Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 108 г. Ангарска
Проект:
«Классическая музыка детям»
в подготовительной к школе группе № 5
Подготовила: музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Борзунова Н. А.
Ноябрь 2016 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Что такое звуки? За окном метель
Это струны ливня, это первый гром,
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому, что музыка живёт во всём…
В. Лазарев
Цель проекта:
Приобщение детей дошкольного возраста к классической музыке, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию, посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать навыки культуры слушания классической музыки, не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца.
2. Учить детей чувствовать, понимать характер музыки, узнавать, анализировать произведение. Его выразительные средства: тихо, громко, быстро, медленно.
3. Знакомить с творчеством композиторов классической музыки, сопоставлять музыкальные пьесы одного композитора другому, суметь выбрать портрет одного композитора из трёх-четырёх.
4. Учить детей сравнивать разные по характеру музыкальные пьесы. В чём сходство и различие? Уметь самостоятельно обобщить полученные представления.
5. Знакомить детей с музыкальными инструментами, духовыми, струнными, историей их возникновения.
6. Пробудить интерес у детей к познавательно-исследовательской деятельности, стремлению самостоятельно задавать вопросы, делать выводы.
Актуальность проекта:
Приобщение детей к подлинному искусству, развитию музыкального вкуса, общей культуры, развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности у детей, поможет побороть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства псевдоискусством.
ТИПЫ ПРОЕКТА
Доминирующая деятельность - познавательная
Предметно-содержательная область - межпредметная
Характер координации - открытый
По количеству участников-межгрупповой
По продолжительности - среднесрочный
Срок проекта:
с 1 ноября 2016 г. по 1 декабря 2016 г.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
IV этап:
Реализация проекта
I этап:
III этап:
II этап:
Проблематизация
Целеполагание
Планирование деятельности
I этап проекта: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ.
В подготовительной к школе группе № 5 при слушании инструментальной классической музыки, дети, затрудняются, не могут понять содержание музыкальной пьесы. Как понять о чём говорит музыка? Ведь слов, как в песне здесь нет. Какими средствами? Поэтому цикл: «Классическая музыка в детском саду» решили продолжить.
II этап проекта: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Цель детей: Научиться понимать инструментальную классическую музыку.
Предположение детей: - Это музыка, которую пишет один композитор, без поэта, т.е. без слов.
Решение: Узнать о творчестве Д. Шостаковича, других композиторов классической инструментальной музыки.
III этап проекта: ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Пригласить Мельникову М.В. для исполнения роли Феи Музыки.
2. Собрать информацию о духовых, струнных инструментах, истории их возникновения.
3. Поручить родителям: Ольге Владимировне Буйловой, Наталье Владимировны Кобелевой подобрать загадки о музыкальных инструментах.
4. Попросить дедушку Вити М. сделать лук и стрелы.
IV этап проекта: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
План реализации проекта:
Неделя
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
1 неделя
Образовательная деятельность в режимных моментах
1. «Полька», Д. Шостаковича.
Программное содержание: – познакомить с музыкальной пьесой, её характером.
Самостоятельная деятельность
«Полька», Д. Шостаковича – послушать с подгруппой детей, поговорить о танце «Полька» с Кристиной К., Полиной, Яриком.
Образовательная деятельность с родителями
Методика проведения – дети слушают пьесу, определяют характер пьесы, внести портрет композитора.
CD диск с «Полькой», Д. Шостаковича – внести портрет композитора в музыкальный уголок.
2. «Танец осенних листочков» – повторно, учить детей перестраиваться из маленьких кругов в один большой.
«Танец осенних листочков» – повторить с Виктором М., Лерой Д., Лерой О., Сёмой К., Сашей Л. – движения III части.
Предложить Мельниковой М.В. роль Феи Музыки, обсудить костюм с ней.
Неделя
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
2 неделя
1. «Танец осенних листочков» – работа над чёткостью движений, их выразительностью, запоминание последовательности.
Образовательная деятельность в режимных моментах
2. «Полька», Д. Шостаковича – слушать музыку, не отвлекаться, понимать её содержание, самостоятельно определить характер музыкальной пьесы.
