Односоставное предложе ́ние. Неопределённо – личное предложение.
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели урока:
- дать понятие о неопределённо-личных предложений;
- формировать умения находить неопределённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
- формировать умение использовать неопределённо-личные предложения в речи.
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,
Возможно, есть классы лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Добрый день!
Я хочу вам пожелать
Активности;
Усидчивости;
Удачи;
Самостоятельности;
Хороших успехов.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
Орфографи ́ ческая разми ́ нка
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Орфографи ́ ческая разми ́ нка
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
(Не) друг, а враг; (не) сделанный; (не) объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не) взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не) широкий, а узкий; (не) собрать;
(не) чаянность; (не) медленно.
Орфографи ́ ческая разми ́ нка
Пишется раздельно:
Пишется слитно:
есть противопоставление с союзом а
слово с НЕ можно заменить синонимом без не
есть зависимое слово
не с глаголами (деепричастиями, краткими причастиями ) пишется раздельно
полное причастие:
есть слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не
без НЕ не употребляется
нет зависимого слова;
нет противопоставления с союзом а
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Не друг, а враг; несделанный; необъятный; вовсе не интересен; не выполнен; невзлюбить; не зависевший от обстоятельств; не рисуя; не широкий, а узкий; не собрать; нечаянность;
немедленно.
Повторим изученное.
Игра «Чемодан опыта».
- Двусоставные предложения это такие предложения, которые имеют в составе грамматической основы и .., и ..
- Односоставные предложения это такие предложения, которые имеют только один главный член: .. или .. . Односоставные предложения делятся на односоставные предложения с главным членом – сказуемым: .. -личные, ..-личные, .. -личные и..; с главным членом – подлежащим: ..
Повторим изученное.
Игра «Чемодан опыта».
- Назывные предложения это такие
односоставные предложения, в которых главный член выражается существительным в .. или сочетанием .. с существительным.
- Определённо – личные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме .., .. лица .. или .. наклонения
Игра «Не спутай кармашки.
«Односост. о/л предложение»
«Односост. наз. предложение»
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Игра «Не спутай кармашки.
Не забуду этой встречи. Вот и звонок. Выхожу из дому рано утром. Площадь перед собором в Москве. Из песни слова не выкинешь. Стой за правду горой. Весенняя ночь. Глухая пора листопада.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Игра «Не спутай кармашки.
«Односост. о/л предложение»
Не забуду этой встречи.
«Односост. наз. предложение»
Вот и звонок.
Выхожу из дому рано утром.
Из песни слова не выкинешь. Стой за правду горой.
Площадь перед собором в Москве.
Весенняя ночь.
Глухая пора листопада.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Исследовательская работа
- Прочитайте предложения на карточках. Сопоставьте их, укажите, чем выражен главный член односоставных предложений.
Передовые рабочие были отмечены премией. - Передовых рабочих отметили премией.
Почтальоны доставляют газеты по утрам. – Газеты доставляют по утрам.
На площади строители построят здание нового театра . - На площади построят здание нового театра.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Сопоставление предложений
Передовые рабочие были отмечены премией.
Передовых рабочих отметили премией.
Почтальоны доставляют газеты по утрам.
Газеты доставляют по утрам.
Товарищи расскажут о победе наших спортсменов.
Мне расскажут о победе наших спортсменов.
На площади строители построят здание нового театра .
На площади построят здание нового театра .
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
- Прочитайте предложения на карточках. Сопоставьте их, укажите, чем выражен главный член односоставных предложений.
Передовые рабочие были отмечены премией. - Передовых рабочих отметили премией. (3 л., мн. ч., прош. вр.).
Почтальоны доставляют газеты по утрам. – Газеты доставляют по утрам. (3 л., мн. ч., наст. вр.).
На площади строители построят здание нового театра . - На площади построят здание нового театра . (3 л, мн. ч, буд. вр).
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Комментированное письмо
Упр.№190
Дни поздней осени бранят обыкновенно (3 л., мн. ч., наст. вр.). Ведут (3 л., мн. ч., наст. вр.) ко мне коня; в раздолии открытом, махая гривою, он всадника несёт. Три дня все поиски по нём напрасны были; но потом его в степи без чувств нашли (3 л., мн. ч., прош. вр.). И казнили (3 л., мн. ч., прош. вр.) Степана Калашникова смертью лютою, позорною.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
РАБОТА В ГРУППАХ
-Выберите из данных
предложений неопределенно-личные, укажите, чем выражено сказуемое.
