2
1
3
4
2
1
С
3
4
о
ч
и
2
к
1
е
С
3
р
4
о
ч
л
и
и
н
г
2
к
1
е
С
3
р
4
б
о
ч
л
о
и
б
и
н
с
г
л
е
й
2
к
1
С
3
е
4
р
о
б
л
ч
о
с
и
к
и
б
с
е
н
л
г
л
е
е
т
й
о
н
2
к
1
е
3
С
р
4
б
о
б
л
и
с
о
ч
к
и
и
б
а
н
с
е
т
г
л
л
л
о
е
е
т
н
й
о
н
Олимпиада – вид состязаний
Лингвистика – наука о языке
2
2
к
к
1
1
е
3
С
С
е
3
4
р
р
4
б
б
б
о
о
б
о
с
ч
л
и
л
ч
и
с
о
и
к
и
к
а
и
б
и
б
а
н
е
с
т
н
с
т
е
г
л
г
л
л
л
л
л
е
о
е
о
е
е
т
т
н
н
й
й
о
о
н
н
Тема урока: Морфологический разбор имени числительного
Девиз урока
Расчет во всяком деле нужен,
И ты с числительным будь дружен!!!
Часть речи
Вопрос
Значение
Морфологические
признаки
Постоянные
Непостоянные
Синтаксическая
роль
Лингвистический кёрлинг
Разминка: «Верю - не верю»
- Числительное обозначает порядок при счет?
- Числительное обозначает признак?
- Числительное обозначает количество?
- Отвечает на вопрос ЧТО?
- Отвечает на вопрос КАКОЙ?
- Отвечает на вопрос ЧЕЙ?
Обобщаем:
часть речи, которая обозначает ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО и ПОРЯДОК при счете, отвечает на вопросы СКОЛЬКО? КАКОЙ?
Дополняем блок-схему
I .Часть речи - ____________________
Общее значение (вопрос) __________
Лингвистический кёрлинг
- Каждой команде дается мишень (4слова), запишите их в тетрадь.
- Ваша задача: выбить (найти и подчеркнуть) лишнее слово из мишени
Удвоить, двоиться, второй,
раздвоить
Семь, семеро, седьмой,
семидесятилетие
Три, третий, тройной, трое
Лингвистический кёрлинг
Раздвоить
Второй
Двоиться
Удвоить
1 команда
Лингвистический кёрлинг
Семидесятилетие
Седьмой
Семеро
Семь
2 команда
Лингвистический кёрлинг
Трое
Тройной
Третий
Три
3 команда
Лингвистический биатлон 1 этап - гонка
- 1. Распределите признаки на 3 столбика:
Постоянные Непостоянные Лишние
признаки признаки
Относительные, количественные, простые,
краткая форма, целые, притяжательные,
дробные, число, падеж, собирательные,
порядковые, спряжение, составные, род
Проверяем результат
- 1. Распределите признаки на 3 столбика:
Постоянные Непостоянные Лишние
признаки признаки
Количественные
целые
дробные
собирательные
Порядковые
Простые составные
Падеж
Число
Род
Относительные
Краткая форма
Притяжательные
Спряжение
Дополняем блок-схему
I .Часть речи - числительное
Общее значение (вопрос) сколько? какой?
II . Морфологические признаки
Н.Ф. – Им. падеж
Постоянные
Разряд по составу:
Простые Составные
Разряд по значению:
Количественные Порядковые
целые
дробные
собирательные
Непостоянные
Падеж
Число
Род
Лингвистический биатлон 2 этап - стрельба
- 1.Найти все числительные, выписать в тетрадь, разделив на 2 столбика ( по разряду)
2. Над каждым словом указать: простое или составное.
Порядковые
Количественные
Седьмого февраля 2014 года в 20 часов14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк
Проверяем
2 выстрел
1 выстрел
Количественные
(сколько?)
1 Двадцать
2. Четырнадцать
3. Двое
Порядковые
(какой?)
1. Седьмого
2. Две тысячи
четырнадцатого
3. Двадцать вторых
3 выстрел
Простые
1. Седьмого
2. Двадцать
3. Четырнадцать
4. Двое
Составные
1. Две тысячи
четырнадцатого
2. Двадцать вторых
Лингвистический биатлон (3 этап – гонка)
Седьмого февраля 2014 года в 20 часов 14 минут по местному времени, в городе Сочи, на стадионе «Фишт», состоялась Церемония открытия XXII зимних Олимпийских Игр. Чашу Олимпийского огня зажгли двое российских спортсменов: фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк
1 команда
3 команда
2 команда
в 20 часов
2014 года
Седьмого февраля
В.П
Р.П
Р.П
двое спортсменов
14 минут
XXII Игр
И.П
В.П
Р.П
Устно определить падеж числительных
Дополняем блок-схему
I .Часть речи - числительное
Общее значение (вопрос) сколько? какой?
II . Морфологические признаки
Н.Ф. – Им. падеж
Постоянные
Разряд по составу:
Простые Составные
Разряд по значению:
Количественные Порядковые
целые
дробные
собирательные
Непостоянные
Падеж Число Род
Синтаксическая роль числительного
III. Синтаксическая роль
Может быть любым членом предложения
Синтаксический скелетон
- Ваша задача: проехать трассу на санках, для этого спишите предложение вашей команды, определите, каким членом предложения является числительное, и подчеркните.
- Другим командам - показать: подлежащее – махи одной рукой, сказуемое – двумя, определение – волна, дополнение – рывки руками, обстоятельство – рывки руками с раскрытием
- 1. В число олимпийских видов спорта скелетон вошел в 1928 году
- 2. Первое «золото» по скелетону в истории России завоевал Александр Третьяков.
- 3. Это было на чемпионате мира в 2013 в Санкт-Морице.
Блок-схема «Разбор числительного»
I .Часть речи - числительное
Общее значение (вопрос) сколько? какой?
II . Морфологические признаки
Н.Ф. – Им. падеж
Постоянные
Разряд по составу:
Простые Составные
Разряд по значению:
Количественные Порядковые
целые
дробные
собирательные
Непостоянные
Падеж Число Род
III. Синтаксическая роль
Может быть любым членом предложения
Морфологический бобслей
I .Часть речи - числительное
Общее значение (вопрос) сколько? какой?
- История бобслея началась в Швейцарии в 1888 году.
II . Морфологические признаки
Н.Ф. – Им. падеж
Постоянные
Разряд по составу:
Простые Составные
Разряд по значению:
Количественные Порядковые
целые
дробные
собирательные
Непостоянные
Падеж Число Род
1. В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом (году) – числ., какой?
2. Н.Ф. – тысяча восемьсот восемьдесят восьмой;
составное, порядковое;
в П.п, ед.ч., м.р.
III. Синтаксическая роль
Может быть любым членом предложения
3. Началась (когда?) в тысяча восемьсот
___ . ___ . ____ . ____ . ___ . ___
восемьдесят восьмом (году)
___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___ . ___
Контрольный заезд
1. Двое (саней) – числ. (сколько?)
2. Н.Ф. – двое; пост.признаки: количественное, собирательное, простое; непост.признаки:
в В.п.
3. Соединил (что?) двое саней (доп.)
------- -------- -------- ----------
- Английский путешественник Уилсон Смит, решив скатиться с горы, соединил двое саней при помощи доски и, сам того не ведая, изобрел новый вид спорта.
Все правильно – 5 баллов,
1-2 ошибки – 4 балла,
3-4 ошибки – 3 балла,
больше 4-х, надо пройти трассу еще раз
Команды
Личный зачет
1
1
3
2
3
2
- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
2. Чему мы научились?
Тема понятна – красная карточка
Есть вопросы – зеленая карточка
Не понял тему – синяя карточка
1
3
2
Домашнее задание :
Параграф 67
Задание на выбор:
1. Упражнение № 384 по заданию
2. Выписать из СМИ текст ос обытиях олимпиады из 4-5 предложений с использованием числительных и выполнить морфологический разбор двух числительных
Задание. Прочитайте вслух стихи, написанные цифрами .
Пушкин
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.
Маяковский 2, 46, 38, 1,
Весёлые
116, 14, 20!
15, 14, 21,
14, 0, 17!
2, 15, 42,
42, 15
37, 0, 8, 5
20, 20, 20!
Частушки
117, 117
19, 9, 5!
117, 117
48, 35!