МБОУ «Шербакульский лицей»
Тема самообразования
« Технология проектного обучения как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Автор: учитель начальных классов
Новикова Н.В.
Когда людей станут учить не тому,
Что они должны думать,
А тому, как они должны думать, то тогда
Исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг .
Цель : способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе.
Задачи:
- Использование проектно – исследовательской деятельности с целью формирования УУД;
- Повышение качества проведения учебных предметов на основе внедрения проектной технологии.
Значительные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Работая по требованиям нового ФГОС,
столкнулась с рядом проблем:
- -низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- -неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
- -неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- -невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
- -отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Что представляет собой понятие «универсальные учебные действия»?
- В широком значении – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться).
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3)учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Решение
необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. вовлекать учащихся в проектную деятельность
- О значении проектов можно сказать словами народной мудрости: «Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений» (таджикская пословица), «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» (китайская пословица). Любой проект - это изначальное создание образа и рефлексивное осознание его при соотношении с окружающей действительностью и собственными способностями
Начало работы
4 –й шаг
1 –й шаг
Ввела постепенно в проектную деятельность, следуя рекомендациям авторов учебной тетради « Всё узнаю, все смогу».
ввела в учебные
занятия
проектные
задачи
3 –й шаг
перед началом работы с проектами провела анкетирования родителей
2 –й шаг
Разработала систему промежуточных проектных задач
Этапы организации проектной деятельности
3-4 класс
1-2 класс
Создаём простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и учимся презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД)
Исследовательский опыт обогащаем через дальнейшее накопление представлений о средствах и способах исследовательской деятельности; увеличиваем сложность учебно- исследовательских заданий, достигаем развернутости и осознанности рассуждений.
Выполнение посильных творческих работ
Чтобы привести знания учащихся о проектной деятельности в систему, презентовала «Памятку исследователя» и сделала ее распечатку в качества алгоритма деятельности каждому ученику.
Несмотря на единую тему проекта, детям должна быть предоставлена возможность выбора интересующего их аспекта.
Составление схемы темы позволяет объединить детей в группы по интересам . Распределение учащихся в группы по интересам позволяет всех заинтересовать поисковой работой и вовлечь в создании е проекта.
Результаты:
Выделю несколько групп умений у моих учащихся, на которые проектная деятельность оказала большое влияние:
- - исследовательские ( генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- - социальное взаимодействие ( сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- Оценочные ( оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- - информационные ( самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации не достает);
- -презентационные ( выступать перед аудиторией, отвечать на незапланируемые вопросы; использовать различные средства наглядности);
- - рефлексивные ( отвечать на вопросы « Чему я научился? Чему необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
«Значимость развития исследовательского поведения и готовность родителей к сотрудничеству».
Диагностика универсальных учебных действий. 1,4 класс.
Личностные универсальные учебные действия
Диагностика универсальных учебных действий. 1,4 класс.
Регулятивные универсальные учебные действия
Диагностика универсальных учебных действий. 1,4 класс.
Познавательные универсальные учебные действия
Диагностика универсальных учебных действий. 1,4 класс.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Сравнивая результаты диагностик УУД, для себя сделала вывод: работа над проектом формирует совокупность всех УУД, что и требуют новые образовательные стандарты. А главное, родители это видят тоже и с удовольствием идут на сотрудничество!!!
Главная наша, учителей, задача в работе по проектной деятельности- не бояться трудностей, и помнить, что дети – это прирожденные исследователи, старательные и неутомимые, только нужно по-настоящему увлечь их.