В магазин привезли новые книги. Приходите завтра на концерт. За ветром в поле не угонишься. Придешь завтра на каток? Сегодня демонстрируют новый фильм. Приготовьте все для опыта. Его послали в командировку. Не поможешь товарищу разобраться в задаче? Пугачеву подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Верни мне завтра книгу. На рынок привезли много свежих фруктов. Вчерашнего дня не воротишь. На ваши вопросы нельзя сразу ответить. И там тебя ждут. Откладывать совещание дальше было нельзя. В комнатах были люди, в коридоре никого не было. Об этом много говорят в нашем городе.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
РАБОТА В ГРУППАХ
В магазин привезли новые книги.
Приходите завтра на концерт. За ветром в поле не угонишься. Придешь завтра на каток? Сегодня демонстрируют новый фильм. Приготовьте все для опыта. Его послали в командировку . Не поможешь товарищу разобраться в задаче? Пугачеву подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Верни мне завтра книгу. На рынок привезли много свежих фруктов. Вчерашнего дня не воротишь. На ваши вопросы нельзя сразу ответить. И там тебя ждут . Откладывать совещание дальше было нельзя. В комнатах были люди, в коридоре никого не было. Об этом много говорят в нашем городе.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Творческая работа
- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные.
- Образец 1. В выходной день была организована прогулка на лыжах.- В выходной день организовали прогулку на лыжах
- Лучшие ученики были приняты в комсомол. Школьники оборудовали спортплощадку около школы. Библиотека выписала для учащихся новые журналы. Шефы для нас построили новую школу. По радио диктор передавал последние известия.
Творческая работа
- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные.
- Образец 2. Диктор передает по радио о предстоящем похолодании.- По радио передают о предстоящем похолодании.
- Директор посылает брата в командировку. Сестра меня разбудит утром. Девушка продает в киоске новые книги. У нас в семье все любят спорт. Вас кто-нибудь проводит до дома? На вас некоторые жалуются.
Игра «Корректор»
- Исправьте ошибки.
1). За рекой косили (о./л.). 2). По дороге зимней скучной тройка борзая бежит (наз.) 3). В поселке строят новую школу (н./л.) 4). Люблю зимний лес (о./л) 5). Город и людей как будто подменили (односост.). 6). Первые шаги весны (двусост.) 7). В клубе пели и плясали (о./л.) . 8). На балконе соседней дачи зажгли свет (наз.). 10). В дверь негромко постучали (н./л.).
Проверь себя!
1). За рекой косили (н./л.). 2). По дороге зимней скучной тройка борзая бежит (двусост.) 3). В поселке строят новую школу (н./л.) 4). Люблю зимний лес (о./л) 5). Город и людей как будто подменили (двусост.). 6). Первые шаги весны (наз.) 7). В клубе пели и плясали (н./л.) . 8). На балконе соседней дачи зажгли свет (н/л.). 10). В дверь негромко постучали (н./л.).
Работа с поэтическими текстами .
- I вариант – Выписать предложения определённо-личные.
- II вариант - Выписать предложения неопределённо-личные.
Работа с поэтическими текстами .
1.И на обломках самовластья
Напишут наши имена.(А.С. Пушкин).
2. Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю! ( М.Ю. Лермонтов)
3. Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С.Пушкин)
4.Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А.С. Пушкин)
5.Не уходи, побудь со мною! (А.С. Пушкин)
Игра – конкурс «Кто быстрее»
1. Выберите себе книгу по вкусу.
2.Осень. Готовимся к сельским работам.
3.Цыплят по осени считают.
4. В доме шумят.
5.Сегодня рисуем пейзаж.
6.Травы скашивают рано утром.
7. Знали бы дорогу- не заблудились бы.
8. Иду на помощь!
Игра – конкурс «Кто быстрее»
1. Выберите себе книгу по вкусу.
2.Осень. Готовимся к сельским работам.
3.Цыплят по осени считают. (н-л)
4. В доме шумят . (н-л)
5.Сегодня рисуем пейзаж.
6.Травы скашивают рано утром. (н-л)
7. Знали бы дорогу- не заблудились бы. (н-л)
8. Иду на помощь!
Самостоятельная работа
За лето не(большую) сельскую школу отремонтировали. Стены в классах за(нов..) побелили, и они стали такими чистыми, свеж..нькими без единого пятнышка. Пом..няли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют т..ремком.
Алгоритм рассуждения .
1.Определи односоставное или двусоставное предложение.
2.Если односоставное и главный член выражен сказуемым, то определи:
-если это глагол 1 л., наст. вр., изъяв.накл. или 2 л., наст.вр., изъяв. или повел. накл. - это определённо-личное предложение.
-если глагол в 3л., мн.ч., наст. и буд.вр. или 3 л., мн.ч., прош.вр. - это неопределённо-личное предложение.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Подведём итоги.
Неопределённо – личные предложения это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го л.множественного числа в настоящем, будущем времени и в форме множественного числа прошедшего времени.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Зарядка для глаз
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 33, стр.108.(выучить правило); упр.192; выполнить тестовые задания
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо, но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!