Заимствованные женские фамилии на согласный склоняемые или нет?

Составить по образцу вопросы по теории,

чтобы задать одноклассникам по цепочке.

  • С какой грамматической категорий

существительного работали все последние уроки?

  • Что нового о ней узнали?
«Опросик» Склонение существительного категория постоянная или непостоянная? Какие ещё постоянные категории существительного помните? С какой хотели бы поработать сегодня?

«Опросик»

  • Склонение существительного категория постоянная или непостоянная?
  • Какие ещё постоянные категории существительного помните?
  • С какой хотели бы поработать сегодня?

Повторяем всё, что знаем! РОД                      мужской (он, мой) женский  средний (она, моя) (оно, моё) Приведите примеры!

Повторяем всё, что знаем!

РОД

мужской

(он, мой)

женский

средний

(она, моя)

(оно, моё)

Приведите примеры!

Интрига «Умница!» - сказала мама Вере. «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка, глядя на внука. «Копуша ты, Варя!» - не выдержал отец.  Мальчики выписывают существительные мужского рода, а девочки – женского рода.

Интрига

  • «Умница!» - сказала мама Вере.
  • «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка, глядя на внука.
  • «Копуша ты, Варя!» - не выдержал отец.

Мальчики выписывают

существительные мужского рода,

а девочки – женского рода.

Самопроверка «Умница!» - сказала мама Вере . «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка , глядя на внука . «Копуша ты, Варя !» - не выдержал отец .  С какими словами  возникли проблемы? Почему род определить не получилось?

Самопроверка

  • «Умница!» - сказала мама Вере .
  • «Что же ты за непоседа!» - воскликнула бабушка , глядя на внука .
  • «Копуша ты, Варя !» - не выдержал отец .

  • С какими словами

возникли проблемы?

  • Почему род определить

не получилось?

Самопроверка « Умница (ж.р.) !» - сказала мама Вере (ж.р.) . «Что же ты за непоседа (м.р.) !» - воскликнула бабушка, глядя на внука (м.р.) . « Копуша  (ж.р.) ты, Варя (ж.р.) !» - не выдержал отец.  Перестройте предложения,  изменив род опорного слова.

Самопроверка

  • « Умница (ж.р.) !» - сказала мама Вере (ж.р.) .
  • «Что же ты за непоседа (м.р.) !» - воскликнула бабушка, глядя на внука (м.р.) .
  • « Копуша (ж.р.) ты, Варя (ж.р.) !» - не выдержал отец.

Перестройте предложения,

изменив род опорного слова.

Интрига Существительные общего рода

Интрига

Существительные общего рода

Движение темы Существительные общего рода - качества людей + качества людей

Движение темы

Существительные общего рода

- качества людей

+ качества людей

Движение темы Пустомеля, рёва, ябеда, тихоня, соня, плакса, чистюля, лежебока, трудяга, сирота, забияка, неряха, белоручка, милашка, обжора, душка. Какие существительные говорят о положительных качествах человека, а какие об отрицательных? Какое существительное  не включили ни в одну группу? Почему? Укажите синонимы.

Движение темы

Пустомеля, рёва, ябеда, тихоня, соня, плакса, чистюля, лежебока, трудяга, сирота, забияка, неряха, белоручка, милашка, обжора, душка.

  • Какие существительные

говорят о положительных качествах человека,

а какие об отрицательных?

  • Какое существительное
  • не включили ни в одну группу? Почему?
  • Укажите синонимы.
Самопроверка + милашка душка чистюля трудяга - пустомеля рёва ябеда тихоня соня плакса лежебока забияка неряха  белоручка обжора нейтральное значение   сирота Что о существительных  общего рода рассказывает ваш учебник? О чем сегодня мы не говорили?

Самопроверка

+

милашка

душка

чистюля

трудяга

-

пустомеля

рёва

ябеда

тихоня

соня

плакса

лежебока

забияка

неряха

белоручка

обжора

нейтральное значение

сирота

  • Что о существительных

общего рода

рассказывает ваш учебник?

  • О чем сегодня мы не говорили?
Физминутка

Физминутка

Физминутка

Физминутка

Движение темы Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. «Ах ты, обжора! Ах злодей!» - тут Ваську повар укоряет. «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» – про дождик говорит на ниве камень лежа.   Кто автор этих строк? Укажите существительные общего рода. Определите их контекстуальный род.

Движение темы

  • Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.
  • «Ах ты, обжора! Ах злодей!» - тут Ваську повар укоряет.
  • «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» – про дождик говорит на ниве камень лежа.

  • Кто автор этих строк?
  • Укажите существительные общего рода.
  • Определите их контекстуальный род.
Движение темы Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку (м.р.) . «Ах ты, о бжора (м.р.) ! Ах злодей!» - тут Ваську  (м.р.) повар укоряет. «Как расшумелся здесь! Какой невежа (м.р.) !» – про дождик  (м.р.) говорит на ниве камень лежа.   Какая эмоциональная окраска у данных существительных общего рода ?

Движение темы

  • Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку (м.р.) .
  • «Ах ты, о бжора (м.р.) ! Ах злодей!» - тут Ваську (м.р.) повар укоряет.
  • «Как расшумелся здесь! Какой невежа (м.р.) !» – про дождик (м.р.) говорит на ниве камень лежа.

Какая эмоциональная окраска у

данных существительных общего рода ?

Подбери словечко! Тут не стадо ли коров? Нет! Это не коровушка! Это наша …

Подбери словечко!

Тут не стадо ли коров?

Нет! Это не коровушка!

Это наша …

Подбери словечко! Вот подходит к детворе, Затевает драку, Все боятся во дворе Такого …

Подбери словечко!

Вот подходит к детворе,

Затевает драку,

Все боятся во дворе

Такого …

Подбери словечко! … - говядина! Три копейки дадено!  Какой это малый жанр народного творчества?

Подбери словечко!

- говядина!

Три копейки дадено!

Какой это малый жанр

народного творчества?

«О ком так говорят?»

«О ком так говорят?»

«Подведем итог!» Что нового узнали на уроке? Как определить род существительного общего рода?

«Подведем итог!»

  • Что нового узнали на уроке?
  • Как определить род существительного общего рода?

Рефлексия Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и напишите своему соседу по парте, используя существительные общего рода с положительной окраской несколько словосочетаний, чтобы продемонстрировать хорошие качества.

Рефлексия

Поменяйтесь, пожалуйста,

тетрадями и напишите своему соседу

по парте, используя существительные

общего рода с положительной окраской

несколько словосочетаний,

чтобы продемонстрировать хорошие качества.

Рефлексия

Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!