СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку " « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы – учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке  учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш  и строчной буквой ш, и впервые   узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку " « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш».»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»

Корткеросский район Республика Коми

Методическая разработка урока.

Урок обучения грамоте. 1 класс.

Звук [ш]. Согласная строчная буква ш.

Автор: Макарова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов.















Урок «открытия» нового знания.

Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа) для работы в группе, карточки с дифференцированными заданиями для чтения (слоги, слова), карточки для индивидуальной работы (найти букву ш в словах), карточки с однокоренными словами, знаки-символы для обозначения пунктов плана и знаки, символизирующие выполнение этого пункта (кружочки оранжевого цвета, который символизирует регулятивные УУД) , три элемента буквы ш, карточка «Лесенка успеха», Буквоград;

Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Букварь:учебник для первоклассников, Пронина О.В. Пропись «Мои волшебные пальчики» №3, тетрадь для печатания, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Большая энциклопедия природы.

Цель урока: познакомить с новым звуком [ш] и строчной буквой ш.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Б) познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы;

  • Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Способствовать овладению умением выделять звук [ш] из потока речи.

  • Учить выделять отличительные признаки изученного звука, способствовать формированию умения характеризовать звук.

  • Формировать умение узнавать графический образ буквы ш, научить писать строчную букву ш.

  • Формировать умение читать слоги, слова с буквой ш.


Аннотация урока.

Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы – учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш и строчной буквой ш, и впервые узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.

Образовательные технологии: технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, исследовательская, технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности, здоровьесберегающая технология.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах.

Ожидаемый результат: уметь давать характеристику новому звуку, выделять звук [ш] в словах, записывать его соответствующей буквой, правильно читать слоги, слова с новой буквой.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, давайте подарим, друг другу слово здравствуйте. Проверьте,

готовы ли вы начать урок?

Всё ли на месте, всё ли в порядке: книжки, ручки и тетрадки?

(слайд №2)

- К нам в класс пришёл гость. Кто это?

-Зачем Смайлик пришёл к нам на урок?

-Начинаем наш урок обучения грамоте. Вы готовы к познанию нового? Значит вперёд за маленькими открытиями. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Смайлик тоже всем дарит свою улыбку. Пожелайте друг другу удачи. В путь!


Дети настраиваются на урок.



Да готовы.





Ученик Смайлик.


Смайлик помогает нам учиться, узнавать новое.


Да.





Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.


-Начнём с того, что вы уже знаете, и что вам пригодится.

-Какие бывают звуки?

(слайд №3, анимация 1-16)


-Откройте Букварь на странице 82. Посмотрите на знакомые нам схемы звуковичков, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?

(слайд №4)

-Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им шляпки и закрасьте башмачки.

(слайд №5)


-Сегодня мы вместе с нашим

учеником Смайликом продолжим путешествие по стране звуков и букв.

-Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать? Кого привёл с собой Смайлик?

(слайд №6)

-Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний?

-Почему?


-Что же мы сегодня будем открывать?

Гласные и согласные; гласные звуки могут быть ударными или безударными; согласные звонкими или глухими, твёрдыми или мягкими.


Дети открывают учебник.


Эти буквы обозначают глухие согласные звуки[т],[т’],[к],[к’],[с],[с’],[п],[п’].

Дети дают характеристику звукам, рисуют шляпки, закрашивают их в чёрный цвет, закрашивают башмачки один синим цветом, другой зелёным.







Дети отвечают, что они сегодня будут работать с новым звуком и новой буквой.




Урок «открытия» новых знаний.

Так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.



Новый звук и новую букву.

Личностные: что я знаю, что я могу

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге. Познавательные: извлекать информацию из схем.

3. Выявление места и причины затруднения.

-Что необычного заметили у схемы - звуковичка?

-Ребята схема-звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой

у вас возникает вопрос?

-Может, уже кто-то догадался, о каком звуке пойдёт речь?

-Почему возникло затруднение?

-Молодцы! Вы как настоящие ученики поняли, в чём ваше затруднение. Вы уже знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое. В случае затруднения, что надо сделать?

-Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

-Как шумит чайник при кипении?

-Как шуршат осенние листья под ногами?

-А теперь давайте пошуршим все вместе ш-ш-ш.

-Проживает ли такой звук в нашем «Буквограде?»

Восклицательный знак.







Чем новый звук отличается от других звуков?

Нет, да




Мы не знаем, чем новый звук отличается от других звуков.







Остановиться и подумать.





Дети проговаривают звук, который издаёт змея, чайник, листья.




Ш-ш-ш


нет

Коммуникативные:

уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Регулятивное: обнаруживать и формулировать учебную проблему

4.Построение проекта выхода из затруднения.










-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какую цель перед собой поставите?




-Составим план урока. Что должны узнать в первую очередь?






-Что мы сейчас сделали?

-Давайте, когда будем выполнять каждый пункт плана, на доске будем выставлять кружок обозначающий, что пункт выполнен.

Звук [ш], буква ш


Узнать всё про новый звук и новую буквуи понять чем отличается новый звук от других звуков.


План

1.Узнать про новый особенный звук и познакомиться с новой буквой.

2.Научитьсяписать строчную букву.

3.Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

Спланировали свою работу.


Регулятивные: совместно с учителем составлять план решения.

Коммуникативные:

Совместно с учителем сформулировать цель.


5.Реализация построенного проекта.

1.-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

-Почему вы так считаете?



-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

-Тогда давайте решать эту проблему. Может кто-то знает, как решить эту проблему?

-Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный звук, что мы можем про него ещё узнать?

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

-Почему вы так решили?

-Какую шляпку наденем на «звуковичка»?

(слайд №7, анимация 1-2)

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

-Проведём исследование этого звука. Для этого поделимся на группы. Вспомните правила работы в группе.










-Для выполнения этого исследования вы должны выбрать картинку из конверта с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа).

-1 группа - выбирает картинку с предметом, в названии которого звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит гласный звук.

-2 группа – в названии, которого этот звук стоит в конце слова и в начале.

-3 группа – в середине.

-4 группа выбирает картинку с предметом, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит согласный звук.

(слайд №8, анимация 1-4)

-Все группы определились со словами?

-Ребята составьте звуковые схемы этих слов. Когда будете характеризовать звуки не забудьте пользоваться нашей схемой - алгоритмом.

(слайд №9, анимация 1-16)

-Выберите ответственного в группе, кто будет представлять результат вашей работы. Прошу выйти по одному представителю из каждой команды.

-Дайте характеристику нового звука.

-Какое слово повторялось в характеристике нового звука?

-Раз он твёрдый, каким цветом раскрасим башмачок?

(слайд №10)

-Может быть, в других словах этот звук произносится мягко?

-Тогда послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все слова со звуком [ш] и послушайте, как он произносится, твёрдо или мягко?

Шуба, шапка, шляпа, шар

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

-Назовите слова, выделите в них звук [ш].

-К какому выводу пришли?

-Кто ещё раз расскажет всю характеристику этого звука?

-Каким цветом закрасим второй башмачок?

(слайд №11, анимация 1-2)

-Посмотрите на схему нашего звуковичка, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «Буквограда»?

-А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]?

-Это печатная буква ш.

На что похожа эта буква?

-Ах, табуретка хороша!

Перевернёшь и буква Ша.

(Е.Тарлапан)

-Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

(В.Степанов)

(слайд №12, анимация 1-4)

-Напечатаем букву ш в тетради для печатания.

-В какой дом нашего Буквограда мы поселим нашу новую букву? (на стенде)

Приложение 1.

-Откройте Букварь на стр.82 и проверьте, рассмотрев схемы звуковичков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква ш?

-Какие новые знания мы открыли? Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске.

2.-Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш?

-Чему мы ещё должны научиться, какая следующая наша задача?

-Посмотрите на печатную и прописную букву ш. Чем они похожи, а чем отличаются.

(слайд №13)

-Строчная буква ш рассыпалась, кто попытается её собрать?


-Где мы потренируемся писать строчную букву ш?

