СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Математические символы и знаки"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика очень  загадочна  и  интересна.  Презентация "Математические символы и знаки" поможет раскрыть тайны о происхождении чисел, об их значении в нашей жизни. Интересными будут факты о происхождении математических символов и знаков на уроках математики и на внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Математические символы и знаки"»

Математические  символы и знаки Учитель математики МБОУ «Покровская ООШ»:  Першина Татьяна Николаевна

Математические символы и знаки

Учитель математики

МБОУ «Покровская ООШ»:

Першина Татьяна Николаевна

    Символ ( греч. symbolon – признак, примета, пароль, эмблема ) – знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.  Знаки –  это математические условные обозначения, предназначенные для записи математических понятий, предложений и выкладок.

Символ ( греч. symbolon – признак, примета, пароль, эмблема ) – знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.

Знаки

это математические условные обозначения, предназначенные для записи математических понятий, предложений и выкладок.

  Цифры – первые математические знаки    Первые написанные цифры, о которых мы имеем достоверные свидетельства, появились в Египте и Месопотамии около 5000 лет назад. Вот так выглядели дощечки с числами в Месопотамии

Цифры – первые математические знаки

Первые написанные цифры, о которых мы имеем достоверные свидетельства, появились в Египте и Месопотамии около 5000 лет назад.

Вот так выглядели дощечки с числами в Месопотамии

Кость Ишанго Часть папируса Ахмеса

Кость Ишанго

Часть папируса Ахмеса

 Было очень неудобно хранить хрупкие и тяжелые глиняные таблички, веревки с узелками, рулоны папируса. И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели:

Было очень неудобно хранить хрупкие и тяжелые глиняные таблички, веревки с узелками, рулоны папируса. И это продолжалось до тех пор, пока древние индийцы не изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели:

Постепенное превращение первоначальных цифр в современные цифры: Древние римляне использовали систему исчисления, для отображения цифр в виде букв. Они использовали в своей системе исчисления следующие буквы: I . V . L . C . D . M . Каждая буква имела различное значение, каждая цифра соответствовала номеру положения буквы.
  • Постепенное превращение первоначальных цифр в современные цифры:

Древние римляне использовали систему исчисления, для отображения цифр в виде букв. Они использовали в своей системе исчисления следующие буквы: I . V . L . C . D . M . Каждая буква имела различное значение, каждая цифра соответствовала номеру положения буквы.

   Предки русского народа – славяне –     для обозначения чисел  также употребляли буквы:

Предки русского народа – славяне –

для обозначения чисел также употребляли буквы:

 Большие числа славяне обозначали следующим способом: Десять тысяч – тьма, десять тем – легион, десять легионов – леодр, десять леодров – ворон, десять воронов – колода Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, отменив буквенную цифирь.

Большие числа славяне обозначали следующим способом:

Десять тысяч – тьма,

десять тем – легион,

десять легионов – леодр,

десять леодров – ворон,

десять воронов – колода

Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, отменив буквенную цифирь.

+ −  Знаки плюса и минуса   Происхождение этих символов неясно, но, скорее всего, они ранее использовались в торговом деле как признаки прибыли и убытка. Одно из объяснений происхождения знака «+» таково. Вместо «а + b» писали «а и b», по латыни «а et b». Так как слово «et» (и) приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали одну букву t, которая в конце концов и превратилась в знак «+».

+ − Знаки плюса и минуса

Происхождение этих символов неясно, но, скорее всего, они ранее использовались в торговом деле как признаки прибыли и убытка.

Одно из объяснений происхождения знака «+» таково. Вместо «а + b» писали «а и b», по латыни «а et b». Так как слово «et» (и) приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали одну букву t, которая в конце концов и превратилась в знак «+».

   В 1489 году Иоганн Видман  издал в Лейпциге первую печатную книгу  (Mercantile Arithmetic — “ Коммерческая арифметика’’),  в которой присутствовали оба знака  +  и   - Страница из книги Иоганна Видманна .

  В 1489 году Иоганн Видман

издал в Лейпциге

первую печатную книгу

(Mercantile Arithmetic —

“ Коммерческая арифметика’’),

в которой присутствовали оба знака  +  и   -

Страница из книги Иоганна Видманна .