Самостоятельная деятельность
«Танец осенних листочков» – позаниматься индивидуально с Алёшей М., Яриком Ф., Максимом Ш., во II половине дня.
Образовательная деятельность с родителями
Внести в музыкальный уголок CD с «Полькой», М. Глинки для прослушивания. Сравнить «Польку», Д. Шостаковича с «Полькой», М. Глинки.
Рекомендовать родителям Ярика Ф., Алёшей М., Максимом Ш. послушать музыку «Танец осенних листочков», Кукоша в интернете.
Неделя
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
3 неделя
Образовательная деятельность в режимных моментах
1. Этюд «Шаг и бег», Н. Надиенко – учить детей ходить под марш и легко бегать под быструю музыку, ориентироваться в пространстве.
Самостоятельная деятельность
2. «Болезнь куклы», П. Чайковского, учить детей слушать музыку, исполненную на фортепьяно.
Этюд «Шаг и бег», Н. Надиенко – позаниматься с подгруппой детей с Таней К., Семёном К., Таней Х. – придумать свои движения на музыку.
Образовательная деятельность с родителями
3. «Новая кукла», П. Чайковского, в исполнении симфонического оркестра. Сравнить обе пьесы, в чём сходство, а в чём отличие?
«В пещере горного короля», Э. Грига – придумывать оригинальные движения, не повторять друг за другом, с подгруппой детей во II половине дня.
Внести портрет Э. Грига, CD «В пещере горного короля» – самостоятельно импровизировать под музыку.
Поучить загадки с Ларой Д., Максимом Ш., Верой Б. Послушать Э. Грига в интернете.
Неделя
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
4 неделя
Образовательная деятельность в режимных моментах
1. «Танец осенних листочков», Кукоша, повторить, выполнять движения выразительно, легко.
Самостоятельная деятельность
2. «Музыкальная табакерка», А. Лядова – послушать пьесу в исполнении квартета арф, самостоятельно определить настроение музыки.
«Танец осенних листочков» – повторить с подгруппой детей, обратить внимание на Марка О., Никиту, Максима Ш.
Образовательная деятельность с родителями
Внести CD диск с музыкой Э. Грига, «В пещере горного короля» – передать ощущения, образы в рисунках.
Рекомендовать родителям Таи Х., Марка О., Леры О., Никиты – послушать музыку Э. Грига, «В пещере горного короля» и нарисовать вместе с детьми рисунки, картины вызванные музыкой.
Продукт проекта – «Вернисаж» по произведению Э. Грига, «В пещере горного короля» .
Итоговое мероприятие – музыкальное развлечение: «Классическая музыка детям» – 1 декабря 2016г.
Рефлексия: Что же дал проект: «Классическая музыка детям»?
1. Дети стали лучше понимать инструментальную классическую музыку, её содержание. О чем рассказывает музыка?
2. Научились, по первым звукам узнавать музыкальную пьесу, дослушивать её до конца.
3. Расширился словарный запас ребят, улучшилась речь, стараются отвечать на вопросы полным ответом, появился интерес к познанию, стремление самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, задавать вопросы, делать выводы. Я часто специально их «путаю» – не правильно называю музыкальную пьесу, композитора, дети сразу поправляют меня, отстаивают, доказывают и обосновывают свой ответ, выбирают из нескольких композиторов того, который является автором данной музыкальной пьесы.
Так что же такое музыка?
Музыка – это чудесные краски
Краски, что могут звучать?
Музыка – это волшебные сказки,
Где невозможно скучать…
С. Еремеев
Литература:
- Журнал «Музыкальный руководитель».
2. В. А. Деркунская, «Проектная деятельность дошкольников».
3. Палаш Е. С., Петрова А. Е. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».
4. «Музыкальные игры и танцы» Кукоша.
5. Со-Сил, Нещеева Н. В. «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».
6. Романовская М. Б. «Метод проектов в учебном процессе», М. Центр «Педагогический поиск», 2006г.
Спасибо за внимание!