СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Односоставные безличные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие  безличных предложений;
  • формировать умения находить безличные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • определить  роль  безличных  предложений  в  тексте;
  • формировать умение использовать безличные предложения в речи;

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Односоставные безличные предложения"»

                   Односоставное предложе ́ние.  Безличное предложение.   Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Односоставное предложе ́ние. Безличное предложение.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели урока: дать понятие о безличных предложениях; формировать умения находить безличные предложения по их значению, структурным особенностям; формировать умение использовать безличные предложения в речи.

Цели урока:

  • дать понятие о безличных предложениях;
  • формировать умения находить безличные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • формировать умение использовать безличные предложения в речи.
 Мы рады приветствовать Вас в классе нашем, Возможно, есть классы лучше и краше, Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко.

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,

Возможно, есть классы лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

 Добрый день! Я хочу вам пожелать Активности; Усидчивости; Удачи; Самостоятельности; Хороших успехов.

Добрый день!

Я хочу вам пожелать

Активности;

Усидчивости;

Удачи;

Самостоятельности;

Хороших успехов.

 На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая.  Говорите чётко, внятно,  Чтобы было всё понятно.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

 Если хочешь отвечать,  Надо руку поднимать.  В стране родного языка  Не всё известно нам пока,  Но путешествовать начнем  И сами до всего дойдем.  

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

 

Повторим изученное. Дополни предложения  1.Предложения по количеству грамматических основ делятся на .. 2.Односоставные предложения делятся на… 3. Назывные предложения – это …  4.Определённо-личные предложения – это…  5.Неопределённо-личные предложения –

Повторим изученное.

Дополни предложения

1.Предложения по количеству грамматических основ делятся на ..

2.Односоставные предложения делятся на…

3. Назывные предложения – это … 

4.Определённо-личные предложения – это… 

5.Неопределённо-личные предложения –

Односоставные предложения !!!   С главным членом – подлежащим ( ) С главным членом – сказуемым ( ) безличные назывные Неопределённо-личные Определённо - личные Обобщенно-личные

Односоставные предложения

!!!

С главным членом –

подлежащим

( )

С главным членом –

сказуемым

( )

безличные

назывные

Неопределённо-личные

Определённо - личные

Обобщенно-личные

Назывное Зима . Безличное предложение   Сегодня Похолодало. Определённо-личное Люблю морозный день. Односоставные предложения Неопределённо-личное Во дворе убирают снег. Обобщённо-личное Береги нос в большой мороз!    .

Назывное

Зима .

Безличное предложение

Сегодня

Похолодало.

Определённо-личное

Люблю морозный день.

Односоставные предложения

Неопределённо-личное

Во дворе убирают снег.

Обобщённо-личное

Береги нос в большой мороз!

.

2. На какие группы делятся односоставные предложения? Односоставные с главным членом – подлежащим – Односоставные с главным членом – сказуемым   Н А З Ы В Н Ы Е ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ (сказуемое-глагол в форме 1, 2 лица ед. или мн. числа). НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ( сказуемое –глагол в форме 3 лица ) и л и  со значением обобщённого лица (пословицы, поговорки) БЕЗЛИЧНЫЕ ( отсутствие, невозможность указания на исполнителя действия)

2. На какие группы делятся односоставные предложения?

Односоставные с главным членом – подлежащим –

Односоставные с главным членом – сказуемым

Н А З Ы В Н Ы Е

  • ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ (сказуемое-глагол в форме 1, 2 лица ед. или мн. числа).
  • НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ( сказуемое –глагол в форме 3 лица ) и л и со значением обобщённого лица (пословицы, поговорки)
  • БЕЗЛИЧНЫЕ ( отсутствие, невозможность указания на исполнителя действия)

Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями, покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные предложения. Из предложенных укажите (письменно):  А) односоставные назывные Б) односоставные определённо-личные В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо-личные) Поговори со мною, мама. Сижу у моря, смотрю на пучину. (пучину?) Шум, возня, беготня беспрестанная. Хлеб-соль ешь, а правду режь. Слышишь что-нибудь? Не обижайся на меня. Великолепный зимний день! На вокзале тебя встретят.

Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями,

покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные

предложения. Из предложенных укажите (письменно):

А) односоставные назывные

Б) односоставные определённо-личные

В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо-личные)

  • Поговори со мною, мама.
  • Сижу у моря, смотрю на пучину. (пучину?)
  • Шум, возня, беготня беспрестанная.
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь.
  • Слышишь что-нибудь?
  • Не обижайся на меня.
  • Великолепный зимний день!
  • На вокзале тебя встретят.

