СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Ноосферное образование"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть ноосферной методики преподавания состоит не в борьбе с негативными сторонами или исправлении недостатков существующих методик, а в высвобождении творческих возможностей человека во всех сферах на физическом, личностном, межличностном, социальном, принципиальном и универсальном уровне развития личности, в ходе учебы.Ноосферные идеи для современного образования: создает предпосылки формирования целостного мировоззрения, в котором наука, религия и философия соединяются в деле утверждения человеческой личности, как главной ценности во Вселенной.

Просмотр содержимого документа
«презентация на тему "Ноосферное образование"»

Биоадекватная методика преподавания математики «На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий – это знание метода, которым они были сделаны»  Г. Лейбниц Воронцова Елена Владимировна, учитель математики

Биоадекватная методика преподавания математики

«На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий – это знание метода, которым они были сделаны»

Г. Лейбниц

Воронцова Елена Владимировна,

учитель математики

Ноосферное мировоззрение Ноосфера — «Сфера Разума» — закономерно возникающая высшая стадия эволюции Биосферы. В.И.Вернадский (1863–1945) Идея о ноосфере ассоциируется в первую очередь с именем великого русского учёного В.И. Вернадского.

Ноосферное мировоззрение

Ноосфера — «Сфера Разума» —

закономерно возникающая высшая стадия эволюции Биосферы.

В.И.Вернадский (1863–1945)

Идея о ноосфере ассоциируется в первую очередь с именем великого русского учёного В.И. Вернадского.

Основа ноосферного мировоззрения Гармоничные отношения научного знания, философии и религии.  Лишь при таком соотношении возможно целостное понимание Мира, выработка плодотворного и ответственного отношения к нему.

Основа ноосферного мировоззрения

Гармоничные отношения научного знания, философии и религии.

Лишь при таком соотношении возможно целостное понимание Мира, выработка плодотворного и ответственного отношения к нему.

Ноосферные идеи для с овременного образования Создает предпосылки формирования целостного мировоззрения, в котором наука, религия и философия соединяются в деле утверждения человеческой личности, как главной ценности во Вселенной.

Ноосферные идеи для с овременного образования

Создает предпосылки формирования целостного мировоззрения, в котором наука, религия и философия соединяются в деле утверждения человеческой личности, как главной ценности во Вселенной.

Маслова Наталья Владимировна-доктор психологических наук, академик РАЕН

Маслова Наталья Владимировна-доктор психологических наук, академик РАЕН

 Кузнецова Алла Федоровна – учитель филолог, преподаватель русского языка, преподаватель кафедры ноосферного образования Академии последипломного образования г. Харькова

Кузнецова Алла Федоровна – учитель филолог, преподаватель русского языка, преподаватель кафедры ноосферного образования Академии последипломного образования г. Харькова

Суть ноосферной методики преподавания состоит не в борьбе с негативными сторонами или исправлении недостатков существующих методик, а в высвобождении творческих возможностей человека во всех сферах на физическом, личностном, межличностном, социальном, принципиальном и универсальном уровне развития личности, в ходе учебы.

Суть ноосферной методики преподавания состоит не в борьбе с негативными сторонами или исправлении недостатков существующих методик, а в высвобождении творческих возможностей человека во всех сферах на физическом, личностном, межличностном, социальном, принципиальном и универсальном уровне развития личности, в ходе учебы.

 Три принципиальных отличия методологии ноосферного образования  которые дополняют традиционную педагогическую методологию, понимаемую как науку о методе: 1) Привнесение знаний о единстве закономерностей Вселенной и современного научного языка начала XXI века в педагогику; 2) 0боснование необходимости педагогических подходов к человеку (учитель, ученик, родитель) как к живой открытой энергоинформационной самоорганнзующейся системе; 3)0боснование неизбежности, необходимости, наукоемкости биотехнологий (режимов, средств, инструментов).

Три принципиальных отличия методологии ноосферного образования

которые дополняют традиционную педагогическую методологию, понимаемую как науку о методе:

  • 1) Привнесение знаний о единстве закономерностей Вселенной и современного научного языка начала XXI века в педагогику;
  • 2) 0боснование необходимости педагогических подходов к человеку (учитель, ученик, родитель) как к живой открытой энергоинформационной самоорганнзующейся системе;
  • 3)0боснование неизбежности, необходимости, наукоемкости биотехнологий (режимов, средств, инструментов).
Пакет новых средств и методов: 1)БОС - биологическая обратная связь; 2)REAL - релаксационно-активное преподавание/учеба; 3) Биоадекватные учебные средства; 4) Биоадекватная переподготовка педагогов.

