СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Инструменты русского народного оркестра"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания и усовершенствования русских народных инструментов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Инструменты русского народного оркестра"»

Презентация на тему: «Инструменты русского народного оркестра».

Презентация на тему: «Инструменты русского народного оркестра».

Презентацию подготовили преп. Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского: Курносова Е.А. Воробьева И.В. Миронова И.И. 22. 02. 2017г.
  • Презентацию подготовили преп. Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского:
  • Курносова Е.А.
  • Воробьева И.В.
  • Миронова И.И.
  • 22. 02. 2017г.
Первый оркестр  русских народных инструментов  Это было более ста лет назад. Однажды в Петербурге к известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев и сказал, что хочет заказать музыкальный инструмент. Андреев показал нарисованный им чертеж инструмента, и скрипичный мастер страшно рассердился.

Первый оркестр русских народных инструментов

Это было более ста лет назад. Однажды в Петербурге к известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев и сказал, что хочет заказать музыкальный инструмент. Андреев показал нарисованный им чертеж инструмента, и скрипичный мастер страшно рассердился.

 Оказывается, Андреев попросил уважаемого скрипичного мастера изготовить ему балалайку! Мастеру такое предложение показалось просто оскорбительным!  Но молодой человек настаивал и даже просил, чтобы балалайка была сделана из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, намереваясь изготовить из него благородный инструмент.

Оказывается, Андреев попросил уважаемого скрипичного мастера изготовить ему балалайку! Мастеру такое предложение показалось просто оскорбительным!

Но молодой человек настаивал и даже просил, чтобы балалайка была сделана из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, намереваясь изготовить из него благородный инструмент.

 Василий Андреев стал доказывать, что ему, неплохому скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке, и показал мастеру свое искусство. Только тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как горячо молодой музыкант говорит о том, что хочет создать такие русские народные инструменты, которые бы звучали красиво, а потом мечтает собрать небывалый дотоле оркестр.

Василий Андреев стал доказывать, что ему, неплохому скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке, и показал мастеру свое искусство. Только тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как горячо молодой музыкант говорит о том, что хочет создать такие русские народные инструменты, которые бы звучали красиво, а потом мечтает собрать небывалый дотоле оркестр.

В.В.Андреев сконструировал   пять разновидностей балалаек: приму, секунду, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.

В.В.Андреев сконструировал  

пять разновидностей балалаек: приму, секунду, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.

 Выступление балалаечного ансамбля состоялось в 1888г. в Петербурге.

Выступление балалаечного ансамбля состоялось в 1888г. в Петербурге.

Домра  И домру для нас возродил тоже он — Василий Андреев. Совершенно случайно он отыскал всего один такой инструмент в Вятской губернии и не сразу понял, что это такое!

Домра

И домру для нас возродил тоже он — Василий Андреев. Совершенно случайно он отыскал всего один такой инструмент в Вятской губернии и не сразу понял, что это такое!

 Только по описаниям и изображениям на старинных лубочных картинках Андреев установил, что перед ним самая настоящая старинная русская домра. Страшно обрадовавшись, он восстановил этот инструмент и ввел его в свой оркестр, дав домре новую жизнь. И сегодня мы уже не удивляемся, что музыкант в черном фраке выходит на сцену большого концертного зала и играет на «скоморошечьем» инструменте — домре.

Только по описаниям и изображениям на старинных лубочных картинках Андреев установил, что перед ним самая настоящая старинная русская домра. Страшно обрадовавшись, он восстановил этот инструмент и ввел его в свой оркестр, дав домре новую жизнь. И сегодня мы уже не удивляемся, что музыкант в черном фраке выходит на сцену большого концертного зала и играет на «скоморошечьем» инструменте — домре.