Проверим правильность: А) 3, 7  Б) 1, 2, 5, 6  В) 4, 8

Проверим правильность:

А) 3, 7

Б) 1, 2, 5, 6

В) 4, 8

Игра «Не спутай кармашки» 1. Выберите себе книгу по вкусу. 2.Осень.Готовимся к сельским работам. 3.Цыплят по осени считают. 4. Высокое здание. 5.В доме шумят. 6.Сегодня рисуем пейзаж. 6.Бескрайнее поле. Травы скашивают рано утром. 7. Знали бы дорогу - не заблудились бы. 8. Иду на помощь!

Игра «Не спутай кармашки»

1. Выберите себе книгу по вкусу.

2.Осень.Готовимся к сельским работам.

3.Цыплят по осени считают.

4. Высокое здание.

5.В доме шумят.

6.Сегодня рисуем пейзаж.

6.Бескрайнее поле. Травы скашивают рано утром.

7. Знали бы дорогу - не заблудились бы.

8. Иду на помощь!

Игра «Не спутай кармашки».     назывное Осень. о/л Высокое здание. Выберите себе книгу по вкусу. н/л Бескрайнее поле. Готовимся к сельским работам. Цыплят по осени считают. Сегодня рисуем пейзаж. В доме шумят. Иду на помощь! Травы скашивают рано утром.  Знали бы дорогу - не заблудились бы.  день идёшь по дорожке парка и любуешься

Игра «Не спутай кармашки».

назывное

Осень.

о/л

Высокое здание.

Выберите себе книгу по вкусу.

н/л

Бескрайнее поле.

Готовимся к сельским работам.

Цыплят по осени считают.

Сегодня рисуем пейзаж.

В доме шумят.

Иду на помощь!

Травы скашивают рано утром.

Знали бы дорогу - не заблудились бы.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Исследовательская работа    (1) Какое сырое утро! (2)За окном мутно .(3) Каплет с крыши. (4)Окна залеплены серым снегом. (5)Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает. (6)Как болят кости! (7)Но надо вставать и работать . (8)Наступило утро. (9) В деревне уже выходят на работу. (10)И мне надо работать. (11) Но как мне нездоровится! (12) И нет сил. (13)Полежу ещё чуть-чуть. (14)Всё то же сырое утро… (15)В избе жарко натоплено. (16) Мне не хочется работать.   день идёшь по дорожке парка и любуешься

Исследовательская работа

(1) Какое сырое утро!

(2)За окном мутно .(3) Каплет с крыши. (4)Окна залеплены серым снегом. (5)Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.

(6)Как болят кости! (7)Но надо вставать и работать . (8)Наступило утро. (9) В деревне уже выходят на работу. (10)И мне надо работать. (11) Но как мне нездоровится! (12) И нет сил. (13)Полежу ещё чуть-чуть.

(14)Всё то же сырое утро…

(15)В избе жарко натоплено.

(16) Мне не хочется работать.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Выводы    Главный член этих предложений выражается:   1. Словом категории состояния. -1.  За окном мутно.  2. Личным глаголом в безличном значении :  2. Каплет с крыши.  3. Инфинитивом :  7. Но надо вставать и работать .  4. Безличным глаголом :  11. Мне нездоровится.  5. Словом нет : 11. И нет сил.  6. Краткой формой причастия : 15. В избе жарко натоплено.  7. Возвратным глаголом в безличном значении: 16. Мне не хочется работать.   день идёшь по дорожке парка и любуешься

Выводы

Главный член этих предложений выражается:

  1. Словом категории состояния. -1.  За окном мутно. 2. Личным глаголом в безличном значении 2. Каплет с крыши. 3. Инфинитивом 7. Но надо вставать и работать . 4. Безличным глаголом 11. Мне нездоровится. 

5. Словом нет : 11. И нет сил. 6. Краткой формой причастия : 15. В избе жарко натоплено. 7. Возвратным глаголом в безличном значении: 16. Мне не хочется работать.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

   В безличном предложении главный член может быть выражен: 1)безличным глаголом; 2)личным глаголом в безличном значении;  3)инфинитивом; 4) кратким страдательным причастием среднего рода;  5) словами категории состояния; 6)отрицательным словом нет, глаголом не было, с отрицанием не.

В безличном предложении

главный член может быть выражен:

1)безличным глаголом;

2)личным глаголом в безличном значении;

3)инфинитивом;

4) кратким страдательным причастием среднего рода;

5) словами категории состояния;

6)отрицательным словом нет, глаголом не было, с отрицанием не.

Комментированное письмо    Задание: Спишите текст, подчеркните главные члены безличных предложений. Укажите, чем они выражены.  На улице было морозно. Хорошо в лесу в апреле! Хорошо в лесу весной! И вот снега больше нет. Не хочет(?)ся в комн..ты, отрадно на воздухе, хоть и становит(?)ся свежо. Жарко в природе, холодно в душе: кругом все море да море.    день идёшь по дорожке парка и любуешься

Комментированное письмо

Задание: Спишите текст, подчеркните главные члены безличных предложений. Укажите, чем они выражены. На улице было морозно.