-Откроем пропись на стр.26 , рассмотрим табло. Расскажите ещё раз, из каких элементов состоит строчная буква ш?

-Есть ли новые элементы?

-Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведём вверх, 2 и 3-й элементы – наклонные линии с закруглением внизу вправо.

Напишем пальчиком на ладошке также как я (под счёт), в воздухе (под счёт)

-Что можно сказать о расстоянии между элементами?

-Напишем на табло сначала элементы букв, потом сами буквы.

-Подчеркните самую красивую букву.

-Какой пункт плана выполнили? Какую задачу выполнили? Отметим кружочком на доске.

В районе согласных.



Дети говорят, что при произношении встречает преграду, он не поётся.

Дети выдвигают гипотезы.





Дети высказывают свои предположения.



Звонкий или глухой, мягкий он или твёрдый.

Он глухой.

Доказывают.

Наденем чёрную шляпку.

Дети рисуют на голове «звуковичка» чёрную шляпку.

-Послушать, как он звучит в словах.



Дети вспоминают правила работы в группе.

-В группе должен быть ответственный.

-Работать должен каждый на общий результат.

-Один говорит, другие слушают.

-Своё несогласие высказывай вежливо.

-Если не понял, переспроси. Объединяются в группы (каждая группа садится вокруг своего стола)


Дети выбирают картинки, работая в группе.







шуруп





шалаш

ушки

шляпа






Да.


Дети работают в группах. Составляют звуковые схемы выбранных слов, используют в своей работе схему - алгоритм характеристики звуков.


Дети рассказывают о своём исследовании.



Ответственные из каждой группы характеризуют новый звук по своим схемам.



Твёрдый.



Синим цветом.





Предположения


Дети слушают стихотворение.












Дети называют слова.

Звук [ш] всегда твёрдый.

Дети дают полную характеристику.

Закрасим второй башмачок тоже синим.




Звук [ш] всегда твёрдый.







Буква ш.



Дети предполагают (гребень, табуретка, вилка, вилы и т.д.)







Дети печатают букву.


Дети селят в дом, где живут согласные, обозначающие глухие звуки.




С буквами, которые обозначают глухие звуки.




-Узнали всё про новый звук, познакомились с новой буквой.


-Потому что одна – печатная, другая – письменная.

Научиться писать строчную букву ш.



Дети называют сходства и различия.




Дети конструируют букву из рассыпанных элементов и с помощью магнита прикрепляют к доске.

В прописи.



Из трёх линий с закруглением вправо внизу.



Нет











Дети пишут на ладошке, в воздухе.




Оно одинаково.

Дети самостоятельно пишут элементы и буквы на табло и 1 –й строчке.

Дети ищут самую лучшую букву.

Научились писать строчную букву ш.

Коммуникативные:умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное взаимодействие группе.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, представлять информацию в виде схемы.

Личностные: высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: проверять гипотезы

Физминутка

-А теперь поиграем в игру «Кто самый внимательный?»

В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в словах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаете вверх руки, если в середине – кружимся, если ловушка – хлопаем в ладоши.

Шуба, кран, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, шар, арбуз, лягушка.


3.-Прочитаемс карточки слоги и слова с буквой ш.

-Есть ли сегодняшняя буква в словах? Кто не увидел? Выберите себе строчку, которую будете читать. Кто затрудняется первую или вторую, у кого лучше получается третью или четвёртую, кто хорошо читает, прочитайте пятую строчку и составьте с этими словами предложение.

(слайд №14)Приложение №2.

-Поверяем на слайде.

1-ю и 2-ю строчку – прочитают те, кто читал эту строчку, затем прочитаем хором, затем по колонкам.

-Проверяем 3, 4 и 5 строчку.

-Какие слова вам непонятны? Кто может объяснить их значение?

-А если мы всё-таки затрудняемся и не можем растолковать слово, куда мы можем обратиться за разъяснением?


-Среди слов, которые мы прочитали, есть слово, которое обозначает название птицы. Назовите его.

(слайд №15)

-Что вы знаете про эту птицу?

-А где мы можем найти точную информацию?

(учитель показывает «Большую энциклопедию природы).

-Назовите свои предложения, которые составили.