Пакет новых средств и методов:

  • 1)БОС - биологическая обратная связь;
  • 2)REAL - релаксационно-активное преподавание/учеба;
  • 3) Биоадекватные учебные средства;
  • 4) Биоадекватная переподготовка педагогов.
  • Биологическая обратная связь - это способ создания и воссоздания мозгом и телом индивида модели чувственно, образно, информационно воспринятых ранее объектов, субъектов, явлений, событии, переживаний из объективной и субъективной реальности. Реализуется БОС в создании мысленных образов (мыслеобразов) изучаемого материала с последующим перенесением их на бумагу в виде рисунка (образ, схема, таблица и др.). Сила БОС заключается в свободе выбора образамодели, ранее размещенной в памяти человека, благодаря «присваиванию» через личный опыт. Как правило, это архетипические или весьма конкретные образы природы, мировой культурной традиции, личного жизненного опыта. БОС является зерном релаксационно-активного преподавания (REAL-методика). Главное отличие состоит в использовании двух естественных для человека функциональных режимов работы: активности и релаксации. При этом в режиме релаксации учащиеся создают индивидуальные модели учебной информации, а в режиме активности тренируют и закрепляют навыки, формируют умение использования новых знаний. Методика является единой для всех учебных предметов, дает хорошие результаты при работе с любыми возрастными группами. Универсальность ее обеспечивается за счет соблюдения естественных для человека режимов и этапов процесса познания, что соответствует природному коду приема-передачи-архивации информации. Это позволяет в 3-6 раз сократить затраты энергии (сил) и времени на изучение учебного материала, сохранить интерес к учебе, повысить эффективность труда учащегося и учителя до 80-95 %. При этом главным результатом является «тройственный союз»: психологический комфорт - знание - здоровье . Мы исходим из того, что правильный педагогический метод включает в познание все системы жизнеобеспечения человека и оздоравливает их. Традиционный педагогический метод, базируясь на двух каналах восприятия информации (слух и зрение), оставляет без нагрузки другие сенсорные каналы, душевную, духовную сферы и, соответственно, определенные зоны мозга, обладает низкой степенью биологической адекватности природе человека. REAL методика является здоровьесберегающей, экологичной, наукоемкой .

REAL-методика преподавания учебных дисциплин.

  • Расшифрована по начальным буквам 3-х компонентов, составляющих суть новой технологии: 1) Relaxation - релаксация, освобождение от стрессов и вовлечение в процесс множества центров удовольствий человеческого организма. Это одна из частей процесса учебы. Ученые нейрофизиологи доказали, что в релаксации биоритм мозга составляет 1 0 колебаний в секунду (характеристика гомогенности релаксации мозга). Это состояние является наиболее благоприятным для восприятия информации. 2) Action - действие, активность во время учебы. Это другой неизбежный процесс в ходе познания. Биоритмы человеческого мозга составляют 15-17 колебаний в секунду, повышается артериальное давление, энергоснабжение тела, активно циркулируют биологические жидкости и т.п. 3) Learning - учеба. Таким образом, REAL-методика основана на релаксационно-активном преподавании и, в качестве основополагающего, провозглашает принципы естественных, биоадекватных для человека условий учебы:- смены активности и релаксации в ходе урока как естественного биоритма всего живого; - учебы в мини-группах ( 4-6 чел.), естественной для психофизического комфорта учащихся и педагога; - функционирования мини-групп в одном классе одновременно с подобными по структуре, но разноуровневыми по подготовке и психофизическими особенностями группами; - возможности перехода учащихся из группы в группу с целью поиска наиболее комфортных условий учебы и соответствующего уровня подготовки; - тесного личного контакта с педагогами по одному предмету с целью корректировки знаний, умений и укрепления коммуникативных способностей учащихся.
БИОАДЕКВАТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ  Цель: смонтировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память и научить пользоваться новым мыслеобразом. Научение учащихся методике мышления мыслеобразами. Создание личностно-ориентированной системы мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине.

БИОАДЕКВАТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Цель: смонтировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память и научить пользоваться новым мыслеобразом.

  • Научение учащихся методике мышления мыслеобразами.
  • Создание личностно-ориентированной системы мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине.
Этапы методики I II Включение сенсорных каналов через образон III  Подключение IY Эмоциональ-ной сферы для аккомодации образа Логическая обработка информации Лингвисти-ческая обработка информации   Символь-ный Cенсорно-моторный   Лингвисти-ческий Образное «свёртывание» чувственно-логической информации Логичес-кий    Аккомодация информации в сознании через слово-образ проработанный на 1- 3 этапах Чувственное восприятие   Дискурсивно-логическое осмысление

Этапы методики

I

II

Включение сенсорных каналов через образон

III

Подключение

IY

Эмоциональ-ной сферы для аккомодации образа

Логическая обработка информации

Лингвисти-ческая обработка информации

Символь-ный

Cенсорно-моторный

Лингвисти-ческий

Образное «свёртывание» чувственно-логической информации

Логичес-кий

Аккомодация информации в сознании через слово-образ проработанный на 1- 3 этапах

Чувственное восприятие

Дискурсивно-логическое осмысление

МЫСЛЕОБРАЗ –целостный образ предмета, индивидуально воспринятый  всеми органами чувств Каковы же составляющие мыслеобраза?  М – материальная форма, понимаемая как голографическая форма с цветом, запахом, вкусом и звуком.  Э – энергия индивидуального отношения, восприятия, оценки.  И – информация, воспринятая человеком.

