МБОУ ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СОШ № 3
Метод проектов
как одно из требований ФГОС
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО п. 9
предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Требования ФГОС ООО
Программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования должна быть направлена на:
... формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
ФГОС ООО п. 18.1.2
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов .
- Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения .
ФГОС ООО п. 18.1.3
- Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся .
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения: рефлексивные, поисковые (исследовательские), навыки оценочной самостоятельности, коммуникативные и презентационные.
НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - …
«деятель», а не «знайка»
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
ДЕЙСТВИЯ
По схеме анализа урока давайте определим названия четырех групп действий, составляющих Новый результат.
ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА -
ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
Учебный проект с точки зрения
учащегося
- самостоятельная деятельность;
- деятельность, позволяющая проявить себя;
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учеником;
- деятельность, носящая практический характер
учителя
- интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать компетентности старшеклассника
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам
- Наличие социально значимой задачи ( проблемы ) – исследовательской, информационной, практической
- Планирование действий по разрешению проблемы
- Исследовательская работа учащихся ( поиск информации , ее обработка, осмысление и представление)
- Результат работы над проектом – продукт
- Представление продукта – презентация
Структура учебного проекта
5 «П»
- Проблема.
- Планирование.
- Поиск информации.
- Продукт.
- Презентация.
1 этап (подготовительный)
- определение руководителей проектов;
- выбор темы и её конкретизация;
- формирование проектной группы.
2 этап ( поисковый)
- определение и анализ проблемы;
- уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
3 этап (аналитический)
- анализ имеющейся информации;
- сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
анализ ресурсов.
4 этап (практический)
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества;
- внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
5 этап (презентационный)
- подготовка презентационных материалов;
- изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
6 этап (контрольный)
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта;
Степень участия учителя в работе над проектом
Дневник работы над проектом, отчёт о работе, защита проекта
Виды учебных проектов
1. По характеру доминирующей деятельности:
- исследовательский проект
- информационный проект
- творческий проект
- ролевой (игровой) проект
- практический проект
2. По предметно-содержательной области:
- монопроект
- межпредметный проект
- надпредметный
3. По количеству участников проекта.
- парный;
- групповой;
- коллективный
4. По продолжительности проекта:
- мини-проект
- краткосрочный
- длительный
Перечень возможных «продуктов» проектной деятельности
- WEB-сайт;
- видеофильм;
- электронная газета;
- модель;
- рекламный проспект, буклет;
- сказка;
- справочник;
- словарь;
- виртуальная экскурсия;
- мультимедийный продукт и др.
Вывод
- Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся и подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Взаимодействие учителя и ученика на различных этапах проекта
- Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.