Обозначения сложения Дэвид Юм Пьер де Ферма Эдмунд (Эдмонд) Галлей Христиан Гюйгенс

Обозначения сложения

Дэвид Юм

Пьер де Ферма

Эдмунд (Эдмонд) Галлей

Христиан Гюйгенс

 Знаки умножения и деления   Знак умножения ввёл в 1631 году Уильям Оутред  (Англия) в виде косого крестика. До него использовали  символ прямоугольника  (Эригон, 1634),  звёздочка (Иоганн Ран, 1659). Позднее в 1698 г.  Г.Лейбниц заменил крестик на точку,  чтобы не путать его с буквой x; до него такая  символика встречалась у Региомонтана (XV век)  и английского учёного Томаса Хэрриота  В Англии и США распространение  получил символ ÷ (обелюс), который  предложили Йоханн Ран и  Джон Пелл в 1659г.

Знаки умножения и деления

Знак умножения ввёл в 1631 году Уильям Оутред

(Англия) в виде косого крестика. До него использовали

символ прямоугольника  (Эригон, 1634),

звёздочка (Иоганн Ран, 1659). Позднее в 1698 г.

Г.Лейбниц заменил крестик на точку,

чтобы не путать его с буквой x; до него такая

символика встречалась у Региомонтана (XV век)

и английского учёного Томаса Хэрриота

В Англии и США распространение

получил символ ÷ (обелюс), который

предложили Йоханн Ран и

Джон Пелл в 1659г.

Знак деления Действие деления не обозначали знаком на протяжении тысячелетий. Его просто называли и записывали словами. Индийские математики стали первыми обозначать деление начальной буквой названия этого действия – D. Арабы ввели для обозначения деления черту. Ее перенял от арабов в XVIII в. итальянский математик Фибоначчи (Леонардо Пизанский). Знак двоеточия «:» для обозначения деления вошел в употребление в конце XVII в. До этого у некоторых математиков встречался знак «–», которым они обозначали это действие.

Знак деления

  • Действие деления не обозначали знаком на протяжении тысячелетий. Его просто называли и записывали словами. Индийские математики стали первыми обозначать деление начальной буквой названия этого действия – D. Арабы ввели для обозначения деления черту. Ее перенял от арабов в XVIII в. итальянский математик Фибоначчи (Леонардо Пизанский). Знак двоеточия «:» для обозначения деления вошел в употребление в конце XVII в. До этого у некоторых математиков встречался знак «–», которым они обозначали это действие.
 =  Знак равенства  В континентальной Знак равенства обозначали в разные времена по- разному: и словами, и разными символами.  Первым употребил знак равенства Диофант.  Равенство он обозначил буквой i (от греческого isos  – равный).  Знак «=», столь удобный и понятный в настоящее время, стали широко использовать только в XVIII в. А предложил его для обозначения равенства двух выражений автор учебника алгебры англичанин Роберт Рикорд в 1557 г. Он так объяснил свой выбор: «Никакие два предмета не могут в большей степени быть равны между собой, как две параллельные прямые». Знак «=» стал общепризнанным благодаря Г.В. Лейбницу.  Европе знак равенства был введён Лейбницем

= Знак равенства

В континентальной Знак равенства обозначали в разные времена по- разному: и словами, и разными символами.

Первым употребил знак равенства Диофант.

Равенство он обозначил буквой i (от греческого isos – равный).

Знак «=», столь удобный и понятный в настоящее время, стали широко использовать только в XVIII в. А предложил его для обозначения равенства двух выражений автор учебника алгебры англичанин Роберт Рикорд в 1557 г. Он так объяснил свой выбор: «Никакие два предмета не могут в большей степени быть равны между собой, как две параллельные прямые». Знак «=» стал общепризнанным благодаря Г.В. Лейбницу.

Европе знак равенства был введён Лейбницем

Знаки сравнения  Их  ввёл Томас Хэрриот  в своём сочинении, изданном посмертно  в 1631 году. До него писали словами: больше ,  меньше .  Символы нестрогого сравнения  предложил Валлис в 1670 году. Первоначально черта была выше знака сравнения, а не под ним, как сейчас. Общее распространение эти символы получили после поддержки французского математика Пьера Бугера (1734), у которого приобрели современный вид.

Знаки сравнения

Их  ввёл Томас Хэрриот

в своём сочинении, изданном посмертно

в 1631 году. До него писали словами: большеменьше .

Символы нестрогого сравнения

предложил Валлис в 1670 году.

Первоначально черта была выше знака сравнения,

а не под ним, как сейчас. Общее распространение эти

символы получили после поддержки французского

математика Пьера Бугера (1734), у которого приобрели

современный вид.

 Процент   Матье де ла Порт (1685).  Сотая доля целого, принимаемого за единицу.    «процент» - 

Процент

  Матье де ла Порт (1685).

Сотая доля целого, принимаемого за единицу.

 

«процент» -  "pro centum",

что означает - "на сто".

