СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: Как организовать современный урок с точки зрения системно- деятельностного подхода.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

=================================================================================

Просмотр содержимого документа
«Презентация: Как организовать современный урок с точки зрения системно- деятельностного подхода.»

Как организовать современный урок  с точки зрения  системно- деятельностного подхода

Как организовать современный урок с точки зрения системно- деятельностного подхода

Скажи мне, и я забуду,  покажи мне, и я запомню,  дай мне действовать самому,  и я научусь

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь

Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урока а ) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урока

а ) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Компоненты овладения знаниями при  системно-деятельностном   подходе в обучении   а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка.

Компоненты овладения знаниями при  системно-деятельностном  подходе в обучении

а) восприятие информации;

б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

в) запоминание (создание образа);

г) самооценка.

Структура урока Системно-деятельностный подход Классический подход 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 1. Организация начала урока. 3. Выявление места и причины затруднения. 2. Опрос и проверка домашнего задания. 3. Сообщение темы, цели, задач урока. 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта. 4. Основная часть. Изучение нового материала. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 5. Первичное закрепление знаний. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 6.Подведение итогов урока. 8. Включение в систему знаний и повторение. 7. Информация о домашнем задании. 9. Рефлексия учебной деятельности.

Структура урока

Системно-деятельностный подход

Классический подход

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Организация начала урока.

3. Выявление места и причины затруднения.

2. Опрос и проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы, цели, задач урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта.

4. Основная часть. Изучение нового материала.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5. Первичное закрепление знаний.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6.Подведение итогов урока.

8. Включение в систему знаний и повторение.

7. Информация о домашнем задании.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Типы уроков Системно-деятельностный подход Классический подход 1) урок «открытия» нового знания; 2) урок рефлексии; 1) урок изучения нового; 2) урок закрепления; 3) урок общеметодологической направленности; 4) урок развивающего контроля. 3) урок комплексного применения знаний; 4) урок повторения, или повторительно-обобщающий; 5) контрольный урок; 6)объединенный (комбинированный).

Типы уроков

Системно-деятельностный подход

Классический подход

1) урок «открытия» нового знания;

2) урок рефлексии;

1) урок изучения нового;

2) урок закрепления;

3) урок общеметодологической направленности;

4) урок развивающего контроля.

3) урок комплексного применения знаний;

4) урок повторения, или повторительно-обобщающий;

5) контрольный урок;

6)объединенный (комбинированный).

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода   уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания   Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель:  расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1. Урок «открытия» нового знания

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока ведения нового знания в рамках деятельностного подхода: 1. Мотивирование к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Структура урока ведения нового знания в рамках деятельностного подхода:

1. Мотивирование к учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

2. Урок рефлексии   Деятельностная цель:  формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель:  коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

2. Урок рефлексии

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности   Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

3. Урок общеметодологической направленности

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля   Деятельностная цель:  формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель:  контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

4. Урок развивающего контроля

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
  • Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Критерии результативности урока 1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Критерии результативности урока

1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Критерии результативности урока 5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Критерии результативности урока

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Критерии результативности урока 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Критерии результативности урока

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Применение системно-деятельностного подхода обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Применение системно-деятельностного подхода обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.