Хорошо в лесу в апреле! Хорошо в лесу весной!

И вот снега больше нет.

Не хочет(?)ся в комн..ты, отрадно на воздухе, хоть и становит(?)ся свежо.

Жарко в природе, холодно в душе: кругом все море да море.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Работа в группах    1) Ночью на мокрые деревья упал  снег , согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата. 2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять .   день идёшь по дорожке парка и любуешься

Работа в группах

1) Ночью на мокрые деревья упал снег , согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять .

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Творческая работа  - Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные безличные.  Образец 1.  Сегодня я  работаю хорошо. – Сегодня мне работается хорошо. 1.По вечерам отец пишет особенно легко. 2. Девушка с утра поёт. 3. Старик весь день спит.

Творческая работа

- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные безличные.

  • Образец 1. Сегодня я работаю хорошо. – Сегодня мне работается хорошо.

1.По вечерам отец пишет особенно легко. 2. Девушка с утра поёт. 3. Старик весь день спит.

Творческая работа  - Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные безличные. Образец 2.  У меня есть уверенность. – У меня нет уверенности. 1.У нас в классе есть отстающие. 2. В этом журнале есть хорошие стихи. 3. У меня есть свободное место.

Творческая работа

- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные безличные.

Образец 2. У меня есть уверенность. – У меня нет уверенности.

1.У нас в классе есть отстающие.

2. В этом журнале есть хорошие стихи.

3. У меня есть свободное место.

    Работа с поэтическими текстами . Задание: Определите безличные предложения. Подчеркните в них главный член. А) И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Б) И верится, и плачется, И так легко, легко. В) Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять...

Работа с поэтическими текстами .

Задание: Определите безличные предложения. Подчеркните в них главный член.

А) И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Б) И верится, и плачется,

И так легко, легко.

В) Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

     Игра – конкурс «Кто быстрее» и правильнее определит вид предложений и запишет номера в таблицу. 1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин) 2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин) 3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков) 4) От её голоса повеяло теплотой. 5) Вдыхаешь запах морозной прохлады. 6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.  7) В ту ночь никому не спалось. 8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес. 9) В избе жарко натопили.  10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

Игра – конкурс «Кто быстрее»

и правильнее определит вид предложений и запишет номера в таблицу.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков) 4) От её голоса повеяло теплотой. 5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили. 10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

В безличном предложении   главный член может быть выражен:  1)Безличным глаголом  Мне с детства очень повезло.  2)Личным глаголом в безличном употреблении Каплет с черёмух.  3)Словами категории состояния На душе было легко и грустно.  4)Инфинитивом Приходится просыпаться от тишины.  5)Словами нет, не было Нет сна, есть видимость его.  6) Кратким страдательным причастием среднего рода В номере было накурено.

В безличном предложении

главный член может быть выражен:

1)Безличным глаголом

Мне с детства очень повезло.

2)Личным глаголом в безличном употреблении Каплет с черёмух.

3)Словами категории состояния

На душе было легко и грустно.

4)Инфинитивом

Приходится просыпаться от тишины.

5)Словами нет, не было

Нет сна, есть видимость его.

6) Кратким страдательным причастием среднего рода

В номере было накурено.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении Безличные предложения 1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся) 1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло . 2.Личный глагол в безличном значении. 2. Каплет с черёмух. Завыло , запело вдали густо, пронзительно. 3. Инфинитив 3. Идти дальше некуда. Слов не понять . 4. Слово категории состояния на –о (наречие) 4. За окном мутно. На душе было легко и грустно.  5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом 5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. 6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом 6. Пора уж разводить костёр и варить уху. 7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. 7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка . 8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-. 8. В номере было накурено .  

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличные предложения

1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся)

1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло .

2.Личный глагол в безличном значении.

2. Каплет с черёмух. Завыло , запело вдали густо, пронзительно.

3. Инфинитив

3. Идти дальше некуда. Слов не понять .

4. Слово категории состояния на –о (наречие)

4. За окном мутно. На душе было легко и грустно.

5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом

6. Пора уж разводить костёр и варить уху.

7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка .

8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-.

8. В номере было накурено .

 

  Конструирование предложений . Переделайте двусоставное предложение в безличное.    Мне нездоровится.  Малышу не спится.  Вечереет.  Снегом замело дорогу.  У тебя нет книги?  Пахнет сосной. Я не здоров. Малыш не спит. Приближается вечер. Снег замёл дорогу. У тебя есть книга? Пахнет сосна.  Самопроверка

Конструирование предложений . Переделайте двусоставное предложение в безличное.

Мне нездоровится.

Малышу не спится.

Вечереет.

Снегом замело дорогу.

У тебя нет книги?

Пахнет сосной.

Я не здоров.

Малыш не спит.

Приближается вечер.

Снег замёл дорогу.

У тебя есть книга?

Пахнет сосна.

Самопроверка

       Работа с текстом «В лесу».  Задание: Подчеркните главный член в односоставных предложениях. Определите вид односоставных предложений.   1.Стою на опушке ближайшего леса. 2. Вокруг мёртвая тишина. 3. Не слышно пения птиц, не качаются ветви деревьев. 4. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом. 5. Ветви берёз искрятся на солнце от серебряного инея. 6. Дышу полной грудью и наслаждаюсь красотой природы. 7. Чувствую себя такой счастливой! 8. Как хорошо в лесу! 9. Жаль, что позвонили по телефону. 10. Нужно возвращаться домой.

Работа с текстом «В лесу».

Задание: Подчеркните главный член в односоставных предложениях. Определите вид односоставных предложений.

1.Стою на опушке ближайшего леса.

2. Вокруг мёртвая тишина. 3. Не слышно пения птиц, не качаются ветви деревьев. 4. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом. 5. Ветви берёз искрятся на солнце от серебряного инея. 6. Дышу полной грудью и наслаждаюсь красотой природы. 7. Чувствую себя такой счастливой! 8. Как хорошо в лесу! 9. Жаль, что позвонили по телефону. 10. Нужно возвращаться домой.

Подведём итоги.     Безличные предложения это односоставные предложения, в которых главный член выражается безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в родительном падеже с НИ или НЕ. день идёшь по дорожке парка и любуешься

Подведём итоги.

Безличные предложения это односоставные предложения, в которых главный член выражается безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в родительном падеже

с НИ или НЕ.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Выделите грамматические основы, укажите, чем выражены сказуемые. 1.Пахнет снегом и высушенной травой. 2.Мне было скучно. 3.Трудно разобрать очертания предметов. 4.Мне нездоровилось. 5.На улице нет солнца. 6.Об экзаменах уже сообщено.

Выделите грамматические основы, укажите, чем выражены сказуемые.

1.Пахнет снегом и высушенной травой.

2.Мне было скучно.

3.Трудно разобрать очертания предметов.

4.Мне нездоровилось.

5.На улице нет солнца.

6.Об экзаменах уже сообщено.

Пахнет – глагол 3-е лицо настоящее время Было скучно – быть+ наречие Разобрать – глагол в неопределённой форме Нездоровилось – глагол ср. род, прошедшее время Нет Сообщено – краткое страдательное причастие ср. рода

Пахнет – глагол 3-е лицо настоящее время

Было скучно – быть+ наречие

Разобрать – глагол в неопределённой форме

Нездоровилось – глагол ср. род, прошедшее время

Нет

Сообщено – краткое страдательное причастие ср. рода

Восстановить пропущенное слово.   И в раю жить ... одному. Делано наспех, ... на смех. И друга и врага можно ... в трех обстоятельствах: в пути, и в горе, и в болезни. Где добра ..., там не ищи правды. Каково живется, таково и .... Надо всем знать, как врага .... Уважение трудно заработать, но легко .... Упавшему в воду нечего ... дождя. Нерешительному не ... удачи. Глупому не ... и с ума сойти.

Восстановить пропущенное слово.

И в раю жить ... одному.

Делано наспех, ... на смех.

И друга и врага можно ... в трех обстоятельствах: в пути, и в горе, и в болезни.

Где добра ..., там не ищи правды.

Каково живется, таково и ....

Надо всем знать, как врага ....

Уважение трудно заработать, но легко ....

Упавшему в воду нечего ... дождя.

Нерешительному не ... удачи.

Глупому не ... и с ума сойти.

Проверь себя  1)Тошно;  2) сделано;  3) испытать;  4) нет;  5) спится;  6) распознавать;  7) потерять  8) бояться;  9) знать (или видать);  10) страшно.

Проверь себя

1)Тошно;

2) сделано;

3) испытать;

4) нет;

5) спится;

6) распознавать;

7) потерять

8) бояться;

9) знать (или видать);

10) страшно.

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 35, стр.110.(выучить правило); упр. № 203 2. Выполнить тестовые задания 3.Выпишите безличные предложения из рассказа «О любви» А.Чехова (8 предложений). Укажите способ выражения сказуемого.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 35, стр.110.(выучить правило); упр. № 203

2. Выполнить тестовые задания

3.Выпишите безличные предложения из рассказа «О любви» А.Чехова (8 предложений). Укажите способ выражения сказуемого.

Рефлексия   хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!