Метод проектов
Манилкина Светлана Александровна,
научный сотрудник лаборатории проблем воспитания личности НИО
Эпиграфы
«Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать и копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений» Л.Н.Толстой
«Если сегодня мы будем учить наших детей так, как учили их вчера, то мы украдем у них завтра»
Джон Дьюи
Проектная деятельность -
способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан проект.
Функции проектной деятельности:
- познавательная - изучение законов и закономерностей окружающего мира;
- преобразующая - развитие способностей к преобразованию окружающего мира;
- технологическая - владение приемами технологической деятельности, включающей элементы: целеполагание, прогнозирование, моделирование, планирование и реализация проекта, оценка качества полученных результатов;
Функции проектной деятельности:
- контрольно-регулятивная - включает акты принятия решений, контроля и коррекции;
- исследовательская - анализ существующих аналогов, обобщение существующей ситуации и выбор наилучшего варианта для решения проектных задач;
- креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности.
Проект
Проект – это душевно выполненный замысел автора проекта.
(Уильям Килпатрик, основоположник метода проектов )
Проект — замысел, идея, воплощенная в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
(Борисов А.Б. Большой экономический словарь)
Учебный проект - это
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся и партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов .
Метод проектов
Метод проектов – способ построения образовательного процесса, в основе которого реализуются взаимосогласованные действия педагога и учащихся, при которых учащиеся получают определенные знания и умения при разработке и реализации проектов.
Главное в работе над проектами – научить учащихся создавать и реализовывать свои замыслы.
Метод проекта предполагает:
- связь образования с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности учащихся;
- умение общаться, сотрудничать в различных видах деятельности;
- умение исследовать действительность, решать возникающие проблемы;
- способность изменять себя и окружающий мир.
развить познавательные интересы,
интеллектуальные, творческие и
коммуникативные
способности учащихся,
определяющие формирование
компетентной личности, способной
к жизнедеятельности
и самоопределению в
информационном обществе.
Цель метода проектов -
Требования к использованию метода проектов
- Наличие значимой в творческом плане идеи, проблемы , задачи.
- Заинтересованность и готовность учащихся участвовать в поиске путей ее решения и воплощения в формате проекта.
- Практическая значимость предполагаемых результатов для участников проекта.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
- Определенный отрезок времени для реализации проекта.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Типология проектов
- По характеру доминирующей в проекте
деятельности
По характеру доминирующей в проекте деятельности
исследовательские
требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
П редполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
С труктура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Т ребующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
О тличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников .
творческие
игровые
информационные проекты
практикоориентированные
По уровню контактов
- Локальные – проекты в пределах одного или нескольких классов в одном учреждении образования.
- Сетевые – проекты, объединяющие разные учреждения образования. К сетевым проектам могут быть подключены представители других государственных, общественных организаций, Интернет сообществ.
- Региональные – проекты, которые организуются между классами, школами внутри региона(ов) в пределах одной страны.
- Международные – проекты, участниками которых являются представители разных стран
индивидуальные
П о продолжительности проекты могут быть :
По количеству участников можно выделить проекты:
парные
Краткосрочные
(от 1 дня до месяца)
групповые
С редней продолжительности
(один - несколько месяцев)
Д олгосрочными
(до года и более)
коллективные
От Беларуси до Камбоджи: пример сетевого проекта http://news.tut.by/society/487883.html
Паспорт проектной работы
Паспорт
проектной
работы
- Тема проекта.
- Руководитель проекта .
- Воспитательная область, в рамках которой реализуется проект.
- Межпредметное взаимодействие в рамках теме проекта (если есть).
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
- Состав проектной группы (педагоги, учащихся, партнеры).
- Тип проекта (по всем классификациям).
- Заказчик проекта (если есть).
- Проблемный вопрос (противоречие).
- Основные подпроблемы проекта.
- Цель проекта.
- Задачи проекта .
- Необходимые ресурсы.
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
- Предполагаемые продукт(ы) проекта.
- Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
- промежуточные отчеты группы;
- вся собранная информация по теме, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки;
- результаты исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений;
- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
- эскизы, чертежи, наброски продукта;
- материалы к презентации (сценарий);
- другие рабочие материалы и черновики группы.
Примеры продуктов проектной деятельности
Традиционные продукты проектной деятельности:
фестиваль, выставка, экскурсия, карта, конференция, модель школьной республики (школьного самоуправления), модель школьной юридической консультации, программа школьного лагеря, и т.д.
Примеры продуктов проектной деятельности
Высокотехнологичные продукты проектной деятельности , на основании интернет ресурсов: интернет-сообщества, интернет-музей, интернет-галерея, интернет-выставка, интернет-экскурсия, карты Google, официальная страница проекта, школьный канал на You Tube. Медиапродукты: 1) постоянно действующие школьные СМИ (школьное телевидение, школьное интернет-радио, интернет-газета, интернет-журнал; медиатека; 2) отдельные разовые медиапродукты (фильм, интервью, клип, видеофильм, радиопередачи и т.д.)
Система оценки проектных работ
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов:
- оптимальности по числу (не более 7-10);
- доступности для учащихся каждого возраста;
- критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом;
- критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Какова роль учителя?
список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:
- энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, направляет их в сторону достижения цели);
- специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);
- консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
- руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
- «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
- координатор всего группового процесса;
- эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Использованные источники
Сиденко А. С., Полат Е. С. Метод проектов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . myshared . ru / slide /501758/
Спасибо за внимание!
Удачных проектных идей и их воплощения!