Задачи на проценты
Психологический настрой на работу на уроке
- Цель: рассмотреть решение задач на проценты составлением пропорции
- Задачи урока:
Образовательная: повторить понятие процента, сформировать умение решать задачи на проценты составлением пропорции.
Развивающая: создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.
Девиз урока
«Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»
Пифагор
Лови ошибку!
Мозговой штурм
1.Запишем 24% в виде дроби.
2.Умножим полученное число на 300
Решение:
24% = 0,24
300 ×0,24 =72
Ответ. 72
Мозговой штурм
Ответ. 3
Ответ.2
Ответ.14
Мозговой штурм
- Найдите: число, 9 % которого равны 18
Решение:
9% = 0,09
18 : 0,09 =200
Ответ. 200
Мозговой штурм
- Сколько процентов составляет 120 от 480
1.Разделим120 на 480
2.Полученный результат умножим на 100
Решение:
120 : 480 × 100% = 25%.
Ответ. 25%
Мозговой штурм
- Сколько процентов составляет:
а) число 17 от числа 100
Ответ.17%
б) число 10 от числа 5
Ответ.200%
Проверь себя сам!
- № 107 ( прием «Самоконтроль»)
Решение
1.400: 100 = 4 (г) сплава приходится на 1 %
2.4×62 = 248 (г) олова в сплаве
3.4 ×38=152 (г) или 400 – 248 = 152 (г) свинца в сплаве
Ответ. 248 г, 152 г
Проверь себя сам !
1.50 : 100 = 0,5( семян приходится на 1 %)
2.47 :0,5=94 (%)
Ответ. 94 %
1.12 + 18 = 30 дней составляет месяц
2.30 : 100 = 0,3 ( приходится на 1 %)
3.18:0,3= 60 % составили пасмурные дни
Ответ. 60 %
«Знание – самое ценное превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».
Ал – Бируни
Зачем нужны проценты ?
Проценты :
- позволяют выражать количественную связь между величинами;
- наглядно представлять информацию о связи величин;
Проценты широко применяются в большинстве областей науки и жизни:
- физика;
- химия,
- биология,
- экология,
- статистика,
- бизнес,
- генетика,
- фармакология
- Сядьте ровно,
- Всё ль в порядке?
- Открывайте – ка тетрадки
- И, какой сегодня день,
- Все запишем…
- Нам не лень!
Усвоение нового материала Один ум – хорошо, а много - лучше
Пример 1. Найдем 9 % от числа 45.
Решение. Пусть х – искомое число, тогда
45 - 100%
х - 9 %
45/х = 100/9 , х = (45* 9)/100 , х = 4,05
Ответ. 4,05
Усвоение нового материала
Пример 2.
Найдем число, 17 % которого равны 51.
Решение. Пусть х – искомое число, тогда
х – 100%
51 – 17%
х/51 = 100/17, х = (51*100)/17, х = 300
Ответ. 300
Усвоение нового материала
Пример 3. Сколько процентов составляет число 6 от числа 30?
Решение.
Пусть 6 от 30 составляет х процентов, тогда
30 – 100 %
6 – х %
30/6 = 100/х, х =(6*100)/30, х = 20
Ответ. 20 %
Усвоение нового материала
Задача.
Из 140 кг свежих вишен получают 21 кг сушеных. Сколько выйдет сушеных вишен из 160 кг свежих?
Решение
140 кг свежих вишен – 21 кг сушки
160 кг свежих вишен - х кг сушки
140/160 = 21/х , х =(160*21)/140 =
=24 ( кг) сушеных вишен
Ответ. 24 кг
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»
Д.Пойа
Первичное осмысление и закрепление изученного материала
- Задача 122 а ( коллективное решение – фронтальная работа)
1 способ
Решение
2500 кг лука – 100 %
х кг лука – 30 %
250/х = 100/30 , х = (250*30)/100 = 750 ( кг) продали
2500 – 750 = 1750 ( кг) осталось продать
Решение
100 % - 30 % = 70% ( осталось продать)
2500 кг лука – 100 %
х кг лука - 70 %
2500/х = 100/70, х =(2500*70)/100 = 1750
( кг) – осталось продать
Ответ. 1750 кг
- Задача 123 – самостоятельно ( прием «Кто быстрее!»)
Решение
1способ
100 кг свежих груш – 100 %
х кг сушеных груш - 20 %
100/х = 100/20, х =(100*20)/100 = 20 ( кг) сушеных груш из 100 кг свежих
20% = 1/5, значит 100* 1/5 = 20 ( кг)
Мы ответили на вопрос задачи? (да)
Ответ. 20 кг
- Задача 124 – самостоятельная работа в парах по рядам,
100 % - 70 % = 30% получается изюма
100 кг винограда – 100 %
х кг изюма - 30%
100/х = 100/30, х =(100*30)/100 = 30 (кг) изюма из 100 кг
250 кг винограда – 100 %
х кг изюма - 30%
250/х = 100/30, х = (250*30)/100 = 75 ( кг) изюма из 250 кг
80 кг винограда - 100 %
х кг изюма - 30%
80/(х ) = 100/30, х = (80*30)/100 = 24 ( кг) изюма из 80 кг
- Мы ответили на вопрос задачи? (да)
Ответ. 30 кг, 75 кг, 24 кг
300 г припоя – 100 %
х г олова - 40%
300/х = 100/40 , х = (300*40)/(100 ) = 120 ( г) олова в припое
300 г припоя - 100 %
х г сурьмы - 2%
300/х = 100/2, х = (300*2)/100 = 6 ( г) сурьмы в припое
300 – 120 – 6 = 174 (г) свинца в припое
или
100% - 40% - 2 % = 58% свинца в припое
300 г припоя - 100 %
х г свинца - 58%
300/х = 100/58 , х = (300*58)/100 = 174 (г) свинца в припое
- Мы ответили на вопрос задачи? (да)
Ответ. 120 г, 6 г, 174 г
Прием «Неоконченное предложение»
Сегодня мы с вами …
- рассмотрели способы решения задач на проценты;
- научились решать задачи на проценты.
Домашнее задание
п.1.7 ( с.28) прочитать, решить письменно № 122б, № 129 устно,придумать и оформить задачу на проценты из жизненных ситуаций.
Поаплодируйте себе !
Спасибо за урок!