Чаще всего домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение. Трехструнные домры – одна из главных групп инструментов в народном оркестре. В нее входят домры пикколо , малые , альтовые и басовые . Домра малая является ведущим инструментом оркестра.  Домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение. Домре басовой чаще всего поручается исполнение гармонически выдержанных басовых звуков.

Чаще всего домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение.

Трехструнные домры – одна из главных групп инструментов в народном оркестре. В нее входят домры пикколо , малые , альтовые и басовые . Домра малая является ведущим инструментом оркестра. Домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение. Домре басовой чаще всего поручается исполнение гармонически выдержанных басовых звуков.

 Василий Васильевич Андреев (1861—1918) осуществил мечту — Сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.

Василий Васильевич Андреев (1861—1918) осуществил мечту —

Сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.

 Вскоре этому оркестру рукоплескала вся Россия. За рубежом виртуоз-балалаечник Андреев и концерты его оркестра тоже вызывали восторженный прием. Оркестр Василия Андреева был первым оркестром народных инструментов, в котором запели домры, балалайки, баяны, жалейки, гусли... «Простонародные» домры и балалайки вдруг зазвучали возвышенно и благородно. Их волнующее тремоло всех трогало за душу (tremolo в переводе с итальянского означает «дрожащий»). Быстро повторяемые короткие звуки сливаются в единое продолжительное звучание — это и есть тремоло.

Вскоре этому оркестру рукоплескала вся Россия. За рубежом виртуоз-балалаечник Андреев и концерты его оркестра тоже вызывали восторженный прием. Оркестр Василия Андреева был первым оркестром народных инструментов, в котором запели домры, балалайки, баяны, жалейки, гусли... «Простонародные» домры и балалайки вдруг зазвучали возвышенно и благородно. Их волнующее тремоло всех трогало за душу (tremolo в переводе с итальянского означает «дрожащий»). Быстро повторяемые короткие звуки сливаются в единое продолжительное звучание — это и есть тремоло.

Дальнейшее преобразование оркестра в многотембровый сопровождалось введением новых инструментов:  Гусли клавишные . Оркестровые гармоники — в большинстве случаев используются современные баяны. Духовые инструменты: русского происхождения —  свирели, жалейки, волынки, кугиклы, владимирские рожки. Европейские — флейты, гобои, иногда включаются медные духовые. Ударные инструменты: русского происхождения —  бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п. Европейские —  литавры, колокольчики и другие.

Дальнейшее преобразование оркестра в многотембровый сопровождалось введением новых инструментов:

  • Гусли клавишные .
  • Оркестровые гармоники — в большинстве случаев используются современные баяны.
  • Духовые инструменты:
  • русского происхождения —
  • свирели, жалейки, волынки, кугиклы, владимирские рожки.
  • Европейские —
  • флейты, гобои, иногда включаются медные духовые.
  • Ударные инструменты:
  • русского происхождения —
  • бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п.
  • Европейские —
  • литавры, колокольчики и другие.
 Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.

Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.

Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой.
  • Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой.
В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены однооктавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи.
  • В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены однооктавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи.
Клавишные гусли

Клавишные гусли

Баян, введенный в состав русского народного оркестра в начале 1930-х годов, стал ныне одним из его ведущих инструментов. Все народные оркестры включают в свой состав разную по количеству группу баянов. При игре в оркестре у них чаще всего используется правая клавиатура инструмента, имеющая диапазон от соль большой октавы до ми четвертой октавы.
  • Баян, введенный в состав русского народного оркестра в начале 1930-х годов, стал ныне одним из его ведущих инструментов. Все народные оркестры включают в свой состав разную по количеству группу баянов. При игре в оркестре у них чаще всего используется правая клавиатура инструмента, имеющая диапазон от соль большой октавы до ми четвертой октавы.
Баян

Баян

Для тембрового обогащения, расширения технических и художественных возможностей народных оркестров все чаще в их состав вводят деревянные и медные духовые инструменты симфонического оркестра — флейту, гобой,кларнет,трубу, валторну; народные духовые инструменты - жалейку, брёлку, владимирские рожки, свирели, а также фортепиано, гитару (или электрогитару), другие инструменты