«cto» (сокращённо от cento ).

Наборщик принял «cto» за дробь и напечатал

"%".

 Десятичная запятая  Отделяющая дробную часть числа от целой, десятичная запятая была введена итальянским астрономом Маджини (1592) и Непером (1617). Ранее вместо запятой ставили иные символы — вертикальную черту: 3|62, или нуль в скобках: 3 (0) 62; некоторые авторы, следуя ал-Каши, употребляли чернила разного цвета. В Англии вместо запятой предпочли использовать точку, которую ставили посередине строки; эту традицию переняли в США, однако сдвинули точку вниз, чтобы не путать её со знаком умножения.

Десятичная запятая

  • Отделяющая дробную часть числа от целой, десятичная запятая была введена итальянским астрономом Маджини (1592) и Непером (1617). Ранее вместо запятой ставили иные символы — вертикальную черту: 3|62, или нуль в скобках: 3 (0) 62; некоторые авторы, следуя ал-Каши, употребляли чернила разного цвета. В Англии вместо запятой предпочли использовать точку, которую ставили посередине строки; эту традицию переняли в США, однако сдвинули точку вниз, чтобы не путать её со знаком умножения.
Возведение в степень   Жирар  Современная запись показателя степени введена Декартом  в его «Геометрии» (1637), правда, только для  натуральных степеней, больших двух.  Позднее Ньютон  распространил эту форму     и дробные показатели (1676), записи на отрицательные трактовку которых к этому времени уже предложили   Стевин   Валлис  

Возведение в степень

  Жирар

  • Современная запись показателя степени введена Декартом

в его «Геометрии» (1637), правда, только для

натуральных степеней, больших двух.

Позднее Ньютон

распространил эту форму

и дробные показатели (1676), записи на отрицательные

трактовку которых к этому времени уже предложили

  Стевин

  Валлис  

   Бесконечность   Джон Уоллис в 1655 году ввёл придуманный им символ.  Джон Уоллис Змей, пожирающий свой хвост, символизировал различные процессы, не имеющие начала и конца. 

  Бесконечность

  Джон Уоллис в 1655 году

ввёл придуманный им символ. 

Джон Уоллис

Змей, пожирающий свой хвост,

символизировал различные процессы,

не имеющие начала и конца. 

 Число пи  π ≈  3,1415926535...    Уильям Джонс  в 1706 году  π εριφέρεια  —окружность   и   π ερίμετρος  — периметр, то есть длина окружности.  Это сокращение понравилось  Эйлеру,  труды которого закрепили обозначение окончательно. Уильям Джонс

Число пи

π ≈  3,1415926535...  

Уильям Джонс  в 1706 году

π εριφέρεια  —окружность

  и

π ερίμετρος  — периметр,

то есть длина окружности.

Это сокращение понравилось  Эйлеру,

труды которого закрепили обозначение окончательно.

Уильям Джонс

sin Синус и косинус  cos  «арха-джива» - у индийцев -«полутетива» Sinus   ( с латинского ) –  пазуха, впадина. Леонард Эйлер  коти-джия, или сокращено ко-джия.  Коти - изогнутый конец лука Современные краткие обозначения   введены  Уильямом Отредом  и закреплены в трудах  Эйлера . Уильям Отред

sin Синус и косинус cos

«арха-джива» - у индийцев -«полутетива»

Sinus   ( с латинского ) – пазуха, впадина.

Леонард Эйлер

коти-джия, или сокращено ко-джия. 

Коти - изогнутый конец лука

Современные краткие обозначения   введены 

Уильямом Отредом

и закреплены в трудах  Эйлера .

Уильям Отред

Круглые скобки Появились у Тартальи (1556) (для подкоренного выражения) и позднее у Жирара. Одновременно Бомбелли использовал в качестве начальной скобки уголок в виде буквы L, а в качестве конечной — его же в перевёрнутом виде (1550);такая запись стала прародителем квадратных скобок. Фигурные скобки предложил Ф. Виет (1593).

Круглые скобки

Появились у Тартальи (1556)

(для подкоренного выражения)

и позднее у Жирара. Одновременно

Бомбелли использовал в качестве

начальной скобки уголок в виде

буквы L, а в качестве конечной —

его же в перевёрнутом виде (1550);такая запись стала прародителем квадратных скобок. Фигурные скобки предложил Ф. Виет (1593).

 Угол и перпендикуляр Символы придумал в 1634 году  французский математик  Пьер Эригон . Символ угла у Эригона напоминал значок  . Символ перпендикулярности был перевёрнут, напоминая букву T .  Современную форму этим знакам придал  Уильям Отред  (1657).

