СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Односоставные неопределённо - личные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие  неопределённо-личных предложений;
  • формировать умения находить неопределённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • формировать умение использовать неопределённо-личные предложения в речи;

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Односоставные неопределённо - личные предложения"»

                   Односоставное предложе ́ние.  Неопределённо – личное предложение.   Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Односоставное предложе ́ние. Неопределённо – личное предложение.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цели урока: дать понятие о неопределённо-личных предложений; формировать умения находить неопределённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям; формировать умение использовать неопределённо-личные предложения в речи.

Цели урока:

  • дать понятие о неопределённо-личных предложений;
  • формировать умения находить неопределённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • формировать умение использовать неопределённо-личные предложения в речи.
 Мы рады приветствовать Вас в классе нашем, Возможно, есть классы лучше и краше, Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко.

Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,

Возможно, есть классы лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

 Добрый день! Я хочу вам пожелать Активности; Усидчивости; Удачи; Самостоятельности; Хороших успехов.

Добрый день!

Я хочу вам пожелать

Активности;

Усидчивости;

Удачи;

Самостоятельности;

Хороших успехов.

 На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая.  Говорите чётко, внятно,  Чтобы было всё понятно.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

 Если хочешь отвечать,  Надо руку поднимать.  В стране родного языка  Не всё известно нам пока,  Но путешествовать начнем  И сами до всего дойдем.  

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

 

Орфографи ́ ческая разми ́ нка «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Орфографи ́ ческая разми ́ нка

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Орфографи ́ ческая разми ́ нка «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».  (Не) друг, а враг; (не) сделанный; (не) объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не) взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не) широкий, а узкий; (не) собрать; (не) чаянность; (не) медленно.

Орфографи ́ ческая разми ́ нка

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

(Не) друг, а враг; (не) сделанный; (не) объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не) взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не) широкий, а узкий; (не) собрать;

(не) чаянность; (не) медленно.

Орфографи ́ ческая разми ́ нка Пишется раздельно: Пишется слитно: есть противопоставление с союзом а слово с НЕ можно заменить синонимом без не есть зависимое слово не с глаголами (деепричастиями, краткими причастиями ) пишется раздельно полное причастие: есть слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не без НЕ не употребляется нет зависимого слова; нет противопоставления с союзом а

Орфографи ́ ческая разми ́ нка

Пишется раздельно:

Пишется слитно:

есть противопоставление с союзом а

слово с НЕ можно заменить синонимом без не

есть зависимое слово

не с глаголами (деепричастиями, краткими причастиями ) пишется раздельно

полное причастие:

есть слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

без НЕ не употребляется

нет зависимого слова;

нет противопоставления с союзом а

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».  Не друг, а враг; несделанный; необъятный; вовсе не интересен; не выполнен; невзлюбить; не зависевший от обстоятельств; не рисуя; не широкий, а узкий; не собрать; нечаянность;  немедленно.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Не друг, а враг; несделанный; необъятный; вовсе не интересен; не выполнен; невзлюбить; не зависевший от обстоятельств; не рисуя; не широкий, а узкий; не собрать; нечаянность;

немедленно.

Повторим изученное. Игра «Чемодан опыта». Двусоставные предложения это такие предложения, которые имеют в составе грамматической основы и .., и .. Односоставные предложения  это такие предложения, которые имеют только один главный член: .. или .. . Односоставные предложения делятся на односоставные предложения с главным членом – сказуемым: .. -личные, ..-личные, .. -личные и..; с главным членом – подлежащим: ..

Повторим изученное.

Игра «Чемодан опыта».

  • Двусоставные предложения это такие предложения, которые имеют в составе грамматической основы и .., и ..
  • Односоставные предложения это такие предложения, которые имеют только один главный член: .. или .. . Односоставные предложения делятся на односоставные предложения с главным членом – сказуемым: .. -личные, ..-личные, .. -личные и..; с главным членом – подлежащим: ..
Повторим изученное. Игра «Чемодан опыта». Назывные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается существительным в .. или сочетанием .. с существительным. Определённо – личные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме .., .. лица .. или .. наклонения

Повторим изученное.

Игра «Чемодан опыта».

  • Назывные предложения это такие

односоставные предложения, в которых главный член выражается существительным в .. или сочетанием .. с существительным.

  • Определённо – личные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме .., .. лица .. или .. наклонения

Игра «Не спутай кармашки.     «Односост. о/л предложение» «Односост. наз. предложение» день идёшь по дорожке парка и любуешься

Игра «Не спутай кармашки.

«Односост. о/л предложение»

«Односост. наз. предложение»

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Игра «Не спутай кармашки.     Не забуду этой встречи. Вот и звонок. Выхожу из дому рано утром. Площадь перед собором в Москве. Из песни слова не выкинешь. Стой за правду горой. Весенняя ночь. Глухая пора листопада. день идёшь по дорожке парка и любуешься

Игра «Не спутай кармашки.

Не забуду этой встречи. Вот и звонок. Выхожу из дому рано утром. Площадь перед собором в Москве. Из песни слова не выкинешь. Стой за правду горой. Весенняя ночь. Глухая пора листопада.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Игра «Не спутай кармашки.     «Односост. о/л предложение» Не забуду этой встречи. «Односост. наз. предложение» Вот и звонок. Выхожу из дому рано утром. Из песни слова не выкинешь. Стой за правду горой. Площадь перед собором в Москве. Весенняя ночь. Глухая пора листопада. день идёшь по дорожке парка и любуешься

Игра «Не спутай кармашки.

«Односост. о/л предложение»

Не забуду этой встречи.

«Односост. наз. предложение»

Вот и звонок.

Выхожу из дому рано утром.

Из песни слова не выкинешь. Стой за правду горой.

Площадь перед собором в Москве.

Весенняя ночь.

Глухая пора листопада.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Исследовательская работа    Прочитайте предложения на карточках. Сопоставьте их, укажите, чем выражен главный член односоставных предложений. Передовые рабочие были отмечены премией. - Передовых рабочих отметили премией.  Почтальоны доставляют газеты по утрам. – Газеты доставляют по утрам.  На  площади  строители построят здание  нового  театра . -  На  площади  построят здание  нового  театра.    день идёшь по дорожке парка и любуешься

Исследовательская работа

  • Прочитайте предложения на карточках. Сопоставьте их, укажите, чем выражен главный член односоставных предложений.

Передовые рабочие были отмечены премией. - Передовых рабочих отметили премией.

Почтальоны доставляют газеты по утрам. – Газеты доставляют по утрам.

На  площади  строители построят здание  нового  театра . -  На  площади  построят здание  нового  театра.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Сопоставление предложений  Передовые рабочие были отмечены премией.  Передовых рабочих отметили премией. Почтальоны доставляют газеты по утрам.  Газеты доставляют по утрам.   Товарищи расскажут о победе наших спортсменов. Мне расскажут о победе наших спортсменов. На  площади  строители построят здание  нового  театра .  На  площади  построят здание  нового  театра .

Сопоставление предложений

Передовые рабочие были отмечены премией.

Передовых рабочих отметили премией.

Почтальоны доставляют газеты по утрам.

Газеты доставляют по утрам.

Товарищи расскажут о победе наших спортсменов.

Мне расскажут о победе наших спортсменов.

На  площади  строители построят здание  нового  театра .

На  площади  построят здание  нового  театра .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!    Прочитайте предложения на карточках. Сопоставьте их, укажите, чем выражен главный член односоставных предложений. Передовые рабочие были отмечены премией. - Передовых рабочих отметили премией.  (3 л., мн. ч., прош. вр.). Почтальоны доставляют газеты по утрам. – Газеты доставляют по утрам.  (3 л., мн. ч., наст. вр.). На  площади  строители построят здание  нового  театра . -  На  площади  построят здание  нового  театра . (3 л, мн. ч, буд. вр).   день идёшь по дорожке парка и любуешься

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

  • Прочитайте предложения на карточках. Сопоставьте их, укажите, чем выражен главный член односоставных предложений.

Передовые рабочие были отмечены премией. - Передовых рабочих отметили премией. (3 л., мн. ч., прош. вр.).

Почтальоны доставляют газеты по утрам. – Газеты доставляют по утрам. (3 л., мн. ч., наст. вр.).

На  площади  строители построят здание  нового  театра . -  На  площади  построят здание  нового  театра . (3 л, мн. ч, буд. вр).

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Комментированное письмо Упр.№190  Дни поздней осени бранят обыкновенно (3 л., мн. ч., наст. вр.). Ведут (3 л., мн. ч., наст. вр.) ко мне коня; в раздолии открытом, махая гривою, он всадника несёт. Три дня все поиски по нём напрасны были; но потом его в степи без чувств нашли (3 л., мн. ч., прош. вр.). И казнили (3 л., мн. ч., прош. вр.) Степана Калашникова смертью лютою, позорною.       день идёшь по дорожке парка и любуешься

Комментированное письмо

Упр.№190

Дни поздней осени бранят обыкновенно (3 л., мн. ч., наст. вр.). Ведут (3 л., мн. ч., наст. вр.) ко мне коня; в раздолии открытом, махая гривою, он всадника несёт. Три дня все поиски по нём напрасны были; но потом его в степи без чувств нашли (3 л., мн. ч., прош. вр.). И казнили (3 л., мн. ч., прош. вр.) Степана Калашникова смертью лютою, позорною.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

РАБОТА В ГРУППАХ    -Выберите из данных предложений неопределенно-личные, укажите, чем выражено сказуемое. В магазин привезли новые книги. Приходите завтра на концерт. За ветром в поле не угонишься. Придешь завтра на каток? Сегодня демонстрируют новый фильм. Приготовьте все для опыта. Его послали в командировку. Не поможешь товарищу разобраться в задаче? Пугачеву подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Верни мне завтра книгу. На рынок привезли много свежих фруктов. Вчерашнего дня не воротишь. На ваши вопросы нельзя сразу ответить. И там тебя ждут. Откладывать совещание дальше было нельзя. В комнатах были люди, в коридоре никого не было. Об этом много говорят в нашем городе.         день идёшь по дорожке парка и любуешься

РАБОТА В ГРУППАХ

-Выберите из данных

предложений неопределенно-личные, укажите, чем выражено сказуемое.

В магазин привезли новые книги. Приходите завтра на концерт. За ветром в поле не угонишься. Придешь завтра на каток? Сегодня демонстрируют новый фильм. Приготовьте все для опыта. Его послали в командировку. Не поможешь товарищу разобраться в задаче? Пугачеву подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Верни мне завтра книгу. На рынок привезли много свежих фруктов. Вчерашнего дня не воротишь. На ваши вопросы нельзя сразу ответить. И там тебя ждут. Откладывать совещание дальше было нельзя. В комнатах были люди, в коридоре никого не было. Об этом много говорят в нашем городе.

 

день идёшь по дорожке парка и любуешься

РАБОТА В ГРУППАХ    В магазин привезли новые книги.  Приходите завтра на концерт. За ветром в поле не угонишься. Придешь завтра на каток? Сегодня демонстрируют новый фильм. Приготовьте все для опыта. Его послали в командировку . Не поможешь товарищу разобраться в задаче? Пугачеву подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Верни мне завтра книгу. На рынок привезли много свежих фруктов. Вчерашнего дня не воротишь. На ваши вопросы нельзя сразу ответить. И там тебя ждут . Откладывать совещание дальше было нельзя. В комнатах были люди, в коридоре никого не было. Об этом много говорят в нашем городе.         день идёшь по дорожке парка и любуешься

РАБОТА В ГРУППАХ

В магазин привезли новые книги.

Приходите завтра на концерт. За ветром в поле не угонишься. Придешь завтра на каток? Сегодня демонстрируют новый фильм. Приготовьте все для опыта. Его послали в командировку . Не поможешь товарищу разобраться в задаче? Пугачеву подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Верни мне завтра книгу. На рынок привезли много свежих фруктов. Вчерашнего дня не воротишь. На ваши вопросы нельзя сразу ответить. И там тебя ждут . Откладывать совещание дальше было нельзя. В комнатах были люди, в коридоре никого не было. Об этом много говорят в нашем городе.

 

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Творческая работа  - Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные.  Образец 1.  В выходной день была организована прогулка на лыжах.- В выходной день организовали прогулку на лыжах  Лучшие ученики были приняты в комсомол. Школьники оборудовали спортплощадку около школы. Библиотека выписала для учащихся новые журналы. Шефы для нас построили новую школу. По радио диктор передавал последние известия.

Творческая работа

- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные.

  • Образец 1. В выходной день была организована прогулка на лыжах.- В выходной день организовали прогулку на лыжах
  • Лучшие ученики были приняты в комсомол. Школьники оборудовали спортплощадку около школы. Библиотека выписала для учащихся новые журналы. Шефы для нас построили новую школу. По радио диктор передавал последние известия.

Творческая работа  - Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные.  Образец 2. Диктор передает по радио о предстоящем похолодании.- По радио передают о предстоящем похолодании.  Директор посылает брата в командировку. Сестра меня разбудит утром. Девушка продает в киоске новые книги. У нас в семье все любят спорт. Вас кто-нибудь проводит до дома? На вас некоторые жалуются.

Творческая работа

- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные неопределенно- личные.

  • Образец 2. Диктор передает по радио о предстоящем похолодании.- По радио передают о предстоящем похолодании.
  • Директор посылает брата в командировку. Сестра меня разбудит утром. Девушка продает в киоске новые книги. У нас в семье все любят спорт. Вас кто-нибудь проводит до дома? На вас некоторые жалуются.
Игра «Корректор»  - Исправьте ошибки.  1). За  рекой  косили (о./л.). 2).  По  дороге   зимней  скучной  тройка  борзая  бежит (наз.)   3).  В поселке  строят  новую  школу (н./л.)   4). Люблю  зимний  лес (о./л)    5). Город  и  людей  как  будто  подменили (односост.).  6).  Первые  шаги  весны (двусост.)    7). В  клубе  пели  и  плясали (о./л.) . 8). На  балконе  соседней   дачи  зажгли  свет (наз.). 10).  В  дверь   негромко  постучали (н./л.).

Игра «Корректор»

- Исправьте ошибки.

1). За  рекой  косили (о./л.). 2).  По  дороге   зимней  скучной  тройка  борзая  бежит (наз.)   3).  В поселке  строят  новую  школу (н./л.)   4). Люблю  зимний  лес (о./л)    5). Город  и  людей  как  будто  подменили (односост.).  6).  Первые  шаги  весны (двусост.)    7). В  клубе  пели  и  плясали (о./л.) . 8). На  балконе  соседней   дачи  зажгли  свет (наз.). 10).  В  дверь   негромко  постучали (н./л.).

Проверь себя!   1). За  рекой  косили (н./л.). 2).  По  дороге   зимней  скучной  тройка  борзая  бежит (двусост.)   3).  В поселке  строят  новую  школу (н./л.)   4). Люблю  зимний  лес (о./л)    5). Город  и  людей  как  будто  подменили (двусост.).  6).  Первые  шаги  весны (наз.)    7). В  клубе  пели  и  плясали (н./л.) . 8). На  балконе  соседней   дачи  зажгли  свет (н/л.). 10).  В  дверь   негромко  постучали (н./л.).

Проверь себя!

1). За  рекой  косили (н./л.). 2).  По  дороге   зимней  скучной  тройка  борзая  бежит (двусост.)   3).  В поселке  строят  новую  школу (н./л.)   4). Люблю  зимний  лес (о./л)    5). Город  и  людей  как  будто  подменили (двусост.).  6).  Первые  шаги  весны (наз.)    7). В  клубе  пели  и  плясали (н./л.) . 8). На  балконе  соседней   дачи  зажгли  свет (н/л.). 10).  В  дверь   негромко  постучали (н./л.).

    Работа с поэтическими текстами .  I вариант – Выписать предложения определённо-личные.  II вариант - Выписать предложения неопределённо-личные.

Работа с поэтическими текстами .

  • I вариант – Выписать предложения определённо-личные.
  • II вариант - Выписать предложения неопределённо-личные.
    Работа с поэтическими текстами . 1.И на обломках самовластья Напишут наши имена.(А.С. Пушкин). 2. Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю! ( М.Ю. Лермонтов) 3. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С.Пушкин) 4.Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А.С. Пушкин) 5.Не уходи, побудь со мною! (А.С. Пушкин)

Работа с поэтическими текстами .

1.И на обломках самовластья

Напишут наши имена.(А.С. Пушкин).

2. Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю! ( М.Ю. Лермонтов)

3. Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С.Пушкин)

4.Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А.С. Пушкин)

5.Не уходи, побудь со мною! (А.С. Пушкин)

     Игра – конкурс «Кто быстрее» 1. Выберите себе книгу по вкусу. 2.Осень. Готовимся к сельским работам. 3.Цыплят по осени считают. 4. В доме шумят. 5.Сегодня рисуем пейзаж. 6.Травы скашивают рано утром. 7. Знали бы дорогу- не заблудились бы. 8. Иду на помощь!

Игра – конкурс «Кто быстрее»

1. Выберите себе книгу по вкусу.

2.Осень. Готовимся к сельским работам.

3.Цыплят по осени считают.

4. В доме шумят.

5.Сегодня рисуем пейзаж.

6.Травы скашивают рано утром.

7. Знали бы дорогу- не заблудились бы.

8. Иду на помощь!

     Игра – конкурс «Кто быстрее» 1. Выберите себе книгу по вкусу. 2.Осень. Готовимся к сельским работам. 3.Цыплят по осени считают. (н-л) 4. В доме шумят . (н-л) 5.Сегодня рисуем пейзаж. 6.Травы скашивают рано утром. (н-л) 7. Знали бы дорогу- не заблудились бы. (н-л) 8. Иду на помощь!

Игра – конкурс «Кто быстрее»

1. Выберите себе книгу по вкусу.

2.Осень. Готовимся к сельским работам.

3.Цыплят по осени считают. (н-л)

4. В доме шумят . (н-л)

5.Сегодня рисуем пейзаж.

6.Травы скашивают рано утром. (н-л)

7. Знали бы дорогу- не заблудились бы. (н-л)

8. Иду на помощь!

       Самостоятельная работа  За лето не(большую) сельскую школу отремонтировали. Стены в классах за(нов..) побелили, и они стали такими чистыми, свеж..нькими без единого пятнышка. Пом..няли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют т..ремком.

Самостоятельная работа

За лето не(большую) сельскую школу отремонтировали. Стены в классах за(нов..) побелили, и они стали такими чистыми, свеж..нькими без единого пятнышка. Пом..няли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют т..ремком.

Алгоритм рассуждения .    1.Определи односоставное или двусоставное предложение. 2.Если односоставное и главный член выражен сказуемым, то определи: -если это глагол 1 л., наст. вр., изъяв.накл. или 2 л., наст.вр., изъяв. или повел. накл. - это определённо-личное предложение. -если глагол в 3л., мн.ч., наст. и буд.вр. или 3 л., мн.ч., прош.вр. - это неопределённо-личное предложение.  день идёшь по дорожке парка и любуешься

Алгоритм рассуждения .

1.Определи односоставное или двусоставное предложение.

2.Если односоставное и главный член выражен сказуемым, то определи:

-если это глагол 1 л., наст. вр., изъяв.накл. или 2 л., наст.вр., изъяв. или повел. накл. - это определённо-личное предложение.

-если глагол в 3л., мн.ч., наст. и буд.вр. или 3 л., мн.ч., прош.вр. - это неопределённо-личное предложение.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Подведём итоги.     Неопределённо – личные предложения это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го л.множественного числа в настоящем, будущем времени и в форме множественного числа прошедшего времени. день идёшь по дорожке парка и любуешься

Подведём итоги.

Неопределённо – личные предложения это односоставные предложения со сказуемым - глаголом в форме 3-го л.множественного числа в настоящем, будущем времени и в форме множественного числа прошедшего времени.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Зарядка для глаз

Зарядка для глаз

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ    § 33, стр.108.(выучить правило); упр.192; выполнить тестовые задания

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 33, стр.108.(выучить правило); упр.192; выполнить тестовые задания

Рефлексия   хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!