-Какую задачу выполнили?

Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске.

Дети определяют место звука[ш] в словах и выполняют движения.














Дети выбирают себе строчку и читают самостоятельно.














Дети читают слоги.





Дети читают по очереди.

Дети называют непонятные им слова. Пытаются объяснить их значение.

К толковому словарю.

Дети с помощью учителя находят в словаре слова, которые вызвали затруднение и хорошо читающий ученик озвучивает толкование слова.




Коршун.



Дети рассказывают, что они знают про эту птицу.

В справочниках, в энциклопедиях, в интернете.


называют свои предложения





Научились читать слоги и слова с буквой ш.


6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

-Прочитаем вместе со Смайликом слова с карточек, которые даны на доске.

Штанишки, шалунишки, штаны, шалун, шут, машина, шутил, шутка, шутник.

-На какие группы можно разделить эти слова?

-Почему вы так разделили? Что можно сказать про эти группы слов?

-Почему они однокоренные?


-Назовите общую часть – корень в каждой группе.

-Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее?



-Проверим нашу работу по слайду (слайд №16)

Дети читают слова.






Дети у доски делят слова на три группы, объясняют смысл слов.

Они однокоренные.


Общая часть, близкие по смыслу.

Дети называют корень в каждой группе.


Дети называют лишнее слово - машина, т.к не является однокоренным.

-Дети сверяют то, что у них получилось.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

уметь структурировать знания.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-Выполните задание на карточке. Найдите слова с буквой ш и подчеркните её.

(слайд №17)

(Паша, гостит, шутник, шапка – ушанка, сушит, ромашки, рассыпаны, шишки, штанишки, гном).

-Проверим( Слайд № 18)

-Ребята оцените свою работу. Кто нашёл все слова, поставьте «+», кто не все и у кого были ошибки «?»

Дети выполняют задание индивидуально.







Дети проверяют свою работу и оценивают себя.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Личностные: уметь применять полученные знания.


8.Включение в систему знаний и повторение.

-Поработаем в парах. Вспомним правила работы в парах.

(слайд №19)

-Задание: надо составить слова из букв ШШК, между этими буквами нужно вставить гласные.

Какие слова получились?

Дети вспоминают правила.

1.Если не понял, переспроси.

2.Свое несогласие высказывай вежливо.

3.Работать должны оба.

4.Один говорит, другой слушает.

Дети работают в парах, составляют слова.

Называют полученные слова (шашка, шашки, шишка, шишки)

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Коммуникативные: уметь работать в паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.


9.Рефлексия учебной деятельности.

-Наш урок подходит к концу, подведём итог. Все ли пункты плана выполнили?

Какое новое знание вы и Смайлик открыли сегодня?


-Как вы думаете, всё ли мы узнали по этой теме?

-Какую задачу мы поставим перед собой на следующий урок?

-Домашнее задание будет связано с нашей новой темой, оно будет на выбор. Потренируйтесь в чтении слов в Букваре, кто только учится читать стр.82, а те, кто читают уже хорошо могут поработать по стр. 83. В прописи на стр.28 заштрихуйте рисунок (по желанию).

(слайд №20)

-Оцените свою работу на «Лесенке успеха». Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те, кто сомневается, что понял всё полностью, на 2-ю или 3-ю ступеньку. Те, кто сегодня не разобрался в новой теме, кому нужна помощь - на нижнюю ступеньку лестницы.

Не расстраивайтесь, у кого ещё не всё получилось, ведь это только первый урок по новой теме. У вас всё получится.

-Ребята предлагаю вам, кто желает, рассказать, как и почему вы оценили свои знания по новой теме.

-Поблагодарите за работу на уроке друг друга и Смайлика.

(слайд №21)

-Спасибо!





Да

Узнали, что звук ш всегда твёрдый и обозначается буквой ш.

Нет.


Продолжить знакомство с буквой ш на следующем уроке.












Дети оценивают свою работу на уроке, рисуют человечков на выбранную ступеньку. Ученики работают с левой половинкой лесенки «знаю».















Дети высказывают свои мнения.







Личностные: саморефлексия.

Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!