Угол и перпендикуляр

Символы придумал в 1634 году 

французский математик  Пьер Эригон .

Символ угла у Эригона напоминал значок  .

Символ перпендикулярности был перевёрнут,

напоминая букву T .

Современную форму этим знакам придал 

Уильям Отред  (1657).

Что и требовалось доказать   (ч.т.д.)   « Quod erat demonstrandum »   QED.  Этой формулой заканчивается  каждое математическое рассуждение  великого математика Древней Греции  Эвклида (III в. до н. э.).

Что и требовалось доказать (ч.т.д.)

« Quod erat demonstrandum »

QED.

Этой формулой заканчивается

каждое математическое рассуждение

великого математика Древней Греции

Эвклида (III в. до н. э.).

 Подумай и ответь Известно, что с помощью единицы последовательно получаются все натуральные числа:   2 = 1 + 1; 3 = 1 + 1 + 1; и т.д. Можно ли натуральные числа представить иначе? Попробуйте представить первые 15 натуральных чисел, обойдясь только цифрой 2, применяя ее только пять раз и используя арифметические действия.  Ниже приведены несколько примеров. 1 = 2 + 2 – (2 + 2 : 2) 7 = 22 : 2 – 2-2

Подумай и ответь

  • Известно, что с помощью единицы последовательно получаются все натуральные числа:

2 = 1 + 1; 3 = 1 + 1 + 1; и т.д.

Можно ли натуральные числа представить иначе?

  • Попробуйте представить первые 15 натуральных чисел, обойдясь только цифрой 2, применяя ее только пять раз и используя арифметические действия.

Ниже приведены несколько примеров.

1 = 2 + 2 – (2 + 2 : 2)

7 = 22 : 2 – 2-2

Запишите, пользуясь тремя пятерками и знаками действий 2 и 5.  Пользуясь четырьмя двойками и знаками действий, запишите число 111.  Запишите число 31, пользуясь знаками действий шестью тройками.  Напишите девять цифр: 123456789. Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними плюсы и минусы (всего три знака), таким образом, чтобы в результате получилось 100.
  • Запишите, пользуясь тремя пятерками и знаками действий 2 и 5.
  • Пользуясь четырьмя двойками и знаками действий, запишите число 111.
  • Запишите число 31, пользуясь знаками действий шестью тройками.
  • Напишите девять цифр: 123456789. Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними плюсы и минусы (всего три знака), таким образом, чтобы в результате получилось 100.
 Математические знаки служат в первую очередь для точной записи математических понятий и предложений. Их совокупность составляет то, что называется математическим языком.  Решающей силой развития математической символики является не “свободная воля” математиков, а требования практики, математических исследований. Именно реальные математические исследования помогают выяснить, какая система знаков наилучшим образом отображает структуру количественных и качественных отношений, в силу  чего могут быть эффективным  орудием их дальнейшего  применения в символах и эмблемах .

Математические знаки служат в первую очередь для точной записи математических понятий и предложений. Их совокупность составляет то, что называется математическим языком. Решающей силой развития математической символики является не “свободная воля” математиков, а требования практики, математических исследований. Именно реальные математические исследования помогают выяснить, какая система знаков наилучшим образом отображает структуру количественных и качественных отношений, в силу

чего могут быть эффективным

орудием их дальнейшего

применения в символах и эмблемах .

Информационные источники Балязин В. «Энциклопедия. Мудрость тысячелетий», М., 2004. Большая математическая энциклопедия под редакцией Якушевой Г.М., М., 2005. Глейзер Г.И. «История математики в школе», М., 1998. Голованов Я. «Этюды об ученых», М., 1997. Депман И. «Мир чисел», Л., 1996. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М., 2002. Раик А.Е. «Очерки по истории математики в древности», Мордовское книжное издательство, Саранск, 1999. «Энциклопедический словарь юного математика» под редакцией Гнедко Б.В., М., 2003.

Информационные источники

  • Балязин В. «Энциклопедия. Мудрость тысячелетий», М., 2004.
  • Большая математическая энциклопедия под редакцией Якушевой Г.М., М., 2005.
  • Глейзер Г.И. «История математики в школе», М., 1998.
  • Голованов Я. «Этюды об ученых», М., 1997.
  • Депман И. «Мир чисел», Л., 1996.
  • Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М., 2002.
  • Раик А.Е. «Очерки по истории математики в древности», Мордовское книжное издательство, Саранск, 1999.
  • «Энциклопедический словарь юного математика» под редакцией Гнедко Б.В., М., 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!