Управление образования администрации муниципального образования
город Алексин Тульская область
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13»
Учитель математики Чернышова Н.Н.
Построение сечений
- Построение сечений многогранников можно осуществлять на основании аксиом стереометрии и теорем о параллельности прямых и плоскостей.
- Вместе с тем, существуют определенные методы построения плоских сечений многогранников. Наиболее эффективными являются следующие три метода:
- метод следов
- метод внутреннего проектирования
- комбинированный метод
Построение сечений
- Построение на основании аксиом стереометрии и теорем о параллельности прямых и плоскостей
-Задача №1
-Задача №2
-Задача №3
№ 1. Построить сечение, определенное точками K, L, С.
Решение :
S
K
L
2. Прямая СL
В
3. Прямая КL
∆ КСL – сечение
А
С
N2. Построить сечение, определяемое параллельными прямыми АА 1 и CC 1 .
Решение :
В 1
С 1
1. Прямая А 1 С 1
А 1
2. Прямая АС
D 1
АА 1 С 1 С - сечение
В
С
А
D
№ 3. Построить сечение, определяемое пересекающимися прямыми АС 1 и А 1 С.
В 1
С 1
Решение :
1. Прямые А 1 С и АС 1
А 1
D 1
2. Прямые АС и А 1 С 1
3. Прямые АА 1 и СС 1
В
С
АА 1 С 1 С – искомое сечение
А
D
Метод следов
- Прямая, по которой секущая плоскость α пересекает плоскость основания многогранника, называется следом плоскости α в плоскости этого основания.
- Из определения следует, что в каждой его точке пересекаются прямые, одна из которых лежит в секущей плоскости, другая – в плоскости основания. Именно это свойство следов используется при построении плоских сечений многогранников методом следов. Причем в секущей плоскости удобно использовать такие прямые, которые пересекают ребра многогранника.
Построение
сечений
- Задача №4
-Задача №5
ЗАДАЧА №4
По строить сечение куба ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 плос -костью α, проходящей через точки P, R и M. Где М Є DD 1 , Р Є CC 1 ,а R Є ВА.
B 1
C 1
D 1
P
A 1
Решение :
K
2) CD∩ PR =F
N
B
3) FR
C
4) FR∩ AD =V
M
5) CB∩ FR =N
R
6) NP
D
7) NP∩BB 1 =K
V
A
F
8) KR
9) VM
PMVRK - исходное сечение
10) KP
11) RV
S
Постройте сечение четырехугольной пирамиды плоскостью МNК. ( М,N,К – произвольные точки на ребрах SВ, АD и SC)
ЗАДАЧА №5
М
К
P
Решение :
В
С
1)ВС ∩ МК=Е
E
.
R
2) EN ∩ CD=R
А
3) BA ∩ EN =F
D
4) FM ∩ SA=P
N
F
5) MK
6) KR
7) NR
MKRNP - искомое сечение
8) NP
9) PM
1)Общая часть круга и полуплоскости
2) Отрезок, соединяющий
вершину треугольника с
серединой противоположной
стороны.
г
г
с
е
т
е
м
н
1
3) Замкнутая плоская кривая,
все точки которой находятся
на одинаковом расстоянии
от некоторой точки
е
а
н
а
и
д
м
е
2
о
н
т
р
ь
о
к
о
с
ж
у
3
м
4)Параллелограмм с прямыми
углами
р
у
о
л
ь
м
и
п
к
г
н
о
я
4
е
и
е
д
и
н
ж
в
е
5)Преобразование, при котором
сохраняются расстояния между
любыми двумя точками
5
т
т
о
м
я
г
о
е
т
и
6
р
6)Геометрическое преобразование
п
р
д
м
и
и
а
а
7
7) Геометрическое тело, много-
гранник
и
ц
и
а
р
я
е
т
п
8
8) Вид выпуклого четырехуголь
ника
я
я
с
а
р
т
н
с
о
и
е
9
9) Длина отрезка прямой, соединя
ющей две очки на плоскости,
если … между ними
- Сущность этого метода состоит в том, что на некоторых этапах построения сечения применяется или метод следов, или метод внутреннего проектирования, а на других этапах построения этого сечения осуществляется с использованием теорем о параллельности в пространстве и др.
