Биоадекватная методика преподавания математики
«На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий – это знание метода, которым они были сделаны»
Г. Лейбниц
Воронцова Елена Владимировна,
учитель математики
Ноосферное мировоззрение
Ноосфера — «Сфера Разума» —
закономерно возникающая высшая стадия эволюции Биосферы.
В.И.Вернадский (1863–1945)
Идея о ноосфере ассоциируется в первую очередь с именем великого русского учёного В.И. Вернадского.
Основа ноосферного мировоззрения
Гармоничные отношения научного знания, философии и религии.
Лишь при таком соотношении возможно целостное понимание Мира, выработка плодотворного и ответственного отношения к нему.
Ноосферные идеи для с овременного образования
Создает предпосылки формирования целостного мировоззрения, в котором наука, религия и философия соединяются в деле утверждения человеческой личности, как главной ценности во Вселенной.
Маслова Наталья Владимировна-доктор психологических наук, академик РАЕН
Кузнецова Алла Федоровна – учитель филолог, преподаватель русского языка, преподаватель кафедры ноосферного образования Академии последипломного образования г. Харькова
Суть ноосферной методики преподавания состоит не в борьбе с негативными сторонами или исправлении недостатков существующих методик, а в высвобождении творческих возможностей человека во всех сферах на физическом, личностном, межличностном, социальном, принципиальном и универсальном уровне развития личности, в ходе учебы.
Три принципиальных отличия методологии ноосферного образования
которые дополняют традиционную педагогическую методологию, понимаемую как науку о методе:
- 1) Привнесение знаний о единстве закономерностей Вселенной и современного научного языка начала XXI века в педагогику;
- 2) 0боснование необходимости педагогических подходов к человеку (учитель, ученик, родитель) как к живой открытой энергоинформационной самоорганнзующейся системе;
- 3)0боснование неизбежности, необходимости, наукоемкости биотехнологий (режимов, средств, инструментов).
Пакет новых средств и методов:
- 1)БОС - биологическая обратная связь;
- 2)REAL - релаксационно-активное преподавание/учеба;
- 3) Биоадекватные учебные средства;
- 4) Биоадекватная переподготовка педагогов.
- Биологическая обратная связь - это способ создания и воссоздания мозгом и телом индивида модели чувственно, образно, информационно воспринятых ранее объектов, субъектов, явлений, событии, переживаний из объективной и субъективной реальности. Реализуется БОС в создании мысленных образов (мыслеобразов) изучаемого материала с последующим перенесением их на бумагу в виде рисунка (образ, схема, таблица и др.). Сила БОС заключается в свободе выбора образамодели, ранее размещенной в памяти человека, благодаря «присваиванию» через личный опыт. Как правило, это архетипические или весьма конкретные образы природы, мировой культурной традиции, личного жизненного опыта. БОС является зерном релаксационно-активного преподавания (REAL-методика). Главное отличие состоит в использовании двух естественных для человека функциональных режимов работы: активности и релаксации. При этом в режиме релаксации учащиеся создают индивидуальные модели учебной информации, а в режиме активности тренируют и закрепляют навыки, формируют умение использования новых знаний. Методика является единой для всех учебных предметов, дает хорошие результаты при работе с любыми возрастными группами. Универсальность ее обеспечивается за счет соблюдения естественных для человека режимов и этапов процесса познания, что соответствует природному коду приема-передачи-архивации информации. Это позволяет в 3-6 раз сократить затраты энергии (сил) и времени на изучение учебного материала, сохранить интерес к учебе, повысить эффективность труда учащегося и учителя до 80-95 %. При этом главным результатом является «тройственный союз»: психологический комфорт - знание - здоровье . Мы исходим из того, что правильный педагогический метод включает в познание все системы жизнеобеспечения человека и оздоравливает их. Традиционный педагогический метод, базируясь на двух каналах восприятия информации (слух и зрение), оставляет без нагрузки другие сенсорные каналы, душевную, духовную сферы и, соответственно, определенные зоны мозга, обладает низкой степенью биологической адекватности природе человека. REAL методика является здоровьесберегающей, экологичной, наукоемкой .
REAL-методика преподавания учебных дисциплин.
