СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор числительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является авторской разработкой дидактического материала к уроку по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор числительного"»

2 1 3 4

2

1

3

4

2 1 С 3 4 о ч и

2

1

С

3

4

о

ч

и

2 к 1 е С 3 р 4 о ч л и и н г

2

к

1

е

С

3

р

4

о

ч

л

и

и

н

г

2 к 1 е С 3 р 4 б о ч л о и б и н с г л е й

2

к

1

е

С

3

р

4

б

о

ч

л

о

и

б

и

н

с

г

л

е

й

2 к 1 С 3 е 4 р о б л ч о с и к и б с е н л г л е е т й о н

2

к

1

С

3

е

4

р

о

б

л

ч

о

с

и

к

и

б

с

е

н

л

г

л

е

е

т

й

о

н

2 к 1 е 3 С р 4 б о б л и с о ч к и и б а н с е т г л л л о е е т н й о н

2

к

1

е

3

С

р

4

б

о

б

л

и

с

о

ч

к

и

и

б

а

н

с

е

т

г

л

л

л

о

е

е

т

н

й

о

н

Олимпиада – вид состязаний Лингвистика – наука о языке

Олимпиада – вид состязаний

Лингвистика – наука о языке

2 2 к к 1 1 е 3 С С е 3 4 р р 4 б б б о о б о с ч л и л ч и с о и к и к а и б и б а н е с т н с т е г л г л л л л л е о е о е е т т н н й й о о н н

2

2

к

к

1

1

е

3

С

С

е

3

4

р

р

4

б

б

б

о

о

б

о

с

ч

л

и

л

ч

и

с

о

и

к

и

к

а

и

б

и

б

а

н

е

с

т

н

с

т

е

г

л

г

л

л

л

л

л

е

о

е

о

е

е

т

т

н

н

й

й

о

о

н

н

Тема урока: Морфологический разбор имени числительного Девиз урока Расчет во всяком деле нужен, И ты с числительным будь дружен!!!

Тема урока: Морфологический разбор имени числительного

Девиз урока

Расчет во всяком деле нужен,

И ты с числительным будь дружен!!!

Часть речи Вопрос Значение Морфологические признаки  Постоянные Непостоянные Синтаксическая роль

Часть речи

Вопрос

Значение

Морфологические

признаки

Постоянные

Непостоянные

Синтаксическая

роль

Лингвистический кёрлинг Разминка: «Верю - не верю»   Числительное обозначает порядок при счет? Числительное обозначает признак? Числительное обозначает количество? Отвечает на вопрос ЧТО? Отвечает на вопрос КАКОЙ? Отвечает на вопрос ЧЕЙ?

Лингвистический кёрлинг

Разминка: «Верю - не верю»

  • Числительное обозначает порядок при счет?
  • Числительное обозначает признак?
  • Числительное обозначает количество?
  • Отвечает на вопрос ЧТО?
  • Отвечает на вопрос КАКОЙ?
  • Отвечает на вопрос ЧЕЙ?
Обобщаем: Числительное – это часть речи, которая обозначает ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО и ПОРЯДОК при счете, отвечает на вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ?  Дополняем блок-схему I .Часть речи - ____________________ Общее значение (вопрос) __________

Обобщаем:

  • Числительное – это

часть речи, которая обозначает ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО и ПОРЯДОК при счете, отвечает на вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ?

Дополняем блок-схему

I .Часть речи - ____________________

Общее значение (вопрос) __________

Лингвистический кёрлинг Каждой команде дается мишень (4слова), запишите их в тетрадь. Ваша задача: выбить (найти и подчеркнуть) лишнее слово из мишени 1 команда. Удвоить, двоиться, второй, раздвоить 2 команда. Семь, семеро, седьмой, семидесятилетие 3 команда. Три, третий, тройной, трое

Лингвистический кёрлинг

  • Каждой команде дается мишень (4слова), запишите их в тетрадь.
  • Ваша задача: выбить (найти и подчеркнуть) лишнее слово из мишени
  • 1 команда.

Удвоить, двоиться, второй,

раздвоить

  • 2 команда.