МЫСЛЕОБРАЗ –целостный образ предмета, индивидуально воспринятый всеми органами чувств

  • Каковы же составляющие мыслеобраза?

  • М – материальная форма, понимаемая как голографическая форма с цветом, запахом, вкусом и звуком.

  • Э – энергия индивидуального отношения, восприятия, оценки.

  • И – информация, воспринятая человеком.

ФОРМА  РЕЛАКСАЦИОННО-АКТИВНАЯ Этап релаксации : накопление информации, работа правого творческого полушария. Этап активности : тренировка левого полушария, логика, анализ,структурирование информации. Т.о. обе половины мозга активизируются,  обеспечивая идеальную работу структур  мозга, формируя целостное мышление,  что приводит к гармоничному состоянию  всей системы «человек»

ФОРМА РЕЛАКСАЦИОННО-АКТИВНАЯ

Этап релаксации : накопление информации, работа правого творческого полушария.

Этап активности : тренировка левого полушария, логика, анализ,структурирование информации.

Т.о. обе половины мозга активизируются,

обеспечивая идеальную работу структур

мозга, формируя целостное мышление,

что приводит к гармоничному состоянию

всей системы «человек»

Система этапов познания Ж.Пиаже  Релаксация Активность метод Релаксация релаксация Сенсорно–моторный этап метод I Активность метод Символьный рисование цель ввести новый Логический символа, образа, информации слушание текста этап метод цель материал на основе личного опыта и выбора учащегося цель чтение текста этап II Лингвистичес-кий этап III IV понимание анализ обсуждение цель информации информации заучивание текста

Система этапов познания Ж.Пиаже

Релаксация

Активность

метод

Релаксация

релаксация

Сенсорно–моторный этап

метод

I

Активность

метод

Символьный

рисование

цель

ввести новый

Логический

символа, образа, информации

слушание текста

этап

метод

цель

материал на основе личного опыта и выбора учащегося

цель

чтение текста

этап

II

Лингвистичес-кий этап

III

IV

понимание

анализ

обсуждение

цель

информации

информации

заучивание

текста

I - Приобретение знаний (в состоянии релаксации мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией)  II - Формирование умения использовать знания (словесное описание, рисование образа – символа, закрепление на выполнении упражнений, заданий, вопросов).  III - Закрепление навыка использования знаний (поиск самостоятельных образов, примеров, творческая работа)
  • I - Приобретение знаний (в состоянии релаксации мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией)

  • II - Формирование умения использовать знания (словесное описание, рисование образа – символа, закрепление на выполнении упражнений, заданий, вопросов).

  • III - Закрепление навыка использования знаний (поиск самостоятельных образов, примеров, творческая работа)
Примерная структура урока:  Оргмомент, фронтальный опрос, повторение, проверка д/з – 5 минут (активность). Введение нового материала – 10 минут (релаксация). Обсуждение, рисование,– 10 минут (активность). Прослушивание нового материала – 5 минут (релаксация). Решение задач по новому материалу – 15 минут (активность).

Примерная структура урока:

Оргмомент, фронтальный опрос, повторение, проверка д/з – 5 минут (активность).

Введение нового материала – 10 минут (релаксация).

Обсуждение, рисование,– 10 минут (активность).

Прослушивание нового материала – 5 минут (релаксация).

Решение задач по новому материалу – 15 минут (активность).

… от красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдём к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте»  Платон

от красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдём к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте»

Платон

Нравится ли вам ноосферный урок? 9 класс из 17 – 17 «да» 8 класс из 21 – 21 «да» 6 класс из 24 – 24 «да» 5 класс из 23 – 23 «да»  11 класс  Из 13учеников опрошено 10  да - 9, нет – 1

Нравится ли вам ноосферный урок?

  • 9 класс из 17 – 17 «да»
  • 8 класс из 21 – 21 «да»
  • 6 класс из 24 – 24 «да»
  • 5 класс из 23 – 23 «да»

11 класс

Из 13учеников опрошено 10

да - 9, нет – 1