- Расшифрована по начальным буквам 3-х компонентов, составляющих суть новой технологии: 1) Relaxation - релаксация, освобождение от стрессов и вовлечение в процесс множества центров удовольствий человеческого организма. Это одна из частей процесса учебы. Ученые нейрофизиологи доказали, что в релаксации биоритм мозга составляет 1 0 колебаний в секунду (характеристика гомогенности релаксации мозга). Это состояние является наиболее благоприятным для восприятия информации. 2) Action - действие, активность во время учебы. Это другой неизбежный процесс в ходе познания. Биоритмы человеческого мозга составляют 15-17 колебаний в секунду, повышается артериальное давление, энергоснабжение тела, активно циркулируют биологические жидкости и т.п. 3) Learning - учеба. Таким образом, REAL-методика основана на релаксационно-активном преподавании и, в качестве основополагающего, провозглашает принципы естественных, биоадекватных для человека условий учебы:- смены активности и релаксации в ходе урока как естественного биоритма всего живого; - учебы в мини-группах ( 4-6 чел.), естественной для психофизического комфорта учащихся и педагога; - функционирования мини-групп в одном классе одновременно с подобными по структуре, но разноуровневыми по подготовке и психофизическими особенностями группами; - возможности перехода учащихся из группы в группу с целью поиска наиболее комфортных условий учебы и соответствующего уровня подготовки; - тесного личного контакта с педагогами по одному предмету с целью корректировки знаний, умений и укрепления коммуникативных способностей учащихся.
БИОАДЕКВАТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Цель: смонтировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память и научить пользоваться новым мыслеобразом.
- Научение учащихся методике мышления мыслеобразами.
- Создание личностно-ориентированной системы мыслеобразов по конкретной учебной дисциплине.
Этапы методики
I
II
Включение сенсорных каналов через образон
III
Подключение
IY
Эмоциональ-ной сферы для аккомодации образа
Логическая обработка информации
Лингвисти-ческая обработка информации
Символь-ный
Cенсорно-моторный
Лингвисти-ческий
Образное «свёртывание» чувственно-логической информации
Логичес-кий
Аккомодация информации в сознании через слово-образ проработанный на 1- 3 этапах
Чувственное восприятие
Дискурсивно-логическое осмысление
МЫСЛЕОБРАЗ –целостный образ предмета, индивидуально воспринятый всеми органами чувств
- Каковы же составляющие мыслеобраза?
- М – материальная форма, понимаемая как голографическая форма с цветом, запахом, вкусом и звуком.
- Э – энергия индивидуального отношения, восприятия, оценки.
- И – информация, воспринятая человеком.
ФОРМА РЕЛАКСАЦИОННО-АКТИВНАЯ
Этап релаксации : накопление информации, работа правого творческого полушария.
Этап активности : тренировка левого полушария, логика, анализ,структурирование информации.
Т.о. обе половины мозга активизируются,
обеспечивая идеальную работу структур
мозга, формируя целостное мышление,
что приводит к гармоничному состоянию
всей системы «человек»
Система этапов познания Ж.Пиаже
Релаксация
Активность
метод
Релаксация
релаксация
Сенсорно–моторный этап
метод
I
Активность
метод
Символьный
рисование
цель
ввести новый
Логический
символа, образа, информации
слушание текста
этап
метод
цель
материал на основе личного опыта и выбора учащегося
цель
чтение текста
этап
II
Лингвистичес-кий этап
III
IV
понимание
анализ
обсуждение
цель
информации
информации
заучивание
текста
- I - Приобретение знаний (в состоянии релаксации мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией)
- II - Формирование умения использовать знания (словесное описание, рисование образа – символа, закрепление на выполнении упражнений, заданий, вопросов).
- III - Закрепление навыка использования знаний (поиск самостоятельных образов, примеров, творческая работа)
Примерная структура урока:
Оргмомент, фронтальный опрос, повторение, проверка д/з – 5 минут (активность).
Введение нового материала – 10 минут (релаксация).
Обсуждение, рисование,– 10 минут (активность).
Прослушивание нового материала – 5 минут (релаксация).
Решение задач по новому материалу – 15 минут (активность).
… от красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдём к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте»
Платон
Нравится ли вам ноосферный урок?
- 9 класс из 17 – 17 «да»
- 8 класс из 21 – 21 «да»
- 6 класс из 24 – 24 «да»
- 5 класс из 23 – 23 «да»
11 класс
Из 13учеников опрошено 10
да - 9, нет – 1