Для тембрового обогащения, расширения технических и художественных возможностей народных оркестров все чаще в их состав вводят деревянные и медные духовые инструменты симфонического оркестра — флейту, гобой,кларнет,трубу, валторну; народные духовые инструменты - жалейку, брёлку, владимирские рожки, свирели, а также фортепиано, гитару (или электрогитару), другие инструменты

Духовые инструменты без сомнения можно назвать душой любого оркестра. Потому что они способны передать звучанием те чувства и эмоции человеческой души, которые композитор попытался вложить в написанное им музыкальное произведение.

Духовые инструменты без сомнения можно назвать душой любого оркестра. Потому что они способны передать звучанием те чувства и эмоции человеческой души, которые композитор попытался вложить в написанное им музыкальное произведение.

Духовые  Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.

Духовые

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.

 Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. На ней играют как дуэтом, так и соло, исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.

Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. На ней играют как дуэтом, так и соло, исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.

Свирель  Свирель похожа на продольную флейту, состоящую из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины.  На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.

Свирель

Свирель похожа на продольную флейту, состоящую из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.

Игра на свирели

Игра на свирели

Кугиклы (кувиклы).

Кугиклы (кувиклы).

Изготовляются из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы инструмента располагаются на одной линии.
  • Изготовляются из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы инструмента располагаются на одной линии.
Флейта  Флейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла , иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Флейта

Флейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла , иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.

Гобой    Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.

Гобой

 

Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.

Кларнет    Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Кларнет

 

Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

 Ударные музыкальные инструменты.    Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют

Ударные музыкальные инструменты.

 

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон).

Ложки.

Ложки.

 Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной “наковальней” по которой бьют третьей ложкой. Бьют скользящим ударом с одной чашки на другую. Получается все время многозвучный ажурный Ритмический рисунок.

Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной “наковальней” по которой бьют третьей ложкой. Бьют скользящим ударом с одной чашки на другую. Получается все время многозвучный ажурный Ритмический рисунок.

Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа.
  • Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа.
Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания в древней Руси этого инструмента нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поведкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке.
  • Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания в древней Руси этого инструмента нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поведкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке.
Литавры Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома. В оркестре обычно от двух до пяти литавр.

Литавры

Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома. В оркестре обычно от двух до пяти литавр.

Тарелки Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания.

Тарелки

  • Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания.
Сегодня ударные музыкальные инструменты чаще используются в комплексе, как часть одной большой ударной установки. Она может иметь различный состав, в зависимости от необходимости и возможностей.

Сегодня ударные музыкальные инструменты чаще используются в комплексе, как часть одной большой ударной установки. Она может иметь различный состав, в зависимости от необходимости и возможностей.

 После оркестра В.В.Андреева, в нашей стране появилось множество подобных музыкальных коллективов. И сегодня игре на русских народных инструментах учат в детских музыкальных школах.
  • После оркестра В.В.Андреева, в нашей стране появилось множество подобных музыкальных коллективов. И сегодня игре на русских народных инструментах учат в детских музыкальных школах.
Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках и России и за границей.

Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках и России и за границей.

Смоленский русский народный оркестр им. В.П. Дубровского....

Смоленский русский народный оркестр им. В.П. Дубровского....

Государственный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова.

Государственный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова.

Государственный ансамбль  русской музыки и танца

Государственный ансамбль русской музыки и танца"Садко".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

18.06.2017 09:02
Соколова Наталья Владимировна @sokol1
Спасибо
18.06.2017 09:02
Соколова Наталья Владимировна @sokol1
Молодцы
18.06.2017 09:02
Соколова Наталья Владимировна @sokol1
Интересно
18.06.2017 09:02
Соколова Наталья Владимировна @sokol1
Полезная

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!