Урок одного уравнения
Решение тригонометрических уравнений различными способами
Презентация составлена учителем Грязновой А.К совместно с учащимися по материалам решения уравнений учащимися
МБОУ Кочневская СОШ Учитель Грязнова А.К.
Содержание
1 . Метод введения вспомогательного аргумента
2. Возведение обеих частей уравнения в квадрат
3. Использование тригонометрических формул
4. Сведение к однородному уравнению второй степени
5. Метод оценивания
6. Графический метод
7. Замена переменных
8. Универсальная тригонометрическая подстановка
1. Метод введения вспомогательного аргумента
Решить уравнение:
Решение. a = b = 1,
Получим:
Любое решение будет изображаться одной из этих точек.
Ответ: ;
2. Возведение обеих частей в квадрат
Возведение в квадрат неравносильное преобразование, поэтому полученные корни нужно будет проверять, подставив в исходное уравнение.
Решить уравнение:
Решение. Возведём обе части в квадрат
Т.к. ,
Проверка
2. Возведение обеих частей в квадрат (продолжение)
Т.е.
Решение.
Подставляя полученные значения переменной в уравнение, получим, что не все из них являются решением уравнения.
Посторонними являются числа вида
Т.к.
Т.к.
Ответ: ;
3. Использование тригонометрических формул
.
Решить уравнение:
Решение. Так как, приходим к уравнению
Преобразуем сумму синусов в произведение:
Ответ: ;
4. Сведение к однородному уравнению второй степени
.
Решить уравнение:
Решение. Используя формулы двойного угла для синуса и косинуса, а также основное тригонометрическое тождество, получим:
Значения х , при которых , не являются решением уравнения.
Разделим полученное уравнение на получим:
или
Ответ: ;
5. Метод оценивания
.
Решить уравнение:
Решение. Рассмотрим четыре случая.
а) Если четверти, то
Тогда ,
б) Если четверти, то
в) Если четверти, то
г) Если четверти, то
Продолжение
5. Метод оценивания (продолжение)
.
Итак, решением могут быть только числа в «граничных» точках (т.е. в точках пересечения числовой окружности с осями координат). Проверяя каждую из них, находим корни:
1.
2.
3.
4.
Ответ: ;
6. Графический метод
Решение. Если , то
Построим графики функций и
Абсциссы точек пересечения графиков являются решением уравнения.
Ответ:
7. Замена переменной
Решит уравнение
Решение. Выполним замену : . Тогда
Т.к. , то
Ответ:
8. Универсальная тригонометрическая подстановка
Решение.
Этот способ решения применяют лишь в том случае, когда не видно других путей решения.
Пусть . Тогда
Заметим, что корнями исходного уравнения не являются значения,
при которых не определён, т.е. , значит при
Выполнив замену, получим:
8. Универсальная тригонометрическая подстановка (продолжение)
Так как знаменатель дроби принимает только положительные значения, данное уравнение равносильно уравнению:
Ответ:
Справка №1 Метод введения вспомогательного аргумента
Поделив обе части на получим:
Справка №2 Сведение к однородному уравнению второй степени
Применим формулы двойного аргумента и основное тригонометрическое тождество
Выполнив тождественные преобразования получим однородное уравнение второй степени
Справка №3 Универсальная тригонометрическая подстановка
Полученное выражение поделим и умножим на (т.е. умножим на 1)
Справка №3 (продолжение) Универсальная тригонометрическая подстановка
Полученное выражение поделим и умножим на
=
Всего вам хорошего!!
Каждый способ решения научил нас чему-то полезному.
Когда–нибудь, например, на экзаменах или контрольной, именно один из них поможет решить сложное тригонометрическое уравнение.
Успехов в учёбе !!
Домашнее задание
1. Школьный тест в Дневнике. ру . (составитель Грязнова А.К.) «Тригонометрические уравнения»
http :// tests . dnevnik . ru /? test =22408& view = details & context = school
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/card/13127/metody-resheniya-trigonometricheskih-uravneniy-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-trigonome.html
(выйти по сноске и нажать - загрузить модуль).
Пояснение ко 2 заданию : Решаете самостоятельно; решение записать в тетрадь. Если возникают затруднение, то разбираетесь в представленной помощи в модуле.
Удачи!!
Использованные материала
- Научно практический журнал для старшеклассников «Математика для школьников» №1- 2008г
- Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала анализа для 10 класса общеобразовательных школ /М.: Просвещение, 2006г
- Программу для построения графиков функций Advanced Grapher 2.06
- Материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
- Картинка учитель http://pozitiv11.ru/wp-content/uploads/Nash-uchitel-dorogoy.jpg
http://fcior.edu.ru/card/13127/metody-resheniya-trigonometricheskih-uravneniy-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-trigonome.html