Семь, семеро, седьмой,

семидесятилетие

  • 3 команда.

Три, третий, тройной, трое

Лингвистический кёрлинг Раздвоить Второй Двоиться Удвоить 1 команда

Лингвистический кёрлинг

Раздвоить

Второй

Двоиться

Удвоить

1 команда

Лингвистический кёрлинг Семидесятилетие  Седьмой  Семеро Семь 2 команда

Лингвистический кёрлинг

Семидесятилетие

Седьмой

Семеро

Семь

2 команда

Лингвистический кёрлинг Трое Тройной Третий Три 3 команда

Лингвистический кёрлинг

Трое

Тройной

Третий

Три

3 команда

Лингвистический биатлон  1 этап - гонка  1. Распределите признаки на 3 столбика: Постоянные Непостоянные Лишние признаки признаки Относительные, количественные, простые, краткая форма, целые, притяжательные, дробные, число, падеж, собирательные, порядковые, спряжение, составные, род

Лингвистический биатлон 1 этап - гонка

  • 1. Распределите признаки на 3 столбика:

Постоянные Непостоянные Лишние

признаки признаки

Относительные, количественные, простые,

краткая форма, целые, притяжательные,

дробные, число, падеж, собирательные,

порядковые, спряжение, составные, род

Проверяем результат  1. Распределите признаки на 3 столбика: Постоянные Непостоянные Лишние признаки признаки  Количественные целые дробные собирательные  Порядковые  Простые составные Падеж Число Род     Относительные Краткая форма Притяжательные Спряжение

Проверяем результат

  • 1. Распределите признаки на 3 столбика:

Постоянные Непостоянные Лишние

признаки признаки

Количественные

целые

дробные

собирательные

Порядковые

Простые составные

Падеж

Число

Род

Относительные

Краткая форма

Притяжательные

Спряжение

Дополняем блок-схему I .Часть речи - числительное Общее значение (вопрос)  сколько? какой? II . Морфологические признаки Н.Ф. – Им. падеж Постоянные Разряд по составу:     Простые Составные  Разряд по значению:     Количественные Порядковые  целые  дробные  собирательные Непостоянные Падеж Число Род

Дополняем блок-схему

I .Часть речи - числительное

Общее значение (вопрос) сколько? какой?

II . Морфологические признаки

Н.Ф. – Им. падеж

Постоянные

Разряд по составу:

 

Простые Составные

Разряд по значению:

 

Количественные Порядковые

целые

дробные

собирательные

Непостоянные

Падеж

Число

Род

Лингвистический биатлон  2 этап  - стрельба 1.Найти все числительные, выписать в тетрадь, разделив на 2 столбика ( по разряду) 2. Над каждым словом указать: простое или составное. Порядковые Количественные Седьмого февраля 2014 года в 20 часов14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк

Лингвистический биатлон 2 этап - стрельба

  • 1.Найти все числительные, выписать в тетрадь, разделив на 2 столбика ( по разряду)

2. Над каждым словом указать: простое или составное.

Порядковые

Количественные

Седьмого февраля 2014 года в 20 часов14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк

Проверяем  2 выстрел 1 выстрел Количественные (сколько?) 1 Двадцать 2. Четырнадцать 3. Двое Порядковые (какой?) 1. Седьмого 2. Две тысячи четырнадцатого 3. Двадцать вторых 3 выстрел Простые 1. Седьмого 2. Двадцать 3. Четырнадцать 4. Двое Составные 1. Две тысячи четырнадцатого 2. Двадцать вторых

Проверяем

2 выстрел

1 выстрел

Количественные

(сколько?)

1 Двадцать

2. Четырнадцать

3. Двое

Порядковые

(какой?)

1. Седьмого

2. Две тысячи

четырнадцатого

3. Двадцать вторых

3 выстрел

Простые

1. Седьмого

2. Двадцать

3. Четырнадцать

4. Двое

Составные

1. Две тысячи

четырнадцатого

2. Двадцать вторых

Лингвистический биатлон (3 этап – гонка)  Седьмого февраля 2014 года в 20 часов 14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк 1 команда 3 команда 2 команда в 20 часов 2014 года Седьмого февраля В.П  Р.П  Р.П  двое спортсменов 14 минут XXII Игр И.П  В.П  Р.П  Устно определить падеж числительных

Лингвистический биатлон (3 этап – гонка)

Седьмого февраля 2014 года в 20 часов 14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк

1 команда

3 команда

2 команда

в 20 часов

2014 года

Седьмого февраля

В.П

Р.П

Р.П

двое спортсменов

14 минут

XXII Игр

И.П

В.П

Р.П

Устно определить падеж числительных

Дополняем блок-схему I .Часть речи - числительное Общее значение (вопрос)  сколько? какой? II . Морфологические признаки Н.Ф. – Им. падеж Постоянные Разряд по составу:     Простые Составные  Разряд по значению:     Количественные Порядковые  целые  дробные  собирательные Непостоянные Падеж Число Род Синтаксическая роль числительного III. Синтаксическая роль Может быть любым членом предложения

Дополняем блок-схему

I .Часть речи - числительное

Общее значение (вопрос) сколько? какой?

II . Морфологические признаки

Н.Ф. – Им. падеж

Постоянные

Разряд по составу:

 

Простые Составные

Разряд по значению:

 

Количественные Порядковые

целые

дробные

собирательные

Непостоянные

Падеж Число Род

Синтаксическая роль числительного

III. Синтаксическая роль

Может быть любым членом предложения

Синтаксический скелетон Ваша задача: проехать трассу на санках, для этого спишите предложение вашей команды, определите, каким членом предложения является числительное, и подчеркните. Другим командам - показать: подлежащее – махи одной рукой, сказуемое – двумя, определение – волна, дополнение – рывки руками, обстоятельство – рывки руками с раскрытием  1. В число олимпийских видов спорта скелетон вошел в 1928 году  2. Первое «золото» по скелетону в истории России завоевал Александр Третьяков.  3. Это было на чемпионате мира в 2013 в Санкт-Морице.

Синтаксический скелетон

  • Ваша задача: проехать трассу на санках, для этого спишите предложение вашей команды, определите, каким членом предложения является числительное, и подчеркните.
  • Другим командам - показать: подлежащее – махи одной рукой, сказуемое – двумя, определение – волна, дополнение – рывки руками, обстоятельство – рывки руками с раскрытием
  • 1. В число олимпийских видов спорта скелетон вошел в 1928 году
  • 2. Первое «золото» по скелетону в истории России завоевал Александр Третьяков.
  • 3. Это было на чемпионате мира в 2013 в Санкт-Морице.
Блок-схема «Разбор числительного» I .Часть речи - числительное Общее значение (вопрос)  сколько? какой? II . Морфологические признаки Н.Ф. – Им. падеж Постоянные Разряд по составу:     Простые Составные  Разряд по значению:     Количественные Порядковые  целые  дробные  собирательные Непостоянные Падеж Число Род III. Синтаксическая роль Может быть любым членом предложения

Блок-схема «Разбор числительного»

I .Часть речи - числительное

Общее значение (вопрос) сколько? какой?

II . Морфологические признаки

Н.Ф. – Им. падеж

Постоянные

Разряд по составу:

 

Простые Составные

Разряд по значению:

 

Количественные Порядковые

целые

дробные

собирательные

Непостоянные

Падеж Число Род

III. Синтаксическая роль

Может быть любым членом предложения

Морфологический бобслей I .Часть речи - числительное Общее значение (вопрос)  сколько? какой? История бобслея началась в Швейцарии в 1888 году.  II . Морфологические признаки Н.Ф. – Им. падеж Постоянные Разряд по составу:     Простые Составные  Разряд по значению:     Количественные Порядковые  целые  дробные  собирательные Непостоянные Падеж Число Род 1. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом (году) – числ., какой? 2. Н.Ф. – тысяча восемьсот восемьдесят восьмой; составное, порядковое; в П.п, ед.ч., м.р. III. Синтаксическая роль Может быть любым членом предложения 3. Началась (когда?) в тысяча восемьсот ___ . ___ . ____ . ____ . ___ . ___  восемьдесят восьмом (году) ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___

Морфологический бобслей

I .Часть речи - числительное

Общее значение (вопрос) сколько? какой?