Комбиниро-ванный метод
Построение
сечений
Метод
внутреннего проектирования
-Задача №6
-Задача №7
Комбинированный метод
-Задача №8
P
ЗАДАЧА № 6
Постройте сечение пирамиды плоскостью α=(MHK) , где M Є PC, H Є PB, K Є PD.
.
M
Решение :
K
H
1) CB ∩MH = E
Q
С
2)CD ∩KM =Q
D
L
3)QE
А
4) QE∩ AD = L
F
В
5) QE∩ AB = F
E
6) FH
7)KL
MHFLK - искомое сечение
ЗАДАЧА №7
E 1
Построить сечение призмы ABCDEA 1 B 1 C 1 D 1 E 1 плоскостью α, которая задана следом k в плоскости ABC основания призмы и точкой М, принадлежащей ребру DD 1 .
D 1
A 1
M
C 1
T
B 1
F
D
E
Решение :
1) DC ∩ k = R
H
C
A
2) MR ∩ CC 1 = F
3) CB ∩ k = P
R
4) FP ∩ BB 1 = H
k
B
5) FD ∩ k = G
G
6) GH ∩ AA 1 = T
V
7) EA ∩ K = V
P
8) VT ∩ EE 1 = E 1
MFHTE 1 - искомое сечение
9)E 1 D 1
T
ЗАДАЧА №8
Постройте сечение параллелепипеда АВСDА 1 В 1 С 1 D 1 плоскостью α ,заданной точками и P,Q,R, если точка Р лежит на диагонали А 1 С 1 , точка Q - на ребре ВВ 1 и точка R- на ребре DD 1 .
С 1
R
H
P
А 1
В 1
M
N
D
С
Решение :
1) AC и BD
Q
P 1
2) PP 1 AC
E
3) P 1 B ∩PQ = E
В
А
4) DB ∩RQ = K
K
5 ) KE =d – след
6) α ∩ A 1 B 1 C 1 =HR
7) α ∩ AB B 1 A 1 = QM
8) HM
d
9) MQ ll RN
HRNQM - искомое сечение
10) QN
M
M
P
N
P
N
N
P
M
N
M
N
M
P
M
P
P
N
Постройте сечение
параллелепипеда
АВСDА 1 В 1 С 1 D 1 проходя-
щее через точки М лежа
щей на грани ABCD, N –
на грани AA 1 B 1 B, Р – на
грани ВВ 1 С 1 С.
12) XZ
ЗАДАЧА №9
Z
13) XZ ∩ A 1 B 1 = U
T
B 1
14) XZ ∩ AA 1 =F
C 1
U
P
A 1
D 1
F
Решение :
S
N
1) PP 1 и NN 1
2 ) PN и P 1 N 1
P 1
3) PN ∩ P 1 N 1 = X
B
C
Y
4) XM
R
5) AD ∩ XM =Q
N 1
M
A
D
6) XM ∩ CD = R
Q
7) BC ∩ XM =Y
X
8) PY
9) PY∩ B 1 C 1 = T
FUTSRQ – искомое сечение
10) PY ∩ СC 1 = S
11) ВВ 1 ∩ РY =Z
ЗАДАЧА №10
Постройте сечение пирамиды SАВСDЕ плоскостью α =(MFR),
если точки M,Fи R явля- ются внутренними точка ми ребер соответствен- но SА,SС и SЕ.
S
R
P
K
Решение :
M
Z
1) RM
2) RF
D
E
3) AD∩ EC=V
F
4) SV
H
5) RF∩ SV = K
V
C
N
6) DS∩ MK = P
A
7) RP
B
8) PF
9) EB
10) EB ∩ AD =H
MRPFN – искомое сечение
11) SH
12) SH∩ MP = Z
13) RZ
14) RZ ∩ SB = N
15) MN и FN
Заключение
Выявлена тенденция практической направленности заданий для разностороннего развития учащихся, где происходит:
- Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- Развитие математических способностей и мышления у учащихся;
- Развитие учащихся самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- Развитие исследовательских навыков.
Данная работа может быть использована учителем на уроках геометрии по теме «Сечение фигур», учащимися средних и старших классов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по математике, для углубленного изучения материала на факультативах и для самообразования. Выпускники средних школ должны не только овладеть материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы.