Конспект урока в 8 классе по теме: «БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Вид урока: изучение новой темы.
Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме «Односоставные предложения. Безличные предложения».
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- «мозговой штурм»;
- таблица «Знаю – хочу знать – узнал»;
- объединение информации в блоки через сопоставление;
- составление синквейна.
- игра «да» «нет»
Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в БП», карточки-примеры, контрольные карточки, учебник М.М.Разумовской «Русский язык 8 класс».
- раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал», примеры односоставных предложений, слайды: №1 «Таблица «Знаю – хочу знать – узнал», №2 , №3 «Клише синквейна», «Пример кластера».
Цели образовательные:
- обобщить и расширить знания обучающихся по теме «Односоставные предложения»;
- формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его. - развитие орфографических навыков;
цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи,
- развитие навыков парной и групповой работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
- воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей
Ход урока.
1. Оргмомент. Мотивация на изучение нового материала. Учитель формулирует тему урока, цель и задачи, которые должны быть реализованы к концу урока. Мотивация учеников на изучение нового материала, используя цитату Л.Н.Толстого:
«Старайся дать уму как можно больше пищи».
Каждому ученику выдаётся рабочий лист, на котором будет выполняться ряд заданий.
2. Лингвистическая разминка. ( рабочий лист, задание I). Самостоятельная работа.
(3 минуты)
В каком слове ударение падает на 3-ий слог?
а) баловать; б) звонит; в) черпает; г) сверкает.
В каком слове пишется окончание –ИТ?
а) чист..т; б) подморажива..т; в) рису..т; г) света..т.
Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием.
а) гулять по лесу; б) мечтает отдохнуть; в) красота природы; г) свой взгляд.
Найдите составное глагольное сказуемое:
а) попросили спеть; б) будет врачом; в) начал свистеть; г) прогуливается.
Укажите односоставные предложения, определите вид:
а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.
б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (определённо-личное)
в) Искрится и переливается снег в лунном свете.
г) Вскачь землю не пашут. (неопределённо-личное)
II. Стадия вызова.
Прием «мозговой штурм».
Индивидуальная работа. Задание. Запишите впервой колонке таблицы все, что вы знаете об безличных глаголах из уроков предыдущих лет обучения. Время на выполнение – 3 минуты. (Таблица ЗХУ - слайд №2)
Работа в парах. Задание. Зачитайте одноклассникам, сидящим рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение найдите единое мнение или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал». (Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал») Слайд №
Обучающиеся по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю». 2 минуты
Знаю | Хочу знать | Узнал |
1 В русском языке есть глаголы, которые называются безличными. 2. Они обозначают действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица. 3. Обычно эти глаголы обозначают Явления природы (состояние): Светает, вечереет, морозит, вьюжит. Физическое состояние живого существа Знобит, нездоровится, не спится. 4. Эти глаголы изменяются по временам, могут употребляться в форме сослагательного наклонения. Светает. Уже рассвело. Скоро будет светать. 5. Нередко личные глаголы могут употребляться в значении безличных. Водой подмыло берег. Его клонило в сон. | Чем выражено сказуемое в безличном предложении. | 1. Безличным глаголом. 2. Личным глаголом в безличном значении 3. Возвратным глаголом в безличном значении. 4. Инфинитивом. 5. Словами нет, не было(не оказалось, не нашлось) 6. Инфинитив в сочетании с безличным вспомогательным глаголом. 7. Наречием или кратким страдательным причастием в форме ср.р. со словом быть или без него. |
- Мы проверили знания, полученные на уроках предыдущих лет обучения. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».
- Сформулируем вопрос и запишем его в колонку «Хочу знать».
- Итак, безличные предложения – это объект нашего изучения на уроке.
III. Стадия осмысления.
1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». (Слайд № 3)
- Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, внимательно прочитайте параграф 21 (стр.84). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение. В ходе чтения параграфа и наблюдения над примерами заполняется 3-я колонка таблицы ЗХУ. – 5 минут
Проверка колонки «Узнал». - 2 минуты
- Итак, о чём говорит нам название «безличное» предложение? (Нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие – «без лица»).
Приступим к следующему заданию.
Физкультминутка (2 мин)
2. Работа над предложениями. Применение правила на практике (Слайд № 4)
- Найдите в составе сложных предложений односоставные.
1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
- Назовите односоставные в составе СП.
- Состояние чего рисует это предложение? (природы)
2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.
- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека) (4 минуты)
Взаимопроверка.
- К какому выводу пришли, анализируя эти предложения?
(Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.)
3. Работа с раздаточным материалом. Выполнение тренировочного задания. (с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении»).
- Перед вами предложения, взятые из миниатюр В.П.Астафьева.
Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, заполните пустые поля. ( 6 минут минут)
Возможна работа в парах, кто чувствует уверенность – самостоятельно.
Чем выражено сказуемое в безличном предложении | Безличные предложения |
1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся) | 1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло. |
2.Личный глагол в безличном значении. | 2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. |
3. Инфинитив | 3. Идти дальше некуда. Слов не понять. |
4. Слово категории состояния на –о (наречие) | 4. За окном мутно. На душе было легко и грустно. |
5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом | 5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. |
6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом | 6. Пора уж разводить костёр и варить уху. |
7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. | 7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка. |
8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-. | 8. В номере было накурено. |
Взаимопроверка. 1 минута
- Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи?
(выразительность; лаконичная форма обозначения состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)
- Какое из предложений звучит поэтичнее?
Наступает вечер. или Вечереет?
4. Работа по первичному закреплению. 5 минут
Упр. 134. Списать, восстанавливая пропущенные запятые. Подчеркнуть грамматическую основу, указать, чем выражено сказуемое.
IV. Стадия рефлексии.
Контрольные раздаточные карточки. (3 мин)
Определите вид предложений и запишите номера в таблицу.
Двусоставное предложение | 3, 6,8. |
Определённо–личное предложение | 1, 2, 5. |
Неопределённо-личное предложение | 9. |
Безличное предложение | 4, 7, 10. |
1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)
2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)
3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)
4) От её голоса повеяло теплотой.
5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7) В ту ночь никому не спалось.
8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9) В избе жарко натопили.
10) В воздухе пахнет сосновой смолой.
2. Итог урока. ИГРА «ДА – НЕТ». Тонкие вопросы. (4 мин)
1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
Толстые вопросы.
- Что узнали об односоставных предложениях?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о них?
(Этапы:1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.)
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
- Составьте синквейн (слайд № ).
Не забывайте использовать в своей речи Односоставные предложения!
3. Домашнее задание. Упр.135. Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, указать грамматическую основу и форму глагола.