  • История бобслея началась в Швейцарии в 1888 году.

II . Морфологические признаки

Н.Ф. – Им. падеж

Постоянные

Разряд по составу:

 

Простые Составные

Разряд по значению:

 

Количественные Порядковые

целые

дробные

собирательные

Непостоянные

Падеж Число Род

1. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом (году) – числ., какой?

2. Н.Ф. – тысяча восемьсот восемьдесят восьмой;

составное, порядковое;

в П.п, ед.ч., м.р.

III. Синтаксическая роль

Может быть любым членом предложения

3. Началась (когда?) в тысяча восемьсот

___ . ___ . ____ . ____ . ___ . ___

восемьдесят восьмом (году)

___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___

Контрольный заезд 1. Двое (саней) – числ. (сколько?) 2. Н.Ф. – двое; пост.признаки: количественное, собирательное, простое; непост.признаки: в В.п. 3. Соединил (что?) двое саней (доп.)  ------- -------- -------- ----------  Английский путешественник Уилсон Смит, решив скатиться с горы, соединил двое саней при помощи доски и, сам того не ведая, изобрел новый вид спорта. Все правильно – 5 баллов,  1-2 ошибки – 4 балла,  3-4 ошибки – 3 балла,  больше 4-х, надо пройти трассу еще раз

Контрольный заезд

1. Двое (саней) – числ. (сколько?)

2. Н.Ф. – двое; пост.признаки: количественное, собирательное, простое; непост.признаки:

в В.п.

3. Соединил (что?) двое саней (доп.)

------- -------- -------- ----------

  • Английский путешественник Уилсон Смит, решив скатиться с горы, соединил двое саней при помощи доски и, сам того не ведая, изобрел новый вид спорта.

Все правильно – 5 баллов,

1-2 ошибки – 4 балла,

3-4 ошибки – 3 балла,

больше 4-х, надо пройти трассу еще раз

Команды  Личный зачет 1 1 3 2 3 2

Команды

Личный зачет

1

1

3

2

3

2

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?  2. Чему мы научились?  Тема понятна – красная карточка Есть вопросы – зеленая карточка Не понял тему – синяя карточка 1 3 2
  • Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

2. Чему мы научились?

Тема понятна – красная карточка

Есть вопросы – зеленая карточка

Не понял тему – синяя карточка

1

3

2

Домашнее задание : Параграф 67 Задание на выбор: 1. Упражнение № 384 по заданию 2. Выписать из СМИ текст ос обытиях олимпиады из 4-5 предложений с использованием числительных и выполнить морфологический разбор двух числительных

Домашнее задание :

Параграф 67

Задание на выбор:

1. Упражнение № 384 по заданию

2. Выписать из СМИ текст ос обытиях олимпиады из 4-5 предложений с использованием числительных и выполнить морфологический разбор двух числительных

Задание. Прочитайте вслух стихи, написанные цифрами . Пушкин 714, 15, 3247, 16, 318, 140, 327, 3, 28, 220, 126, 145, 615, 18, 2225. 713, 116, 512, 43, 2 000 000, 320, 17, 333. Маяковский 2, 46, 38, 1, Весёлые  116, 14, 20! 15, 14, 21, 14, 0, 17! 2, 15, 42, 42, 15 37, 0, 8, 5 20, 20, 20!  Частушки 117, 117 19, 9, 5! 117, 117 48, 35!

Задание. Прочитайте вслух стихи, написанные цифрами .

Пушкин

714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327,

3, 28, 220, 126, 145,

615, 18, 2225.

713, 116, 512, 43,

2 000 000, 320, 17, 333.

Маяковский 2, 46, 38, 1,

Весёлые

116, 14, 20!

15, 14, 21,

14, 0, 17!

2, 15, 42,

42, 15

37, 0, 8, 5

20, 20, 20!

Частушки

117, 117

19, 9, 5!

117, 117

48, 35!